Добавлен: 13.02.2019

Просмотров: 9802

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»

Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Роль в работе организаций здравоохранения и врачей. Задачи. Основные методы исследований в общественном здоровье и здравоохранении. Характеристика, применение их в практической деятельности врача-гигиениста, эпидемиолога.

Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения (Закон РБ «О здравоохранении»).

Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).

Правовые основы деятельности службы государственного санитарного надзора. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Структура. Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс.

Права, обязанности и ответственность Главного государственного санитарного врача административной территории (Закон РБ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»).

Права и обязанности граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Закон РБ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»).

Здравоохранение. Государственная система здравоохранения, организационные принципы, характеристика. История развития государственной системы здравоохранения. Частная и страховая медицина, организационные принципы, характеристика.

Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).

Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования

Медицинская статистика, разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

Организация медицинского исследования, этапы. Характеристика плана и программы медицинского исследования. Статистическое наблюдение. Методы сбора статистической информации.

Статистические величины. Относительные величины, методика вычисления, использование в здравоохранении. Средние величины, виды, методика вычисления. Использование в медицине.

Характеристика разнообразия изучаемого признака в выборочной совокупности. Среднее квадратическое отклонение, методика вычисления, использование в деятельности врача.

Выборочный метод. Оценка достоверности результатов статистического исследования. Оценка достоверности разности относительных и средних величин. Критерий «t».

Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.

Статистика здоровья. Прогнозирование. Прогнозирование показателей здоровья методом экстраполяции по двум точкам.

Измерение связи. Применение методов корреляции и регрессии в работе врачей службы государственного санитарного надзора.

Критерий соответствия Хи-квадрат. Понятие о «нулевой гипотезе», этапы расчета критерия соответствия. Применение в практическом здравоохранении.

Медицинское исследование. Статистические таблицы, виды, требования к составлению. Графические изображения в статистике. Виды диаграмм, правила построения.

Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы

Общественное здоровье, факторы его определяющие. Показатели, используемые для оценки здоровья населения.

Демография как наука, определение, содержание. Важнейшие демографические проблемы современности. Значение демографических данных для здравоохранения.

Закон Республики Беларусь «О демографической безопасности». Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Цель, задачи. Ожидаемые результаты реализации.

Медицинская демография, предмет изучения, разделы, характеристика. Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения населения в Республике Беларусь.

Заболеваемость населения как медико-социальная проблема. Значение данных о заболеваемости для здравоохранения. Современное состояние заболеваемости в Республике Беларусь.

Методы изучения заболеваемости населения, характеристика. Метод изучения заболеваемости по обращаемости населения за медицинской помощью в организации здравоохранения. Первичная и общая заболеваемость. Учетные и отчетные документы. Показатели. Уровни и структура в Республике Беларусь.

Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Изучение острой инфекционной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели. Изучение заболеваемости населения важнейшими неэпидемическими заболеваниями. Учетные и отчетные документы. Показатели. Изучение госпитализированной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Метод изучения заболеваемости населения по результатам профилактических медицинских осмотров. Виды осмотров. Группы здоровья. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Метод изучения заболеваемости по данным о причинах смерти. Учетные документы, правила заполнения. Показатели.

Раздел IV. Охрана здоровья населения

Организация службы государственного санитарного надзора. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Организация и содержание работы, структура областного центра гигиены и эпидемиологии. Предупредительный и текущий санитарный надзор.

Права органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, их должностных лиц при проведении проверок. Обязанности должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Основные гарантии должностным лицам органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Порядок оформления документов по делу об административном правонарушении (акт обследования, протокол об административном правонарушении, постановление об административном правонарушении). Порядок и сроки обжалования решения по делу об административном правонарушении.

Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.

Взаимодействие в работе центра гигиены и эпидемиологии с местными исполнительными и распорядительными органами власти по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (составление справки и проекта решения исполнительного комитета по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия).

Взаимодействие центра гигиены и эпидемиологии с организациями здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья населения.

Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.

Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.

Социально-гигиенический мониторинг, задачи, роль в оценке и прогнозировании показателей здоровья населения. Организации и проведение социально-гигиенического мониторинга в центре гигиены и эпидемиологии.

Раздел V. Современные проблемы профилактики

Профилактика, определение, современные проблемы. Уровни и виды профилактики. Основные принципы первичной профилактики. Факторы, обуславливающие необходимость усиления профилактики на современном этапе.

Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах. Программы профилактики, их роль в укреплении и охране здоровья. Этапы разработки программ профилактики, структура профилактических программ, контроль реализации и оценка эффективности.

Медико-социальная проблема и пути профилактики распространенности туберкулеза, Государственная программа «Туберкулез» на 2010-2014гг.

Медицинская и социальная проблемы распространенности онкологических заболеваний, пути профилактики, Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2010–2014 гг.

Пьянство и алкоголизм как медико-социальная проблема, Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма 2011-2015гг.

ВИЧ-инфекция как медико-социальная проблема, пути профилактики, Государственная программа профилактики ВИЧ 2011-2015 гг.

Медико-социальная проблема и пути профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, Государственная программа «Кардиология» 2011-2015гг.

Медицинские и социальные последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции, Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 гг.

Гигиеническое воспитание и обучение населения в Республике Беларусь. Основные принципы. Методы и средства гигиенического воспитания и обучения. Содержание работы врача-гигиениста по формированию здорового образа жизни.

Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения

Руководство и управление здравоохранением в Республике Беларусь. Государственный санитарный надзор в структуре системы здравоохранения Республики Беларусь. Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор.

Государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Президента Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.

Органы управления службой государственного санитарного надзора.

Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива. Управленческий цикл. Виды управленческих решений, их характеристика.

Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.

Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.

Планирование службы государственного санитарного надзора на различных уровнях. Программно-целевое, функционально-отраслевое планирование.

Планирование работы центра гигиены и эпидемиологии. Годовой план работы центра гигиены и эпидемиологии, его разделы. Порядок составления. Данные, необходимые для составления годового плана центра гигиены и эпидемиологии.

Планирование оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии. Роль специалистов центра гигиены и эпидемиологии в планировании. Оценка эффективности оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии.

Экономика здравоохранения. Определение, задачи. Понятие о медицинской, социальной, экономической эффективности здравоохранения. Экономический эффект от снижения профессиональной заболеваемости.



Выборочный метод. Оценка достоверности результатов статистического исследования. Оценка достоверности разности относительных и средних величин. Критерий «t».

Оценка достоверности статистических величин.

В статистике выделяют два основных метода исследования - сплошной и выборочный.

При сплошном методе объектом исследования является вся сово­купность единиц, представляющих изучаемое явление, которая назы­вается генеральной совокупностью. Однако, поскольку сплошное ис­следование является трудоемким и дорогостоящим, при проведении медико-биологических статистических исследований чаше всего ис­пользуется выборочный метод. При этом исследование проводится на выборочной совокупности, являющейся частью генеральной совокуп­ности, отобранной для обследования и изучения.

При проведении выборочного исследования обязательным является соблюдение следующих требований:

1) репрезентативность выборочной совокупности;

2) достаточное число единиц наблюдений выборочной совокупности.

Для соблюдения первого требования, репрезентативности, очень важен способ отбора части единиц наблюдений из генеральной сово­купности. Статистикой выработан ряд способов осуществления выборки.

1. Случайный отбор, основу которого составляет отбор единиц наблюдений путем жеребьевки. При этом для каждой единицы обеспе­чивается равная возможность попасть в выборку.

2. Механический отбор, при котором единицы генеральной сово­купности последовательно расположенные по какому-либо признаку (по алфавиту, по датам обращения к врачу и т.д.), механически разбиваются на равные части. Из каждой части в заранее обуслов­ленном порядке отбирают каждую пятую, десятую или какую-либо иную единицу наблюдения таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем выборки.

3. Типический (типологический) отбор предполагает обязательное предварительное расчленение генеральной совокупности на от­дельные качественно однородные группы (типы). Выборка, произве­денная в случайном порядке в каждой из установленных типических групп, и будет называться типической.

4. Серийный (гнездный) отбор предполагает выборку из гене­ральной совокупности не отдельных единиц, а целых серий групп единиц, которые отбираются по принципам случайного или механичес­кого отбора. Серийный отбор очень удобен в практическом отноше­нии, хотя точность его результатов уступает другим методам отбора.

При выборе единиц наблюдения любым из перечисленных способов, возможны ошибки смещения, т.е. такие события, появление которых не может быть точно предсказуемым. Эти ошибки являются объектив­ными и закономерными. При определении степени точности выборочно­го исследования оценивается величина ошибки, которая может прои­зойти в процессе выборки. Такие ошибки носят название случайных ошибок репрезентативности (m), и являются Фактической разностью между средними или относительными величинами, полученными при проведении выборочного исследования и аналогичными величинами, которые были бы получены при проведении исследования на гене­ральной совокупности.


На практике для определения средней ошибки выборки при проведении статистических исследований, используются следующие Формулы:

1) для расчета ошибки репрезентативности (mм) средней арифмети­ческой величины (М):

, где σ - среднее квадратическое отклонение;

n - численность выборки.


2) для расчета ошибки репрезентативности (mР) относительной величины (Р):

, где Ρ - соответствующая относительная величина (рассчитанная, например, в процентах (%));

q - 100 - Ρ;

n - численность выборки.

В клинических и экспериментальных работах довольно часто приходится использовать малую выборку, когда число наблюдений меньше или равно 30. При малой выборке для расчета ошибок репрезентатив­ности, как средних, так и относительных величин, число наблюде­ний уменьшается на единицу, т.е.

, .

Знание величины ошибки недостаточно для того, чтобы быть уве­ренным в результатах выборочного исследования, так как конкрет­ная ошибка выборочного исследования может быть значительно больше (или меньше) величины средней ошибки репрезентативности. Для оп­ределения точности, с которой исследователь желает получить ре­зультат, в статистике используется такое понятие, как вероят­ность безошибочного прогноза, которая является характеристикой надежности результатов выборочных медико-биологических статистических исследований. Обычно, при проведении медико-биологических статистических исследований используют вероятность безошибочного прогноза 95% или 99%. В наиболее ответственных случаях, когда необходимо сделать особенно важные выводы в теоретическом или практическом отношении, используют вероятность безошибочного прогноза 99,7%

Определенной степени вероятности безошибочного прогноза соот­ветствует определенная величина предельной ошибки случайной выборки (Δ) Определяется эта величина по формуле:

Δ=t * m ,

где t - доверительный коэффициент, который при вероятности безо­шибочного прогноза 95% равен 2. при вероятности безоши­бочного прогноза 99% - 3,. и при вероятности безошибочно­го прогноза 99,7% - 3,3.

Используя предельную ошибку выборки (Δ), можно определить до­верительные границы, в которых с определенной вероятностью безо­шибочного прогноза заключено действительное значение статистичес­кой величины, характеризующей всю генеральную совокупность (сред­ней или относительной).

Для определения доверительных границ используются следующие Формулы:

1) для средних величин:

,где - доверительные границы средней величины в генеральной со­вокупности;

- средняя величина, полученная при проведении исследова­ния на выборочной совокупности;

t - доверительный коэффициент, значение которого определяет­ся степенью вероятности безошибочного прогноза, с кото­рой исследователь желает получить результат;

mM - ошибка репрезентативности средней величины.


2) для относительных величин:

, где - доверительные границы относительной величины в гене­ральной совокупности;

- относительная величина, полученная при проведении иссле­дования на выборочной совокупности;

t - доверительный коэффициент;

mP - ошибка репрезентативности относительной величины.

При малом числе наблюдений (n<30), для вычисления довери­тельных границ значение коэффициента t находят по специальной таблице Стьюдента (см. Табл.6). Значения t расположены в таблице на пересечении с избранной вероятностью безошибочного прогноза и строки, указывающей на имеющееся число степеней свободы (n`), которое равно n-1.

Таблица 6.

Таблица значений критерия t (Стьюдента)

Число степеней свободы n’

Вероятность ошибки

0.05 = 5%

0.01 = 1%

0.001 = 0.1%

1


12.70


83.66


637.59


2


4.30


9.92


31.60


3


3.18


5.84


12.94


4


2.78


4.60


8.61


5


2.57


4.03


6.86


θ


2.42


3.71


5.96


7


2.36


3.50


5.31


8


2.31


3.36


5.04


9


2.26


3.25


4.78


10


2.23


3.17


4.59


11


2.20


3.17


4.44


12


2.18


3.06


4.32


13


2.16


3.01


4.22


14


2.14


2.98


4.14


15


2.13


2.95


4.07


16


2.12


2.92


4.02


17


2.11


2.90


3.96


18


2.10


2.88


3.92


19


2.09


2.86


3.88


20


2.09


2.84


3.85


21


2.08


2.83


3.82


22


2.07


2.82


3.79


23


2.07


2.81


3.77


24


2.06


2.80


3.75


25


2.06


2.79


3.73


26


2.06


2.78


3.71


27


2.05


2.77


3.69


28


2.05


2.76


3.67


29


2.04


2.76


3.66


30


2.04


2.75


3.64


При проведении выборочного медико-биологического статистичес­кого исследования важное значение имеет определение необходимого числа наблюдений (n). Число наблюдений при проведении выборочно­го исследования зависит от вероятности безошибочного прогноза ре­зультатов исследования (определяется по коэффициенту t), а также от конкретных особенностей организации исследования и объекта наблюдения.


При проведении медико-биологических статистических исследова­ний для определения минимально допустимого числа наблюдений ис­пользуются следующие формулы:

1) для средних величин:

,где t - доверительный коэффициент;

Δ - предельная ошибка выборки;

σ - среднее квадратическое отклонение.

n

=

t2 * σ2

Δ2

2

,где t - доверительный коэффициент;

Ρ - относительная величина (рассчитанная, например, в про­цен­тах (%));

Δ - предельная ошибка выборки.

) для относительных величин:

n

=

t2 * ρ * (100 * Ρ)

Δ2


Величина Δ определяется исследователем на основании необхо­димой вероятности безошибочного прогноза. Среднее квадратическое отклонение (σ) и относительная величина (Р) определяются либо на основании ранее проведенных исследований, либо на основании имею­щихся данных литературы.

Оценка достоверности разницы статистических величин

При проведении медико-биологических исследований на двух срав­ниваемых совокупностях возникает необходимость определить не только их различие, но и его достоверность.

Для оценки достоверности различия сравниваемых средних вели­чин используется формула:

,а для относительных величин: ,


где Μ1, Μ2, P1 и P2 - статистические величины, полученные при проведении выборочных исследований: m1 и m2 - их ошибки репрезен­тативности; t - коэффициент достоверности. Различие достоверно при t>2. что соответствует вероятности безошибочного прогноза равной или более 95%. При величине коэффициента достоверности t<2 степень вероятности безошибочного прогноза менее 95%. При такой степени вероятности мы не можем утверждать, что полученная раз­ность показателей достоверна с достаточной степенью вероятности. В этом случае необходимо получить дополнительные данные, увели­чив число наблюдений. Если после увеличения численности выборки, и. соответственно, уменьшения ошибки репрезентативности, разли­чие продолжает оставаться недостоверным, можно считать доказан­ным, что между сравниваемыми совокупностями не обнаружено разли­чий по изучаемому признаку.

В качестве примера сопоставим уровни общей летальности в двух больницах:



Больница N1

Больница N2

Количество лечившихся больных

4350 чел.

6780 чел.

Из них умерло

261 чел.

135 чел.

Летальность

6.0% (Р1)

2.0% (P2)

а) рассчитываем средние ошибки показателей летальности (Р1 и Р2).

б) вычисляем критерий достоверности t:

Рассчитанный критерий достоверности равен 10, он больше 2, что указывает на существенную разницу уровней летальности в сравни­ваемых больницах.



Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.

При изучении динамики какого-либо явления прибегают к построе­нию динамического ряда.


Динамический ряд - это ряд однородных статистических вели­чин, показывающих изменение какого-либо явления во времени и расположенных в хронологическом порядке через определенные промежутки времени.

Числа, составляющие динамический ряд, называются уровнями.

Уровень ряда - размер (величина) того или иного явления, достигнутый в определенный период или к определенному моменту времени.

Уровни ряда могут быть представлены абсолютными, относительны­ми или средними величинами.

Динамические ряды делятся на простые (состоящие из абсолютных величин) и сложные (состоящие из относительных или средних вели­чин).

Простые динамические ряды могут быть моментными и интервальны­ми.

Моментный динамический ряд состоит из величин, характеризую­щих явление на какой-то определенный момент (дату). Примером могут служить статистические сведения, обычно регистрируемые на начало или конец месяца, квартала, года (численность населения на начало года, число врачей, средних медицинских работников на конец года, число лечебных учреждений, коек на конец года и т.д.).

Интервальный динамический ряд состоит из чисел, характеризую­щих явление за определенный промежуток времени (интервал) - за неделю, месяц, квартал, год и т. д. Примером такого ряда могут служить данные о числе родившихся, умерших за год, число инфек­ционных заболеваний за месяц и т. д. Особенностью интервального ряда является то, что его члены можно суммировать (при этом ук­рупняется интервал), или дробить. Например, имея данные о коли­честве заболевших дизентерией, зарегистрированных за каждые день, можно построить динамический ряд с интервалом в неделю, месяц, год.

Динамические ряды могут подвергаться преобразованиям, целью которых является выявление особенностей изменения изучаемого про­цесса, а также достижение наглядности.

Прежде всего ряд может быть охарактеризован самими величинами членов ряда, называемыми уровнями. Величина первого члена ряда носит название начального (исходного) уровня, величина послед­него члена ряда - конечного уровня. Средняя величина из всех чле­нов ряда называется средним уровнем.

Абсолютный прирост (убыль) - величина разности между последующим и предыду­щим уровнями; прирост выражается числами с положи­тельным знаком, убыль - с отрицательным знаком. Значение прироста или убыли отражают изменения уровней динамического ряда за оп­ределенный промежуток времени.

Темп роста (снижения) - показывает отношение каждого после­дующего уровня к предыдущему уровню и обычно выражается в процен­тах.

Темп прироста (убыли) - отношение абсолютного прироста или убыли каждого последующего члена ряда к уровню предыдущего, выра­женное в процентах. Темп прироста может быть вычислен также по формуле: Темп роста - 100%

Абсолютное значение одного процента прироста (убыли) - полу­чается от деления абсолютной величины прироста или убыли на пока­затель темпа прироста или убыли за тот же период.