Добавлен: 13.02.2019

Просмотров: 9751

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»

Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Роль в работе организаций здравоохранения и врачей. Задачи. Основные методы исследований в общественном здоровье и здравоохранении. Характеристика, применение их в практической деятельности врача-гигиениста, эпидемиолога.

Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения (Закон РБ «О здравоохранении»).

Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).

Правовые основы деятельности службы государственного санитарного надзора. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Структура. Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс.

Права, обязанности и ответственность Главного государственного санитарного врача административной территории (Закон РБ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»).

Права и обязанности граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Закон РБ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»).

Здравоохранение. Государственная система здравоохранения, организационные принципы, характеристика. История развития государственной системы здравоохранения. Частная и страховая медицина, организационные принципы, характеристика.

Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).

Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования

Медицинская статистика, разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

Организация медицинского исследования, этапы. Характеристика плана и программы медицинского исследования. Статистическое наблюдение. Методы сбора статистической информации.

Статистические величины. Относительные величины, методика вычисления, использование в здравоохранении. Средние величины, виды, методика вычисления. Использование в медицине.

Характеристика разнообразия изучаемого признака в выборочной совокупности. Среднее квадратическое отклонение, методика вычисления, использование в деятельности врача.

Выборочный метод. Оценка достоверности результатов статистического исследования. Оценка достоверности разности относительных и средних величин. Критерий «t».

Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.

Статистика здоровья. Прогнозирование. Прогнозирование показателей здоровья методом экстраполяции по двум точкам.

Измерение связи. Применение методов корреляции и регрессии в работе врачей службы государственного санитарного надзора.

Критерий соответствия Хи-квадрат. Понятие о «нулевой гипотезе», этапы расчета критерия соответствия. Применение в практическом здравоохранении.

Медицинское исследование. Статистические таблицы, виды, требования к составлению. Графические изображения в статистике. Виды диаграмм, правила построения.

Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы

Общественное здоровье, факторы его определяющие. Показатели, используемые для оценки здоровья населения.

Демография как наука, определение, содержание. Важнейшие демографические проблемы современности. Значение демографических данных для здравоохранения.

Закон Республики Беларусь «О демографической безопасности». Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Цель, задачи. Ожидаемые результаты реализации.

Медицинская демография, предмет изучения, разделы, характеристика. Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения населения в Республике Беларусь.

Заболеваемость населения как медико-социальная проблема. Значение данных о заболеваемости для здравоохранения. Современное состояние заболеваемости в Республике Беларусь.

Методы изучения заболеваемости населения, характеристика. Метод изучения заболеваемости по обращаемости населения за медицинской помощью в организации здравоохранения. Первичная и общая заболеваемость. Учетные и отчетные документы. Показатели. Уровни и структура в Республике Беларусь.

Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Изучение острой инфекционной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели. Изучение заболеваемости населения важнейшими неэпидемическими заболеваниями. Учетные и отчетные документы. Показатели. Изучение госпитализированной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Метод изучения заболеваемости населения по результатам профилактических медицинских осмотров. Виды осмотров. Группы здоровья. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Метод изучения заболеваемости по данным о причинах смерти. Учетные документы, правила заполнения. Показатели.

Раздел IV. Охрана здоровья населения

Организация службы государственного санитарного надзора. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Организация и содержание работы, структура областного центра гигиены и эпидемиологии. Предупредительный и текущий санитарный надзор.

Права органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, их должностных лиц при проведении проверок. Обязанности должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Основные гарантии должностным лицам органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Порядок оформления документов по делу об административном правонарушении (акт обследования, протокол об административном правонарушении, постановление об административном правонарушении). Порядок и сроки обжалования решения по делу об административном правонарушении.

Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.

Взаимодействие в работе центра гигиены и эпидемиологии с местными исполнительными и распорядительными органами власти по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (составление справки и проекта решения исполнительного комитета по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия).

Взаимодействие центра гигиены и эпидемиологии с организациями здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья населения.

Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.

Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.

Социально-гигиенический мониторинг, задачи, роль в оценке и прогнозировании показателей здоровья населения. Организации и проведение социально-гигиенического мониторинга в центре гигиены и эпидемиологии.

Раздел V. Современные проблемы профилактики

Профилактика, определение, современные проблемы. Уровни и виды профилактики. Основные принципы первичной профилактики. Факторы, обуславливающие необходимость усиления профилактики на современном этапе.

Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах. Программы профилактики, их роль в укреплении и охране здоровья. Этапы разработки программ профилактики, структура профилактических программ, контроль реализации и оценка эффективности.

Медико-социальная проблема и пути профилактики распространенности туберкулеза, Государственная программа «Туберкулез» на 2010-2014гг.

Медицинская и социальная проблемы распространенности онкологических заболеваний, пути профилактики, Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2010–2014 гг.

Пьянство и алкоголизм как медико-социальная проблема, Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма 2011-2015гг.

ВИЧ-инфекция как медико-социальная проблема, пути профилактики, Государственная программа профилактики ВИЧ 2011-2015 гг.

Медико-социальная проблема и пути профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, Государственная программа «Кардиология» 2011-2015гг.

Медицинские и социальные последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции, Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 гг.

Гигиеническое воспитание и обучение населения в Республике Беларусь. Основные принципы. Методы и средства гигиенического воспитания и обучения. Содержание работы врача-гигиениста по формированию здорового образа жизни.

Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения

Руководство и управление здравоохранением в Республике Беларусь. Государственный санитарный надзор в структуре системы здравоохранения Республики Беларусь. Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор.

Государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Президента Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.

Органы управления службой государственного санитарного надзора.

Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива. Управленческий цикл. Виды управленческих решений, их характеристика.

Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.

Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.

Планирование службы государственного санитарного надзора на различных уровнях. Программно-целевое, функционально-отраслевое планирование.

Планирование работы центра гигиены и эпидемиологии. Годовой план работы центра гигиены и эпидемиологии, его разделы. Порядок составления. Данные, необходимые для составления годового плана центра гигиены и эпидемиологии.

Планирование оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии. Роль специалистов центра гигиены и эпидемиологии в планировании. Оценка эффективности оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии.

Экономика здравоохранения. Определение, задачи. Понятие о медицинской, социальной, экономической эффективности здравоохранения. Экономический эффект от снижения профессиональной заболеваемости.

I этап. Оценка показателей здоровья населения

1. Вычислить разницу между контрольным и фактическим значением показателя:

- общая смертность: 14,0-14,3 = 0,3

- младенческая смертность: 6,0-6,4 = 0,4

- заболеваемость с ВУТ: 690 – 700 = 10

- годность к воинской службе: 95,5 – 95,1 = 0,4

2. Умножить полученную разницу на оценку величины отклонения в баллах:

- общая смертность: 0,3 Х 2 = 0,6

- младенческая смертность: 0,4 Х 0,5 = 0,2

- заболеваемость с ВУТ: 10 Х 0,1 = 1

- годность к воинской службе: 0,4 Х 0,2 = 0,8

3. От значения «стоимости» контрольного показателя (в баллах) отнять или прибавить (зависит от знака) полученную величину:

- общая смертность: 3 - 0,6 = 2,4 б

- младенческая смертность: 6 – 0,2 = 5,8 б

- заболеваемость с ВУТ: 5- 1 = 4 б

- годность к воинской службе: 2 – 0,8 = 1,2 б

Аналогичным образом на II и III этапах оцениваются показатели деятельности и дефектов (в итоге получим: охват диспансеризацией 1,5 б, охват профосмотрами женщин 1,94 б, обоснованные жалобы 1,64 б, выявление онкологических больных в далеко зашедших стадиях 2,7 б)

IV этап. Комплексная оценка результатов.



Социально-гигиенический мониторинг, задачи, роль в оценке и прогнозировании показателей здоровья населения. Организации и проведение социально-гигиенического мониторинга в центре гигиены и эпидемиологии.

Социально-гигиенический мониторинг - система сбора, анализа и оценки информации о состоянии жизни и здоровья населения в зависимости от качества среды обитания человека.

Социально-гигиенический мониторинг проводится в целях выявления уровней риска для жизни и здоровья населения и разработки мероприятий, направленных на предупреждение, уменьшение и устранение неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания.

Социально-гигиенический мониторинг проводит Министерство здравоохранения Республики Беларусь в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

В результате выполнения Закона «О СЭБ» создана уникальная система СГМ, являющаяся основой изучения влияния факторов среды обитания на здоровье, разработки и реализации эффективных профилактических мероприятий.

Огромный объем работы ведется не только МЗ, но СГМ осуществляют силами многих Министерств и ведомств. В связи с чем возникла необходимость решать сложные задачи (организационные) по активному включению министерств и ведомств в межведомственные взаимосвязи.

Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами необходимо решать вопросы о построении информационных межведомственных каналов, как на республиканском, так и на региональном уровне.

Это необходимо для решения таких задач:

- формирование государственного фонда информационных ресурсов, в области обеспечения СЭБ населения

- выявление причинно-следственных связей на основе системного анализа, и оценки риска здоровью населения. Программно-техническое, лабораторно-диагностическое обеспечение СГМ на основе современных информационно-аналитических технологий программно-аппаратных комплексов


- межведомственная координация по обеспечению СЭБ населения при принятии управленческих решений на уровне государства, территориальном уровне, органов местного самоуправления.

Ведется работа по созданию информационного фонда данных (базы данных) о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, а также совокупность НПА и справочных материалов в области анализа, прогноза, и определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Основные показатели, формирующие государственные информационные фонды можно разделить на следующие категории:

- здоровье населения

- состояние среды обитания человека

- качества атмосферного воздуха; - поверхностных и подземных вод; - почвы.

- качество продовольственного сырья, и продуктов питания

- показатели социально-экономического положения территории, оказывающие влияние на изменение сан-эпидемиологическое состояние населения, здоровье человека и среды его обитания.

Одной из основных задач госсанслужбы – создание единой, строго структурированной, построенной на унифицированном и совместимом программно-аппаратном обеспечении, с единым методологическим и методическими подходами, системы СГМ на всей территории РБ.

СГМ – это сложная межведомственная система наблюдения, с анализом поступающей информации и прогнозированием возможных ситуаций в ближайшем и отдаленном будущем.

Создан координационный совет по сотрудничеству в области создания единого информационного пространства государств – участников СНГ для обеспечения СЭБ населения.

Необходимо определить перечень приоритетных загрязнителей атмосферного воздуха (NO2, CO, взвешенные в-ва, формальдегид, аммиак, фенол, сероводород, бензол, бенз-а-пирен, толуол, метилмеркоптан).

В составе загрязнителей присутствуют вещества обладающие канцерогенным, гепатотоксическим и нефротоксическим действием, влияющим на репродуктвную функцию и иммунную систему человека.

Как показывают исследования наибольшую опасность для окружающей среды представляют следующие отрасли промышленности:

  1. машиностроение и машинообработка

  2. электро-энергетика

  3. химическая и нефтехимическая

  4. черная и цветная металлургия

  5. топливная

В целях системного обеспечения ведения СГМ в учреждениях ЦГЭ происходит или (сформированы) специализированные отделы, укомплектованные оргтехникой и подготовленными кадрами.

Развитие системы СГМ позволит перейти к использованию методологии оценки риска воздействия факторов окр среды на здоровье населения, что в конечном итоге позволит не только сформировать планы профилактических мероприятий но и в плотную подойти к оценке стоимости здоровья, стоимости ущерба здоровью.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь27.01.2004 N 82: ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА


1. Настоящее Положение определяет систему, цель и задачи социально-гигиенического мониторинга (далее - мониторинг).

2. Мониторинг проводится на республиканском, областном, городском и районном уровнях в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.

3. Целью мониторинга являются выявление уровней риска для здоровья и разработка мероприятий, направленных на уменьшение, устранение и предупреждение неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения.

4. Основные задачи системы мониторинга:

  • организация наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;

  • получение информации, необходимой для реализации цели мониторинга, от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

  • идентификация факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, путем выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и воздействием факторов среды обитания человека;

  • прогнозирование состояния здоровья населения;

  • обоснование, разработка и организация выполнения программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемического благополучия и охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

  • программное и инженерно-техническое обеспечение мониторинга на основе современных научных решений и внедрения современных информационных технологий;

  • координация межведомственной деятельности по мониторингу;

  • информирование государственных органов, юридических лиц и граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга;

  • ведение специализированных банков данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека.

5. В системе мониторинга отслеживается и анализируется следующая информация:

  • о состоянии здоровья населения: заболеваемости, физическом развитии, инвалидности;

  • о демографических процессах;

  • об условиях воспитания и обучения детей, подростков и молодежи;

  • об условиях труда;

  • о структуре питания, качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека;

  • об уровне гигиенического воспитания и обучения населения;

  • об уровнях загрязнения атмосферного воздуха;

  • о качестве питьевой воды, состоянии источников питьевого водоснабжения, водных объектов в местах водопользования;

  • о состоянии земель;

  • об источниках вредных физических воздействий (шум, вибрация, ультразвук, электромагнитные волны и др.);

  • об источниках вредного воздействия на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, землю;

  • о радиационной обстановке;

  • о показателях социально-экономического развития республики в целом и ее административно-территориальных единиц.


6. Проведение мониторинга организует Министерство здравоохранения Республики Беларусь во взаимодействии с соответствующими республиканскими органами государственного управления.

7. Организацию и проведение мониторинга на уровне административно-территориальных единиц проводят территориальные учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, во взаимодействии с соответствующими государственными органами.

8. Порядок проведения мониторинга, состав информации, необходимой для реализации целей мониторинга, сроки ее получения определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными государственными органами.

9. Система социально-гигиенического мониторинга взаимодействует с Национальной системой мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в части обмена информацией о состоянии окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов. Обмен информацией между указанными системами осуществляется на безвозмездной основе в порядке, установленном законодательством.



Раздел V. Современные проблемы профилактики

Профилактика, определение, современные проблемы. Уровни и виды профилактики. Основные принципы первичной профилактики. Факторы, обуславливающие необходимость усиления профилактики на современном этапе.

Профилактика – составная часть медицины, система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и увеличению продолжительности жизни.

Современные особенности и проблемы профилактики:

1) должна быть направлена не только на охрану здоровья, но главным образом на укрепление здоровья, на охрану здоровья здоровых людей (здоровье здоровых изучает саналогия)

Формула здоровья по ВОЗ - здоровье зависит от:

- образа жизни (50%) - совокупности принимаемых человеком решений, воздействующих на его здоровье (ВОЗ); характеризует жизнь в целом, основан на взаимодействии условий жизни и особенностей индивидуального поведения, определяется социально-культурными факторами и личностными характеристиками.

- состояния окружающей среды (20%);

- генетических факторов (20%);

- лечебных мер, медицины (10%)

2) необходимость активного участия в профилактике населения

3) необходимость усиления общественной направленности профилактики

Наиболее оптимальной формой комплексной работы являются национальные программы профилактики.

Комплексная национальная программа профилактики принята Советом Министров, она основана на мерах по преодолению факторов риска, формированию здорового образа жизни. Финансирование программ профилактики идет за счет бюджета ЗО..

Программы делятся на: а) территориальные и б) отраслевые.

Требования к программам профилактики:

а) определение темы программы

б) определение ее конечной цели

в) постановка задач программы


г) контроль за выполнением программы.

Структура программы:

1) Мероприятия по охране окружающей среды (здоровье и окружающая среда)

2) Производство, условия труда и здоровье человека

3) Образ жизни и здоровье человека

4) Повышение качества и эффективности медицинской помощи населению и совершенствование управления.

В РБ действуют 12 программ профилактики:

Государственные программы

 Наименование программы

Дата и номер нормативного документа органа, утвердившего программу

Срок реализации

Государственная программа "Туберкулез"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 2010 г. № 11

2010–2014 гг.

Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2010–2014 годы

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля  2011 г. № 163

2010–2014 гг.

Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2011 г. № 27

2011–2015 гг.

Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта  2011 г. № 269

2011–2015 гг.

Государственная программа "Кардиология"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 4 марта 2011 г. № 268

2011–2015 гг.

Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря  2010 г. № 1922

2011–2015 гг. и на период до 2020 г.

Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2010 г. № 1602 

2011–2015 гг.

Комплексная программа развития социального обслуживания

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. № 1126 

2011–2015 гг.

Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы

Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357

2011–2015 гг.

Государственная программа устойчивого развития села на 2011–2015 годы

Указ Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342

2011–2015 гг. 

Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы Подпрограмма «Электронное здравоохранение»

Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 28 марта 2011 г.№ 384

2011–2015 гг.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы

Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136

Постановление Совета Министров   Республики Беларусь от 11 июля 2011 г.№ 942

2011–2015 гг.