Добавлен: 13.02.2019

Просмотров: 9785

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»

Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Роль в работе организаций здравоохранения и врачей. Задачи. Основные методы исследований в общественном здоровье и здравоохранении. Характеристика, применение их в практической деятельности врача-гигиениста, эпидемиолога.

Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения (Закон РБ «О здравоохранении»).

Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).

Правовые основы деятельности службы государственного санитарного надзора. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Структура. Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс.

Права, обязанности и ответственность Главного государственного санитарного врача административной территории (Закон РБ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»).

Права и обязанности граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Закон РБ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»).

Здравоохранение. Государственная система здравоохранения, организационные принципы, характеристика. История развития государственной системы здравоохранения. Частная и страховая медицина, организационные принципы, характеристика.

Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).

Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования

Медицинская статистика, разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

Организация медицинского исследования, этапы. Характеристика плана и программы медицинского исследования. Статистическое наблюдение. Методы сбора статистической информации.

Статистические величины. Относительные величины, методика вычисления, использование в здравоохранении. Средние величины, виды, методика вычисления. Использование в медицине.

Характеристика разнообразия изучаемого признака в выборочной совокупности. Среднее квадратическое отклонение, методика вычисления, использование в деятельности врача.

Выборочный метод. Оценка достоверности результатов статистического исследования. Оценка достоверности разности относительных и средних величин. Критерий «t».

Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.

Статистика здоровья. Прогнозирование. Прогнозирование показателей здоровья методом экстраполяции по двум точкам.

Измерение связи. Применение методов корреляции и регрессии в работе врачей службы государственного санитарного надзора.

Критерий соответствия Хи-квадрат. Понятие о «нулевой гипотезе», этапы расчета критерия соответствия. Применение в практическом здравоохранении.

Медицинское исследование. Статистические таблицы, виды, требования к составлению. Графические изображения в статистике. Виды диаграмм, правила построения.

Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы

Общественное здоровье, факторы его определяющие. Показатели, используемые для оценки здоровья населения.

Демография как наука, определение, содержание. Важнейшие демографические проблемы современности. Значение демографических данных для здравоохранения.

Закон Республики Беларусь «О демографической безопасности». Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Цель, задачи. Ожидаемые результаты реализации.

Медицинская демография, предмет изучения, разделы, характеристика. Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения населения в Республике Беларусь.

Заболеваемость населения как медико-социальная проблема. Значение данных о заболеваемости для здравоохранения. Современное состояние заболеваемости в Республике Беларусь.

Методы изучения заболеваемости населения, характеристика. Метод изучения заболеваемости по обращаемости населения за медицинской помощью в организации здравоохранения. Первичная и общая заболеваемость. Учетные и отчетные документы. Показатели. Уровни и структура в Республике Беларусь.

Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Изучение острой инфекционной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели. Изучение заболеваемости населения важнейшими неэпидемическими заболеваниями. Учетные и отчетные документы. Показатели. Изучение госпитализированной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Метод изучения заболеваемости населения по результатам профилактических медицинских осмотров. Виды осмотров. Группы здоровья. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Метод изучения заболеваемости по данным о причинах смерти. Учетные документы, правила заполнения. Показатели.

Раздел IV. Охрана здоровья населения

Организация службы государственного санитарного надзора. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Организация и содержание работы, структура областного центра гигиены и эпидемиологии. Предупредительный и текущий санитарный надзор.

Права органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, их должностных лиц при проведении проверок. Обязанности должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Основные гарантии должностным лицам органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Порядок оформления документов по делу об административном правонарушении (акт обследования, протокол об административном правонарушении, постановление об административном правонарушении). Порядок и сроки обжалования решения по делу об административном правонарушении.

Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.

Взаимодействие в работе центра гигиены и эпидемиологии с местными исполнительными и распорядительными органами власти по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (составление справки и проекта решения исполнительного комитета по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия).

Взаимодействие центра гигиены и эпидемиологии с организациями здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья населения.

Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.

Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.

Социально-гигиенический мониторинг, задачи, роль в оценке и прогнозировании показателей здоровья населения. Организации и проведение социально-гигиенического мониторинга в центре гигиены и эпидемиологии.

Раздел V. Современные проблемы профилактики

Профилактика, определение, современные проблемы. Уровни и виды профилактики. Основные принципы первичной профилактики. Факторы, обуславливающие необходимость усиления профилактики на современном этапе.

Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах. Программы профилактики, их роль в укреплении и охране здоровья. Этапы разработки программ профилактики, структура профилактических программ, контроль реализации и оценка эффективности.

Медико-социальная проблема и пути профилактики распространенности туберкулеза, Государственная программа «Туберкулез» на 2010-2014гг.

Медицинская и социальная проблемы распространенности онкологических заболеваний, пути профилактики, Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2010–2014 гг.

Пьянство и алкоголизм как медико-социальная проблема, Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма 2011-2015гг.

ВИЧ-инфекция как медико-социальная проблема, пути профилактики, Государственная программа профилактики ВИЧ 2011-2015 гг.

Медико-социальная проблема и пути профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, Государственная программа «Кардиология» 2011-2015гг.

Медицинские и социальные последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции, Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 гг.

Гигиеническое воспитание и обучение населения в Республике Беларусь. Основные принципы. Методы и средства гигиенического воспитания и обучения. Содержание работы врача-гигиениста по формированию здорового образа жизни.

Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения

Руководство и управление здравоохранением в Республике Беларусь. Государственный санитарный надзор в структуре системы здравоохранения Республики Беларусь. Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор.

Государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Президента Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.

Органы управления службой государственного санитарного надзора.

Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива. Управленческий цикл. Виды управленческих решений, их характеристика.

Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.

Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.

Планирование службы государственного санитарного надзора на различных уровнях. Программно-целевое, функционально-отраслевое планирование.

Планирование работы центра гигиены и эпидемиологии. Годовой план работы центра гигиены и эпидемиологии, его разделы. Порядок составления. Данные, необходимые для составления годового плана центра гигиены и эпидемиологии.

Планирование оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии. Роль специалистов центра гигиены и эпидемиологии в планировании. Оценка эффективности оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии.

Экономика здравоохранения. Определение, задачи. Понятие о медицинской, социальной, экономической эффективности здравоохранения. Экономический эффект от снижения профессиональной заболеваемости.

Роль национальных программ профилактики в укреплении здоровья населения - национальные программы позволяют:

1) подходить к решению проблем профилактики с использованием не только ресурсов ЗО, но и ресурсов, возможностей других ведомств и министерств

2) организовать взаимодействие специалистов на международном уровне

3) привлечь к участию в программе общественные организации и население в целом

Уровни профилактики:

а) государственный – законодательные меры, направленные на повышение материального положения людей, их культурного уровня

б) общественный (трудового коллектива) – создание оптимального микроклимата в коллективе, адекватных условий труда.

в) семейный

г) индивидуальный – каждый в ответе за свое здоровье.

Направления профилактики:

1) поведенческое

2) санитарно-гигиеническое

3) функционально-биологическое

4) лечебно-оздоровительное


Виды профилактики (два направления ее):

а) индивидуальная - включает рациональный режим и гигиеническое поведение человека

б) общественная - система государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране общественного здоровья

По состоянию здоровья различают (виды профилактики по ВОЗ):

1. Первичную профилактику - система мер наступательного характера, направленных на устранение условий и причин, вызывающих заболевание. Ее задачи: активизация защитных сил организма, предупреждение отрицательных воздействий факторов риска на здоровье человека.

2. Вторичную профилактику - комплекс медицинских мероприятий оборонительного характера, направленных на раннее выявление заболеваний, предупреждение рецидивов, прогрессирование патологического процесса.

3. Третичная профилактика - элемент вторичной, реабилитация больных, инвалидов, которые утратили возможность полноценной жизнедеятельности.

Основные принципы первичной профилактики:

1) непрерывность профилактических мероприятий (на протяжении всей жизни, начиная еще в антенатальном периоде)

2) дифференцированный характер профилактических мероприятий

3) массовость профилактики

4) научность профилактики

5) комплексность профилактических мер (участие в профилактике лечебных учреждений, органов власти, общественных организаций, населения)

Причины, требующие усиления профилактики на современном этапе:

1) изменяется тип патологии: с эпидемического (инфекции) на неэпидемический

2) отмечается неблагоприятное течение вирусной патологии

3) неблагоприятные тенденции динамики демографических процессов

4) ухудшается физическое и нервно-психическое здоровье населения (особенно детского).

ВОЗ: "Здоровье нации - в чреве беременных женщин"; "Больные родители не могут родить здорового ребенка"; "Каждые последующие поколения более больные, чем предыдущие".

5) повышается агрессивность окружающей среды




Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах. Программы профилактики, их роль в укреплении и охране здоровья. Этапы разработки программ профилактики, структура профилактических программ, контроль реализации и оценка эффективности.

Закон «О здравоохранении»:

медицинская профилактика - основанный на личной заинтересованности пациента комплекс медицинских услуг, направленных на снижение вероятности возникновения заболеваний, выявление причин и условий, способствующих их возникновению и распространению;

Статья 3. Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения

Основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются:

  • создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;

  • обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;

  • приоритетность мер профилактической направленности;

  • приоритетность развития первичной медицинской помощи;

  • приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в послеродовой период, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

  • обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и его будущих поколений;

  • формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих;

  • ответственность государственных органов, организаций за состояние здоровья населения;

  • ответственность нанимателей за состояние здоровья работников.

Статья 18-1. Медицинская профилактика

(введена Законом Республики Беларусь от 16.06.2014 N 164-З)

Организации здравоохранения в пределах своей компетенции проводят медицинскую профилактику путем проведения медицинских осмотров, диспансеризации населения, мероприятий по формированию здорового образа жизни, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе по проведению профилактических прививок, других мероприятий по медицинской профилактике в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Порядок проведения медицинских осмотров устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Материал лекции:

Программа – план для неповторяющихся действий.

Цели – улучшение состояния здоровья.

Компоненты:

  • информационная работа

  • навыки ЗОЖ

  • лечебно-профил работа

Документы, регламентирующие разработку гос программ:

  • Постановление МЗ РБ от 04.11.2004 №1404 «Об утверждении положения о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных народно-хозяйственных и социальных программ»

  • Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 6 октября 2007 г. № 356 ПОРЯДОК разработки и реализации межгосударственных целевых программ Евразийского экономического сообщества

  • Инструкция по применению «Разработка и мониторинг государственных программ в области охраны здоровья», утв. Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 13.02.2009, рег. № 007-0209.


Виды программ

  • государственные народно-хозяйственные

  • социальные

  • межгосударственные целевые

Виды программы

  1. комплексная

  • президентская

  • национальная

  • государственная

  1. отраслевая

  2. научно-техническая

Основные этапы разработки:

  • обоснования поставленной цели и конкретных задач на основе анализа существующей ситуации, имеющихся возможностей и прогнозов.

  • мероприятия, необходимые для решения задач, в их последовательности и взаимосвязи, с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения.

  • финансовые, кадровые, технические обеспечения программы.

  • контрольные показатели и механизмы для оценки хода выполнения программ, включая график и методы оценки хода работ и внесения необходимых изменений в программу.

Этапы разработки гос программы:

При разработке государственных программ в области охраны здоровья населения выделяются следующие основные этапы:

  • - подготовка инициативного предложения;

  • - разработка проекта концепции государственной программы;

  • - разработка и согласование проекта; - утверждение;

  • - мониторинг выполнения государственной программы;

  • - контроль выполнения государственной программы.

Все расписано подробно тут: http://belmapo.by/assets/files/007-0209.pdf

[Инструкция по применению: РАЗРАБОТКА И МОНИТОРИНГ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ, утв 13.02.2009]

Эффективность реализации гос программ:

1. экономическая эффективность

2. медицинская и социальная эффективность



Медико-социальная проблема и пути профилактики распространенности туберкулеза, Государственная программа «Туберкулез» на 2010-2014гг.

Основные характеристики Государственной Программы "Туберкулез"

Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 2010 г. № 11

Наименование программы

Государственная программа "Туберкулез"

Государственные заказчики и координаторы

Министерство здравоохранения Республики Беларусь  

облисполкомы и Минский горисполком

Министерство внутренних дел

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Государственный пограничный комитет

Заказчик-координатор

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Цель

Обеспечение реализации права граждан на охрану здоровья, закрепленного в Конституции Республики Беларусь, путем предупреждения и снижения распространения туберкулезной инфекции, улучшения эпидемической ситуации

Задачи

снижение показателя смертности пациентов от туберкулеза на 1 процент в год;

снижение показателя заболеваемости населения туберкулезом на 2 процента в год;

увеличение к 2015 году числа активно выявляемых лиц, больных туберкулезом, на 5 процентов

Срок реализации 

2010 – 2014 годы

Объемы финансирования

Ресурсное обеспечение Программы составляет (млн. руб.):

республиканский бюджет –

2010 г. - 19 557,2

2011 г. - 48 447,1

2012 г. - 44 552,6

2013 г. - 41 690,1

2014 г. - 30 206,6

Местные бюджеты –

2010 г. - 15884,9

2011 г. - 20 092,1

2012 г. - 19 705,0

2013 г. - 22 334,1

2014 г. - 17 658,3

Ожидаемые результаты

В результате реализации Государственной программы будут созданы условия, способствующие снижению показателя заболеваемости населения туберкулезом в среднем на 2 процента в год и показателя смертности пациентов от туберкулеза в среднем на 1 процент в год, что будет способствовать сохранению трудового потенциала республики и обеспечению социального благополучия населения.

Увеличение числа активно выявляемых лиц, больных туберкулезом, на 5 процентов к 2015 году позволит определять заболевание в ранней стадии и излечивать пациентов от туберкулеза.

Улучшение материально-технической базы противотуберкулезных организаций здравоохранения будет способствовать созданию условий для качественного и безопасного оказания медицинской помощи пациентам с туберкулезом


Туберкулез в Республике Беларусь в последние два десятилетия продолжает оставаться распространенным заболеванием, наносящим значительный ущерб здоровью населения и экономике страны. С 1991 по 2008 год уровень заболеваемости туберкулезом по государственным организациям здравоохранения увеличился на 46,6 процента (с 30,9 до 45,3 на 100 тыс. населения), а уровень смертности - в два раза (с 4,3 до 8,6 на 100 тыс. населения).

С 2005 по 2008 год наметилась положительная динамика эпидемиологических показателей: уровень заболеваемости туберкулезом в Республике Беларусь снизился на 11,4 процента (с 51,1 до 45,3 на 100 тыс. населения), уровень смертности - на 29,8 процента (с 12,1 до 8,6 на 100 тыс. населения).

В то же время заболеваемость населения туберкулезом и смертность от него продолжают представлять серьезную проблему в республике, наносят значительный ущерб здоровью людей и экономике страны. Ежегодно туберкулезом заболевает 4,5 тыс. человек, из них 79,4 процента в трудоспособном возрасте, и умирает около 1000 человек, из которых 81,3 процента составляют лица трудоспособного возраста. Уровень смертности обусловлен высоким удельным весом остропрогрессирующих форм этого заболевания, а также наличием значительного контингента социально дезадаптированных лиц с хроническими и лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза.

Экономические потери общества, связанные с туберкулезом, обусловлены как высокой стоимостью лечения из-за длительных сроков (2 - 3 года при незапущенных формах заболевания и 8 - 10 лет при распространенных хронических процессах), так и продолжительной, а зачастую и полной утратой трудоспособности и связанными с этим значительными затратами на социальное обеспечение по инвалидности.

О глобальности современной проблемы туберкулеза свидетельствуют экспертные оценки Всемирной организации здравоохранения. В 1993 году данная организация объявляет чрезвычайную ситуацию по туберкулезу, и с 1995 года начинает работать новая международная стратегия борьбы с туберкулезом, получившая название DOTS. В 2006 году начала действовать международная стратегия "Остановить туберкулез" ("Stop - TB"). Поставлена цель к 2015 году остановить распространение туберкулеза и достигнуть 70 процентов выявления всех случаев заболевания и 85 процентов излечения пациентов.

Ежегодно в Европе заболевают туберкулезом 445000 человек, умирают от этой болезни 66000 человек и, по оценке Всемирной организации здравоохранения, отмечается почти 70000 случаев заболевания туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя болезни. Наибольшее количество заболеваний (75 процентов всех случаев) приходится на страны Восточной Европы.

Находясь в центре Европы, Беларусь не является исключением, и все проблемы заболеваемости туберкулезом и смертности от него в развитых странах непосредственно касаются и населения нашей республики.


В последние годы появился ряд проблем, решение которых требует разработки внеочередных мер воздействия и привлечения дополнительных финансовых средств.

Так, из года в год возрастает число случаев ВИЧ-ассоциированного туберкулеза, кумулятивное число которого составило на 1 января 2009 г. 998 человек (на 1 января 2005 г. - 222), на 59,6 процента вырос уровень множественной лекарственной устойчивости среди вновь выявленных лиц, больных туберкулезом (с 9,9 процента в 2005 году до 15,8 процента в 2008 году). Контингенты лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью, состоящие на учете в противотуберкулезных организациях здравоохранения республики, увеличились за указанный период на 34,8 процента (с 1966 до 2651 человека).

Остается нерешенной проблема роста заболеваемости медицинских работников: в 2005 году заболело туберкулезом 96 человек, в том числе 13 человек, работающих в противотуберкулезных организациях здравоохранения, в 2008 году - 103 и 18 человек соответственно.

Необходимо интенсифицировать мероприятия, направленные на предупреждение распространения туберкулеза среди крупного рогатого скота в целях снижения риска заболевания населения туберкулезом, вызываемым микобактерией бычьего типа.

Особого внимания требует эпидемиология туберкулеза в пенитенциарных учреждениях, где уровень заболеваемости превышает в 6,7 раза аналогичный в гражданском секторе. В системе Министерства внутренних дел принятые профилактические меры позволили снизить заболеваемость туберкулезом с 1658 на 100 тыс. человек в 1998 году до 303,6 на 100 тыс. человек в 2008 году. Крайне необходимо усиливать противотуберкулезные действия и создавать необходимую материально-техническую базу для диагностики и лечения туберкулеза у лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел. Тюремный туберкулез после освобождения заключенных является серьезным фактором распространения заболевания среди населения и существенно влияет на ухудшение эпидемической ситуации.

Таким образом, существующие в настоящее время проблемы в борьбе с одним из опаснейших инфекционных заболеваний, каким является туберкулез, требуют осуществления на государственном уровне широкомасштабных мероприятий по организации противотуберкулезной помощи населению республики.

Приоритетными направлениями Государственной программы являются:

своевременная диагностика туберкулеза легких и других внелегочных локализаций;

проведение профилактических осмотров лиц повышенного риска заболевания туберкулезом;

разработка и внедрение в практику эффективных мер по снижению уровня смертности от туберкулеза, увеличению продолжительности жизни и улучшению качества жизни пролеченных больных;

разработка мероприятий по повышению уровня санитарной культуры населения, формированию здорового образа жизни.