Добавлен: 13.02.2019

Просмотров: 9870

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»

Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Роль в работе организаций здравоохранения и врачей. Задачи. Основные методы исследований в общественном здоровье и здравоохранении. Характеристика, применение их в практической деятельности врача-гигиениста, эпидемиолога.

Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения (Закон РБ «О здравоохранении»).

Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).

Правовые основы деятельности службы государственного санитарного надзора. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Структура. Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс.

Права, обязанности и ответственность Главного государственного санитарного врача административной территории (Закон РБ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»).

Права и обязанности граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Закон РБ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»).

Здравоохранение. Государственная система здравоохранения, организационные принципы, характеристика. История развития государственной системы здравоохранения. Частная и страховая медицина, организационные принципы, характеристика.

Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).

Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования

Медицинская статистика, разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

Организация медицинского исследования, этапы. Характеристика плана и программы медицинского исследования. Статистическое наблюдение. Методы сбора статистической информации.

Статистические величины. Относительные величины, методика вычисления, использование в здравоохранении. Средние величины, виды, методика вычисления. Использование в медицине.

Характеристика разнообразия изучаемого признака в выборочной совокупности. Среднее квадратическое отклонение, методика вычисления, использование в деятельности врача.

Выборочный метод. Оценка достоверности результатов статистического исследования. Оценка достоверности разности относительных и средних величин. Критерий «t».

Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.

Статистика здоровья. Прогнозирование. Прогнозирование показателей здоровья методом экстраполяции по двум точкам.

Измерение связи. Применение методов корреляции и регрессии в работе врачей службы государственного санитарного надзора.

Критерий соответствия Хи-квадрат. Понятие о «нулевой гипотезе», этапы расчета критерия соответствия. Применение в практическом здравоохранении.

Медицинское исследование. Статистические таблицы, виды, требования к составлению. Графические изображения в статистике. Виды диаграмм, правила построения.

Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы

Общественное здоровье, факторы его определяющие. Показатели, используемые для оценки здоровья населения.

Демография как наука, определение, содержание. Важнейшие демографические проблемы современности. Значение демографических данных для здравоохранения.

Закон Республики Беларусь «О демографической безопасности». Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Цель, задачи. Ожидаемые результаты реализации.

Медицинская демография, предмет изучения, разделы, характеристика. Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения населения в Республике Беларусь.

Заболеваемость населения как медико-социальная проблема. Значение данных о заболеваемости для здравоохранения. Современное состояние заболеваемости в Республике Беларусь.

Методы изучения заболеваемости населения, характеристика. Метод изучения заболеваемости по обращаемости населения за медицинской помощью в организации здравоохранения. Первичная и общая заболеваемость. Учетные и отчетные документы. Показатели. Уровни и структура в Республике Беларусь.

Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Изучение острой инфекционной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели. Изучение заболеваемости населения важнейшими неэпидемическими заболеваниями. Учетные и отчетные документы. Показатели. Изучение госпитализированной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Метод изучения заболеваемости населения по результатам профилактических медицинских осмотров. Виды осмотров. Группы здоровья. Учетные и отчетные документы. Показатели.

Метод изучения заболеваемости по данным о причинах смерти. Учетные документы, правила заполнения. Показатели.

Раздел IV. Охрана здоровья населения

Организация службы государственного санитарного надзора. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Организация и содержание работы, структура областного центра гигиены и эпидемиологии. Предупредительный и текущий санитарный надзор.

Права органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, их должностных лиц при проведении проверок. Обязанности должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Основные гарантии должностным лицам органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Порядок оформления документов по делу об административном правонарушении (акт обследования, протокол об административном правонарушении, постановление об административном правонарушении). Порядок и сроки обжалования решения по делу об административном правонарушении.

Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.

Взаимодействие в работе центра гигиены и эпидемиологии с местными исполнительными и распорядительными органами власти по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (составление справки и проекта решения исполнительного комитета по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия).

Взаимодействие центра гигиены и эпидемиологии с организациями здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья населения.

Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.

Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.

Социально-гигиенический мониторинг, задачи, роль в оценке и прогнозировании показателей здоровья населения. Организации и проведение социально-гигиенического мониторинга в центре гигиены и эпидемиологии.

Раздел V. Современные проблемы профилактики

Профилактика, определение, современные проблемы. Уровни и виды профилактики. Основные принципы первичной профилактики. Факторы, обуславливающие необходимость усиления профилактики на современном этапе.

Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах. Программы профилактики, их роль в укреплении и охране здоровья. Этапы разработки программ профилактики, структура профилактических программ, контроль реализации и оценка эффективности.

Медико-социальная проблема и пути профилактики распространенности туберкулеза, Государственная программа «Туберкулез» на 2010-2014гг.

Медицинская и социальная проблемы распространенности онкологических заболеваний, пути профилактики, Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2010–2014 гг.

Пьянство и алкоголизм как медико-социальная проблема, Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма 2011-2015гг.

ВИЧ-инфекция как медико-социальная проблема, пути профилактики, Государственная программа профилактики ВИЧ 2011-2015 гг.

Медико-социальная проблема и пути профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, Государственная программа «Кардиология» 2011-2015гг.

Медицинские и социальные последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции, Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 гг.

Гигиеническое воспитание и обучение населения в Республике Беларусь. Основные принципы. Методы и средства гигиенического воспитания и обучения. Содержание работы врача-гигиениста по формированию здорового образа жизни.

Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения

Руководство и управление здравоохранением в Республике Беларусь. Государственный санитарный надзор в структуре системы здравоохранения Республики Беларусь. Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор.

Государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Президента Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.

Органы управления службой государственного санитарного надзора.

Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива. Управленческий цикл. Виды управленческих решений, их характеристика.

Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.

Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.

Планирование службы государственного санитарного надзора на различных уровнях. Программно-целевое, функционально-отраслевое планирование.

Планирование работы центра гигиены и эпидемиологии. Годовой план работы центра гигиены и эпидемиологии, его разделы. Порядок составления. Данные, необходимые для составления годового плана центра гигиены и эпидемиологии.

Планирование оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии. Роль специалистов центра гигиены и эпидемиологии в планировании. Оценка эффективности оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии.

Экономика здравоохранения. Определение, задачи. Понятие о медицинской, социальной, экономической эффективности здравоохранения. Экономический эффект от снижения профессиональной заболеваемости.

Демографические угрозы – демографические явления и тенденции, социально-экономические последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие РБ.

Репродуктивные права – возможность для всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением, времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами

Статья 3. Демографические угрозы и их показатели:

Демографическими угрозами являются: депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграционные процессы, деградация института семьи и др.

Демографические угрозы определяются следующими показателями:

- нето-коэффициентом воспроизводства населения;

- коэффициентом депопуляции;

- суммарным коэффициентом рождаемости;

- коэффициентом смертности населения трудоспособного возраста, в том числе коэффициентами смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста

- ожидаемой продолжительностью предстоящей жизни

- коэффициентом старения населения

- сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования

- численностью нелегальных мигрантов

- коэффициентами брачности и разводимости

Статья 4. Принципы обеспечения демографической безопасности.

Основными принципами обеспечения демографической безопасности являются:

- самостоятельность РБ в выборе форм и методов воздействия на развитие демографических процессов

- приоритет национальных демографических интересов при соблюдении общепризнанных принципов международного права, прав человека и уважении религиозных, этнических ценностей и культурных устоев населения

- информированность общества о демографических угрозах, их последствиях и мерах, принимаемых для обеспечения демографической безопасности

Статья 5. Цель и задачи демографической безопасности.

Целью демографической безопасности является создание условий, достаточных для предупреждения и нейтрализации демографических угроз.

Основными задачами обеспечения демографической безопасности являются:

- улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения

- поэтапное обеспечение и совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания

- оптимизация внешних и внутренних миграционных потоков населения

- противодействие нелегальной миграции

- содействие добровольному возвращению белорусов на этническую родину (по месту рождения)

- стимулирование привлечения и закрепления специалистов в сельской местности

- формирование высоких духовно-нравственных стандартов граждан в области семейных отношений, повышения престижа семьи в обществе


- обеспечение репродуктивных прав граждан и содействие формированию высоких репродуктивных потребностей населения

Статья 11. Программы демографической безопасности.

Основной формой реализации настоящего Закона являются Национальная программа демографической безопасности и программы демографической безопасности для административно-территориальных единиц.

Национальная программа демографической безопасности РБ на 2011-2015 гг. разработана на основании закона РБ «О демографической безопасности РБ» (2002 г.)

Цель программы: стабилизация численности населения в 2015 году на уровне 9,44–9,45 млн. человек и обеспечение перехода к демографическому росту

Задачи программы:

  1. увеличение рождаемости и усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей

  2. создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  3. укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций

  4. улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства

  5. снижение уровня общей смертности населения, особенно по предотвратимым причинам, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении

  6. улучшение качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов путем создания им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья

  7. регулирование внешних миграционных процессов с учетом национальных интересов

Структура программы – состоит из ряда подпрограмм:

1. ”Стимулирование рождаемости и укрепление семьи“

2. ”Охрана здоровья матери и ребенка“

3. ”Формирование здорового образа жизни и создание благоприятной среды обитания“

4. ”Укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения“

5. ”Оптимизация миграционных процессов“

6. ”Научное обеспечение“

7. ”Нормативное правовое и информационное обеспечение“

Заказчики  

Министерство образования – в части мероприятий по социальной поддержке семьи и детства

Министерство здравоохранения – в части мероприятий по укреплению здоровья населения и увеличению ожидаемой продолжительности жизни

Министерство внутренних дел – в части мероприятий по регулированию внешней миграции

облисполкомы, Минский горисполком – в части мероприятий Национальной программы в пределах компетенции

Заказчик-координатор

Министерство труда и социальной защиты

Основные разработчики 

Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, Министерство образования, Министерство архитектуры и строительства, Министерство информации, Министерство культуры, облисполкомы, Минский горисполком


Срок реализации программы: 2011-2015 г.г.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. увеличение общего коэффициента рождаемости в 2015 году до 11,8–12,0 на 1000 человек

  2. увеличение суммарного коэффициента рождаемости (число детей, которых могла бы родить одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15–49 лет) до 1,55–1,65

  3. увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, до 80 процентов в общем числе детей данной категории

  4. стабилизация и снижение младенческой смертности до 3,8 на 1000 младенцев, рожденных живыми

  5. увеличение до 40 процентов удельного веса родов без осложнений

  6. снижение тяжести первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста до 55 процентов

  7. снижение смертности трудоспособного населения до 5,0 на 1000 человек

  8. снижение коэффициента общей смертности населения до 13,0–12,5 на 1000 человек

  9. увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 72–73 лет

  10. увеличение сальдо внешней миграции до 60 тысяч человек



Медицинская демография, предмет изучения, разделы, характеристика. Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения населения в Республике Беларусь.

Демография (греч. demos - народ, grapho - пишу; народоописание) - наука о населении в его общественном развитии.

Содержание демографии: изучает числен­ность, состав населения, миграционные процессы, воспроизводство населения и факторы, определяющие их.

Медицинская демография - часть демографии, изучающая взаимосвязь воспроизводства населения с социально-медицинскими факторами и разрабатывающая на этой основе медико-социальные меры, направленные на обеспечение наиболее благоприятного раз­вития демографических процессов и улучшения здоровья населения.

Два направления (раздела) в демографии:

  • Статика населения

  • Динамика населения

Статистическое изучение народонаселения ведется в двух основных направлениях: статика населения и динамика населения.

Статика населения - численный состав населения на определенный момент времени, изучается по ряду основных признаков: пол, возраст, со­циальные группы, профессия, семейное положение, национальность, язык, культурный уровень, религия, место жительства, географическое размещение, плотность населения и т.д.

Основной метод изучения статики населения - перепись - научно-организованная статистическая операция с целью получения данных о численности населения, его составе и размещении.

Для переписей населения характерны следующие особенности (требования):

1) всеобщ­ность

2) единая для всего населения программа

3) поименность - при дальнейшей обработке данные обезличиваются

4) непосредственное получение сведений (по самоопределению респондента, без предъявления документов)


5) личный опрос каждого жителя переписчиками

6) строгое соблюдение тайны переписи

7) пере­пись проводится в период наименьшей миграции населения (в зимнее вре­мя, в середине месяца, в середине недели))

8) кратность: не реже 1 раза в 10 лет (по рекомендации ВОЗ

Последняя пере­пись на территории РБ проводилась 2009 (вторая после обретения суверенитета, первая в 1999г.) В межпереписной период данные получают в результате корректировки по данным рождаемости, смертности, миграции населения.

1994 г. - в РБ 10 млн 319 тыс - самая большая численность, 1 января 2005 г. - 9 млн 982 тыс (в Минске 1 млн 753 тыс 600 чел).

По данным переписи населения Белоруссии 2009 года, население республики составило 9 млн 503 тысячи 807 человек На 1 октября 2014 года численность населения оценивается в 9 475,1 тысячи человек.

Типы возрастных структур населения: прогрессивный, ста­ционарный и регрессивный в зависимости от удельного веса. В основу классификации положена возможность участия населения в воспроизводстве.

Все население разделено на 3 возрастные группы:

I группа - 0-14 лет, дофертильный возраст;

II группа - 15-49 лет, фертильный возраст;

III группа - 50 лет и более, постфертильный возраст.

На основании расчета удельного веса лиц в возрасте 0-14 лет, 15-49 лет, 50 лет и старше определяется тип возрастной структуры населения.

а) прогрессивный - доля детей в возрасте от 0 до 14 лет превышает долю населения в возрасте 50 лет и старше.

б) регрессивный тип - доля лиц в возрасте 50 лет и старше превышает долю лиц в возрасте от 0 до 14 лет.

в) стационарный - доля детей от 0 до 14 лет равна доле лиц в возрасте от 50 лет и старше.

Прогрессивный тип возрастной структуры населения обеспечивает дальнейшее увеличение численности насе­ления, регрессивный угрожает нации вымиранием.

В РБ в 2005 году отмечался регрессивный тип возрас­тной структуры населения, так как удельный вес I группы составлял 15,6%, а III группы - 30,2%. Для развивающихся стран характерен прогрессивный тип воз­растной структуры населения.

Возраст 50 лет для большинства стран - возраст трудоспособного насе­ления, брать его за основу в определении типа возрастного состава населения не всегда целесообразно. Многие ученые предлагают определять уро­вень демографической «старости» населения по удельному весу лиц в возрасте 60 лет и старше, в зависимости от которого различают этапы (степени) развития старения населения по шкале Э. Россета (удельный вес лиц 60 лет и старше менее 8% - демографическая молодость, 8-10% - преддверие старости, 10-12% - собственно старость, 12% и более - демографическая старость).

В 2000 году в Республике Беларусь доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляла 18,4%, следовательно, для страны характерен демографически старый тип населения.

Проблемы старения:

- повышение уровня заболеваемости в стране

- повышение хронической и множественной патологии


- повышение уровня смертности

- повышенная потребность в стационарной помощи

- повышенная потребность в обслуживании на дому

- повышенная необходимость расширения гериатрической службы

Значение статики для практического здравоохранения: показатели статики населения необходимы для:

- расчета показателей естественного движения населения;

- расчета показателей общественного здоровья населения;

- планирования и организации видов медицинской помощи населению;

- определения финансовых средств, выделяемых из государственного бюджета на здравоохранение;

- организации противоэпидемической работы в регионе;

- расчета показателей, характеризующих деятельность органов и учреж­дений здравоохранения, врачей;

- расчета потребности населения в медицинских кадрах.

Динамика населения — это изменение количества населения. Изменение численности населения может происходить под влиянием механического дви­жения (миграций) и в результате естественного движения.

Миграция (латинского migratio - перехожу, пе­реселяюсь) - это перемещение людей, связанное, как правило, со сменой места жительства. Один из основных при­знаков миграции - пересечение административных границ территории (госу­дарства, области, города и т.д.)

Классификация миграций в зависимости от их характеристик:

а) по направлению потоков миграции:

1. внешняя - сопряжена с пересечением государственной границы (эмиграция - выезд граждан из своей страны, иммиграция - въезд в страну на проживание граждан другой страны).

В мире внешние миграции оказывают значительное влия­ние на изменение численности населения, при­водят к смешению различных этнических групп населения. В последние годы в РБ идет незначительное нарастание миграци­онных процессов за счет беженцев из бывших союзных республик, носящих проблематичный характер, и приводящих к росту социальной напряженности, безработице, преступности, увеличению эпидемиологической опасности и за­носу инфекции, росту заболеваемости коренного населения. Для ряда стран (США, Германия, Великобритания, ЮАР) внешняя миграция - источник пополнения населения и трудовых ресурсов.

2. внутренняя - происходят в пределах государственных границ, включают межрайонные перемещения, переселение населения из села в город (урбанизация).

Урбанизация - повышение количества и значимости городов в развитии общества (общемировая тенденция). В зависимости от уровня урбанизации выделяют: очень высокий (более 80% населения в городах - Германия, Дания), высокий (60-80%), средний (50-60%), низкий (до 50%), очень низкий. В РБ 71% горожан.

Недостатки урбанизации:

- ухудшение экологии

- рост заболеваемости, изменение структуры заболеваемости и смертности

- ухудшение эпидемической обстановки

- необходим пересмотр плановых нормативов медицинской помощи, изменение сети медицинских учреждений