Добавлен: 13.02.2019

Просмотров: 9652

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»

Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Роль в работе организаций здравоохранения и врачей. Задачи. Основные методы исследований в общественном здоровье и здравоохранении. Характеристика, применение их в практической деятельности врача-гигиениста, эпидемиолога.

Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения (Закон РБ «О здравоохранении»).

Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).

Правовые основы деятельности службы государственного санитарного надзора. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Структура. Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс.

Права, обязанности и ответственность Главного государственного санитарного врача административной территории (Закон РБ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»).

Права и обязанности граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Закон РБ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»).

Здравоохранение. Государственная система здравоохранения, организационные принципы, характеристика. История развития государственной системы здравоохранения. Частная и страховая медицина, организационные принципы, характеристика.

Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).

Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования

Медицинская статистика, разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

Организация медицинского исследования, этапы. Характеристика плана и программы медицинского исследования. Статистическое наблюдение. Методы сбора статистической информации.

Статистические величины. Относительные величины, методика вычисления, использование в здравоохранении. Средние величины, виды, методика вычисления. Использование в медицине.

Характеристика разнообразия изучаемого признака в выборочной совокупности. Среднее квадратическое отклонение, методика вычисления, использование в деятельности врача.

Выборочный метод. Оценка достоверности результатов статистического исследования. Оценка достоверности разности относительных и средних величин. Критерий «t».

Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.

Статистика здоровья. Прогнозирование. Прогнозирование показателей здоровья методом экстраполяции по двум точкам.

Измерение связи. Применение методов корреляции и регрессии в работе врачей службы государственного санитарного надзора.

Критерий соответствия Хи-квадрат. Понятие о «нулевой гипотезе», этапы расчета критерия соответствия. Применение в практическом здравоохранении.

Медицинское исследование. Статистические таблицы, виды, требования к составлению. Графические изображения в статистике. Виды диаграмм, правила построения.

Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы

Общественное здоровье, факторы его определяющие. Показатели, используемые для оценки здоровья населения.

Демография как наука, определение, содержание. Важнейшие демографические проблемы современности. Значение демографических данных для здравоохранения.

Закон Республики Беларусь «О демографической безопасности». Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Цель, задачи. Ожидаемые результаты реализации.

Медицинская демография, предмет изучения, разделы, характеристика. Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения населения в Республике Беларусь.

Заболеваемость населения как медико-социальная проблема. Значение данных о заболеваемости для здравоохранения. Современное состояние заболеваемости в Республике Беларусь.

Методы изучения заболеваемости населения, характеристика. Метод изучения заболеваемости по обращаемости населения за медицинской помощью в организации здравоохранения. Первичная и общая заболеваемость. Учетные и отчетные документы. Показатели. Уровни и структура в Республике Беларусь.

Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Изучение острой инфекционной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели. Изучение заболеваемости населения важнейшими неэпидемическими заболеваниями. Учетные и отчетные документы. Показатели. Изучение госпитализированной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Метод изучения заболеваемости населения по результатам профилактических медицинских осмотров. Виды осмотров. Группы здоровья. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Метод изучения заболеваемости по данным о причинах смерти. Учетные документы, правила заполнения. Показатели.

Раздел IV. Охрана здоровья населения

Организация службы государственного санитарного надзора. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Организация и содержание работы, структура областного центра гигиены и эпидемиологии. Предупредительный и текущий санитарный надзор.

Права органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, их должностных лиц при проведении проверок. Обязанности должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Основные гарантии должностным лицам органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Порядок оформления документов по делу об административном правонарушении (акт обследования, протокол об административном правонарушении, постановление об административном правонарушении). Порядок и сроки обжалования решения по делу об административном правонарушении.

Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.

Взаимодействие в работе центра гигиены и эпидемиологии с местными исполнительными и распорядительными органами власти по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (составление справки и проекта решения исполнительного комитета по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия).

Взаимодействие центра гигиены и эпидемиологии с организациями здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья населения.

Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.

Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.

Социально-гигиенический мониторинг, задачи, роль в оценке и прогнозировании показателей здоровья населения. Организации и проведение социально-гигиенического мониторинга в центре гигиены и эпидемиологии.

Раздел V. Современные проблемы профилактики

Профилактика, определение, современные проблемы. Уровни и виды профилактики. Основные принципы первичной профилактики. Факторы, обуславливающие необходимость усиления профилактики на современном этапе.

Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах. Программы профилактики, их роль в укреплении и охране здоровья. Этапы разработки программ профилактики, структура профилактических программ, контроль реализации и оценка эффективности.

Медико-социальная проблема и пути профилактики распространенности туберкулеза, Государственная программа «Туберкулез» на 2010-2014гг.

Медицинская и социальная проблемы распространенности онкологических заболеваний, пути профилактики, Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2010–2014 гг.

Пьянство и алкоголизм как медико-социальная проблема, Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма 2011-2015гг.

ВИЧ-инфекция как медико-социальная проблема, пути профилактики, Государственная программа профилактики ВИЧ 2011-2015 гг.

Медико-социальная проблема и пути профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, Государственная программа «Кардиология» 2011-2015гг.

Медицинские и социальные последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции, Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 гг.

Гигиеническое воспитание и обучение населения в Республике Беларусь. Основные принципы. Методы и средства гигиенического воспитания и обучения. Содержание работы врача-гигиениста по формированию здорового образа жизни.

Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения

Руководство и управление здравоохранением в Республике Беларусь. Государственный санитарный надзор в структуре системы здравоохранения Республики Беларусь. Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор.

Государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Президента Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.

Органы управления службой государственного санитарного надзора.

Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива. Управленческий цикл. Виды управленческих решений, их характеристика.

Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.

Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.

Планирование службы государственного санитарного надзора на различных уровнях. Программно-целевое, функционально-отраслевое планирование.

Планирование работы центра гигиены и эпидемиологии. Годовой план работы центра гигиены и эпидемиологии, его разделы. Порядок составления. Данные, необходимые для составления годового плана центра гигиены и эпидемиологии.

Планирование оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии. Роль специалистов центра гигиены и эпидемиологии в планировании. Оценка эффективности оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии.

Экономика здравоохранения. Определение, задачи. Понятие о медицинской, социальной, экономической эффективности здравоохранения. Экономический эффект от снижения профессиональной заболеваемости.

Наименование программы 

Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года

Основание для разработки

Распоряжение Премьер-министра Республики Беларусь от 22 июля 2008 г. № 94р

Государственные заказчики

Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство образования, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения

Заказчик-координатор

Министерство по чрезвычайным ситуациям

Основные разработчики

Министерство по чрезвычайным ситуациям, Национальная академия наук Беларуси, Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство образования, Брестский, Гомельский и Могилевский облисполкомы, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения

Цель программы

Дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, содействие переходу от реабилитации территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию при безусловном обеспечении требований радиационной безопасности

Задачи программы

в области социальной и медицинской защиты населения:

обеспечение социальной защиты пострадавших граждан

совершенствование системы медицинского наблюдения, специальной диспансеризации, диагностики и лечения пострадавших граждан 
реализация мероприятий по повышению эффективности и улучшению качества санаторно-курортного лечения и оздоровления пострадавших граждан

организация бесплатного питания учащихся, обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего базового и общего среднего образования, расположенных на загрязненных территориях.

в области радиационной защиты:

реализация комплекса защитных мероприятий в сельском хозяйстве, обеспечивающих производство продукции, соответствующей республиканским и международным нормативам по содержанию радионуклидов

проведение мероприятий в лесном хозяйстве по рациональному использованию лесных ресурсов на загрязненных территориях, охране лесов от пожаров, минимизации доз облучения работников леса

обеспечение надежного функционирования республиканской системы радиационного контроля

выполнение работ по содержанию и функционированию территорий зон отчуждения и отселения, включая ликвидацию непригодных объектов, дезактивацию, захоронение радиоактивных отходов, требующих специального обращения

в социально-экономическом развитии пострадавших регионов:

продолжение газификации, строительства водопроводных сетей и сооружений водоподготовки в загрязненных населенных пунктах 
обеспечение жильем льготной категории граждан, а также специалистов, прибывших на работу на территории радиоактивного загрязнения 
реализация специальных проектов, направленных на социально-экономическое развитие пострадавших районов

в области научного и информационного обеспечения:

разработка новых методов диагностики, лечения и реабилитации пострадавших граждан

совершенствование методов прогнозной оценки доз облучения населения в отдаленный период после катастрофы на Чернобыльской АЭС для проведения мер радиационной защиты

обоснование показателей плодородия почв, обеспечивающих минимизацию поступления цезия-137 и стронция-90 в продукцию сельскохозяйственных культур, на принципах экономической целесообразности применения агрохимических защитных мер

получение новых знаний в области радиобиологии и радиоэкологии для уточнения принципов безопасной жизнедеятельности на загрязненных территориях

дальнейшее совершенствование взаимодействия республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в осуществлении политики государства в области минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на основе внедрения современных организационных и информационных технологий

Срок реализации

2011–2015 годы и на период до 2020 года

Основные мероприятия Государственной программы

социальная защита, медицинское обеспечение, оздоровление и санаторно-курортное лечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

радиационная защита и адресное применение защитных мер

социально-экономическое развитие пострадавших регионов

научное и информационное обеспечение

Исполнители основных мероприятий Государственной программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство финансов, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, облисполкомы, органы местного управления

Объемы и источники финансирования

6 830 178,8 млн. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета – 6 351 055,1 млн. рублей

средства местных бюджетов – 272 099,2 млн. рублей

другие источники финансирования – 207 024,5 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации

обеспечение радиационной защиты населения Республики Беларусь

повышение эффективности адресной специализированной медицинской помощи пострадавшим гражданам

улучшение качества и уровня жизни населения, проживающего в загрязненных радионуклидами районах

содействие экономическому развитию пострадавших регионов




Гигиеническое воспитание и обучение населения в Республике Беларусь. Основные принципы. Методы и средства гигиенического воспитания и обучения. Содержание работы врача-гигиениста по формированию здорового образа жизни.

Гигиеническое обучение и воспитание (ГОВ) - система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня санитарно-гигиенической культуры населения с целью сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продолжительности жизни. ГОВ основано на данных медицинских, психологических, социальных и экономических наук.

Приказ по ГОВ, 1992 г.:

1) за организацию всей работы ГОВ ответственен главный врач ЛПУ

2) каждый лечебник на приеме должен проводить профилактическую работу

3) в биологию в школе включены 6 часов материала по данному направлению

Цели ГОВ: создать умонастроение, направленное на охрану здоровья; воспитать у людей стремление к ЗОЖ; определить отношение к повседневному поведению.

Объекты ГОВ: общество в целом, семья, отдельная личность.

Основные принципы работы по ГОВ:

- научность

- актуальность тематики

- настроенность на конкретную аудиторию

- массовость работы

- доступность для аудитории

Методы и средства формирования ГОВ:

1. устная пропаганда

а) индивидуальное воздействие - беседы, инструктаж, консультация, телефонная консультация, личная корреспонденция

б) воздействие на группу лиц - лекция, беседа, групповая дискуссия, беседа за круглым столом, викторина, курсовое обучение

2. печатная пропаганда - брошюра, буклет, журнал, бюллетень, календарь, листок, памятка, стенгазета

3. наглядная пропаганда

а) плоскостные - плакат, рисунок, схема, чертеж, диаграмма, фотография, диафильм, слайд

б) объемные - муляж, макет, скульптура, манекен, натуральные (макро- и микро)

4. комбинированная - телевидение, радио, кино, музей, стационарная выставка

Требования к санбюллетеню: а) лист ватмана б) монотема в) 2 компонента: рисунок и текст; текст сформирован так, чтобы пациент увидел картинку, смог и захотел дочитать до конца

Требования к лекции: а) монотема б) продолжительность 40-45 мин в) актуальность г) настроенность на аудиторию д) 100% владение материалом е) готовность перейти на другой вариант общения с аудиторией



До 60-х г.г. 20 в. основной подход в ЗО: главное - излечить болезнь, позднее - профилактика болезней, к 90-м г.г. основной подход - получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранение активного долголетия.

Профилактическая направленность- один из основополагающих принципов ЗО, ее важнейший раздел - формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ - сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).


Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы

- укреплять здоровье человека

- предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть

- вести адекватный образ жизни при острых и хронических заболеваниях, инвалидности, в соответствии с возрастом

Формирование ЗОЖ – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на укрепление здоровья, на оптимальное использование природных условий.

Элементы ЗОЖ:

1) медико-социальная активность населения – отношение к своему здоровью, к медицине, установка на ЗОЖ – это основа работы по формированию ЗОЖ

2) трудовая деятельность людей

3) хозяйственно-бытовая деятельность человека - материально-бытовые условия, время, которое затрачивается на хозяйственно-бытовую деятельность

4) социальная деятельность семьи - уход и воспитание за детьми, больными, пожилыми, планирование семьи, взаимоотношение в семье

5) деятельность, направленная на восстановление физических сил.

Медико-социальные проблемы ЗОЖ:

- медико-социальная активность населения (выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении труда, быта, окружающей среды, оказание само – и взаимопомощи, умение использовать средства нетрадиционной медицины)

- изучение общественного мнения и управление им по отношению к собственному здоровью

- уровень культуры населения

- учет взаимодействия объективных и субъективных факторов (полное совпадение, несовподение, неправильное знание населения и т.д.)

- выявление и оценка групп риска

- активное участие населения

- разработка научных основ ЗОЖ (разработка физиологических и гигиенических основ ЗОЖ, детальное знание направленности факторов риска, мероприятия по профилактике отдельных заболеваний).

Принципы формирования ЗОЖ:

- сознательный личный образ жизни - индивидуальный режим жизни для формирования ЗОЖ, включающий физвоспитание, питание, личную гигиену, сексуальное поведение и т.д.

- научность - содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики.

- массовость - участие в работе по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию ЗОЖ всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу.

- доступность - при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания.

- целенаправленность - выражается в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения.

- оптимистичность - следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний


- актуальность - выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.

Служба формирования ЗОЖ:

1) республиканские, областные, городские, районные центры здоровья (дома санпросвещения)

2) врачебно-физкультурные диспансеры, отделения, кабинеты

3) кабинеты ЗОЖ территориальных поликлиник

4) кабинеты санитарного просвещения ЦГиЭ.

Служба возглавляется зам. министра ЗО, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется Главным управлением гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства ЗО.

Основные задачи службы:

- координация деятельности различных органов и учреждений ЗО, направленной на утверждение принципов ЗОЖ населения; участие в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения;

- вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни;

- постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;

- предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;

- организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.



Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения

Руководство и управление здравоохранением в Республике Беларусь. Государственный санитарный надзор в структуре системы здравоохранения Республики Беларусь. Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор.



методичка: «Управление санитарной службой в РБ» (с.16 и далее).



Формы управления в ЗО:

1) линейная форма – у каждого руководителя много подчиненных, каждый подчиненный имеет одного непосредственного руководителя (характерна для маленьких организаций)

2) функциональная форма – разделение управленческого труда, нарушение принципа единоначалия: в крупных больницах имеются заместители руководителя по терапии, хирургии, родовспоможению и др. (более прогрессивная и эффективная форма управления)

3) штабная форма – штаб, существующий при руководителе, готовит для него распоряжения, материалы и др. (характерна для более высоких уровней управления – управления ЗО города, области)



Государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Президента Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.


из закона «О СЭБ»:

Статья 6. Полномочия Президента Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 7. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Совет Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

обеспечивает развитие международного сотрудничества;

обеспечивает разработку и реализацию государственной программы;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Беларусь.

Статья 8. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

проводит единую государственную политику;

организует обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

осуществляет государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;

организует проведение государственного санитарного надзора;

организует проведение профилактических прививок;

координирует реализацию медико-санитарных мер, предусмотренных Международными медико-санитарными правилами;

согласовывает проекты технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности и безвредности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья населения;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Иные республиканские органы государственного управления реализуют государственную политику в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции.

Статья 9. Полномочия местных Советов депутатов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Местные Советы депутатов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции:

утверждают региональные программы;

осуществляют иные полномочия в соответствии с актами законодательства.

Статья 10. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Местные исполнительные и распорядительные органы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции: