Файл: Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций (Совершенствование гражданско-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Задача привлечения и регулирования иностранных инвестиций в экономику России составляют важную часть государственной политики. Однако проблемы правового регулирования иностранных инвестиций в РФ не утратили своей актуальности.

С начала экономических преобразований и до 1998 г. включительно объем инвестиций в основной капитал с каждым годом неотвратимо уменьшался[1]. Несколько улучшилась ситуация с 1999 по 2008 г., когда по оценкам специалистов инвестиции в основной капитал составили 8764,9 млрд. руб.[2] Однако мировой финансовый кризис внес свои коррективы, и лишь с 2011 г. мы вновь наблюдаем тенденцию наращивания объема иностранных инвестиций[3].

Среди основных причин возникновения таких тенденции специалисты называют несовершенство действующего российского инвестиционного законодательства. И это понятно, поскольку специальные федеральные законы, посвященные вопросам иностранных инвестиций, носят фрагментарный характер и зачастую вступают в противоречие не только между собой, но и с другими, даже кодификационными нормативными актами. Большинство гарантий, установленных для инвесторов, носят декларативный характер и требуют более детального урегулирования.

Специалисты отмечают, что национальное законодательство не решает многих проблем коллизии права в инвестиционной деятельности, что, несомненно, представляет возможности для научных дискуссий по этому вопросу.

Объект исследования составляют правовые отношения, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций в условиях, осуществляемых в России экономических и социальных преобразований, реформы экономической системы и создания соответствующего ей правопорядка.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие процессы инвестирования иностранного капитала и воздействие государственного регулирования инвестиционной деятельности на отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования экономики в условиях современного российского общества.

Цель исследования состоит во всестороннем изучении предпринимательской деятельности с участием иностранных инвесторов.

Указанная цель определила необходимость решения в рамках данного исследования следующих задач:

1. Исследовать понятие и виды иностранных инвестиций.

2. Проанализировать источники правового регулирования иностранных инвестиций в России.


3. Провести анализ правового режима инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов.

4. Разработать рекомендации по совершенствованию системы российского законодательства об иностранных инвестициях.

Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод познания действительности.

Также в курсовой работе использованы общенаучные, в том числе формально-логические, методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, а также специальные юридические методы, такие как историко-правовой метод, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, метод системного анализа юридических явлений.

Применение указанных методов в сочетании с последними достижениями юридической мысли позволило предложить решение поставленных автором задач.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретико-правовые аспекты правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации

1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций

Инвестиционные отношения - всегда отношения собственников, поэтому вопрос собственности имеет принципиальное значение и является главным элементом определения правового понятия иностранных инвестиций. В инвестиционном процессе выделяют два вида иностранного инвестирования: государственное и частное. Суть правового регулирования иностранных инвестиций независимо от вида инвестирования не может быть понята вне контекста определения отношений собственности вообще и права государственной собственности в частности. Существование стабильной и ясной системы права собственности на национальном уровне, последовательная работа государства по адекватному правовому регулированию, защите и укреплению института права собственности на национальном уровне определяют возможности инвестиционной деятельности в том или ином государстве. При осуществлении иностранного инвестирования возникает сложная ситуация: право собственности осуществляется в условиях действия рыночных механизмов, т.е. там и тогда, где и когда властные отношения перестают иметь доминирующее значение в обществе. Принципиальным правовым последствием такой ситуации является изменение содержания права собственности, поскольку единого правового механизма регулирования права собственности существовать не может. С другой стороны, налицо расширение субъектного состава института права собственности, ибо субъектами права собственности становятся и иностранные лица.


В переводе с латинского языка слово "инвестиции" означает "вложения". В экономическом понимании инвестиция означает вложение капитала в целях его увеличения в будущем. При этом увеличение капитала должно компенсировать инвестору отказ от потребления средств, имеющихся в настоящее время, риск и инфляционные потери.

В российском законодательстве понятие "инвестиции" до недавнего времени использовалось как синоним "капитального строительства" и (или) в сфере международного частного права. В межгосударственных соглашениях по вопросу взаимной защиты и поощрения инвестиций в форме капиталовложений в экономику государств рассматривались все виды имущественных ценностей, которые инвестор одной стороны вкладывает на территории другой стороны. Они включают:

а) движимое, недвижимое имущество, имущественные права на него: ипотека, залог, арендные права; б) акции, вклады, другие формы участия в предприятиях; в) права требования по денежным средствам и исполнению договоров; г) права на интеллектуальную собственность; д) любые права на осуществление хозяйственной деятельности, включая права на разведку природных ресурсов[4].

Инвестиции как гражданско-правовое отношение представляют собой передачу имущества одним лицом - инвестором другому лицу - реципиенту для целей извлечения прибыли[5].

Юридическое содержание категории "инвестиции" состоит в законодательном закреплении того, что может быть инвестициями, в определении их сущности, сферы применения данного института, а также правовых форм их осуществления[6].

Наиболее удачно, как представляется, сформулировано понятие "инвестиции" в Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". В соответствии со ст. 2 инвестиция может выступать в виде объектов гражданских прав, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Данное определение наиболее четко и полно отражает содержание категории "инвестиция". Инвестицией могут быть любые объекты гражданских прав, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.


При этом понятие "инвестиции" является одним из наиболее часто используемых в экономической литературе. Однако научная мысль до сих пор не выработала его универсального определения, что обусловлено множественностью подходов к пониманию экономической сущности инвестиций[7].

В 80-х гг. XX в. термин "инвестиции" вошел и в отечественный научный оборот. В силу существовавших экономических реалий инвестиции отождествлялись с капитальными вложениями и в этом контексте рассматривались в рамках движения стоимости в ходе воспроизводства основных фондов. Исследование отдельных фаз этого движения привело к формированию двух подходов к определению экономической сущности инвестиций - затратного и ресурсного.

Анализ содержания действующего специального законодательства об инвестициях приводит к выводу о необходимости защитить интересы инвестора - лица, которое расстается со своим имуществом в надежде на добросовестность его приобретателя, готового делиться с бывшим собственником этого имущества своей прибылью; предусмотреть возможность дифференциации ответственности сторон в договорных отношениях, приняв во внимание инвестиционный риск, возлагаемый на ту или иную сторону. Как правило, несение инвестиционного риска связано с моментом перехода права собственности на вкладываемое в виде капитала имущество.

Отметим, в свою очередь, что систематизация национального законодательства об иностранных инвестициях в России (в том числе его кодификация в виде создания инвестиционного кодекса) во многом зависят от восприятия соответствующими государственными структурами необходимости привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. В защиту необходимости создания кодифицированного акта способны выступить инвесторы для создания благоприятного инвестиционного климата.

В России сдерживающим фактором остается отсутствие целостной политики привлечения иностранных инвестиций. Точно не определен инвестиционный режим (либо государство идет на преференции, либо режим равноправный или дискриминационный в пользу внутреннего производителя); не продемонстрированы и не прописаны приоритеты по отраслям и видам инвестиций; до конца не обеспечены механизмы гарантий - защита прав собственности, репатриация прибыли; отрицательная конъюнктура правоприменительной практики, начиная от искусственно инициированных банкротств и заканчивая неисполнением судебных решений. То есть существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Стратегической задачей в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику России должно стать предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока инвестиций. И для этого необходимо внесение изменений в налоговое, инвестиционное и корпоративное законодательство. Принцип национального режима должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.


Весьма неоптимистично на этот счет высказываются некоторые авторы, приводя следующие доводы и факты. Несмотря на оптимистичные высказывания представителей государственной власти о курсе на модернизацию, стимулов вкладывать средства в обновление основного капитала для бизнеса в России немного. Основные фонды физически изношены примерно на 50%, морально - на 99%. Коэффициент обновления основного капитала на данный момент у нас составляет всего 4%, и получается, что для того чтобы обновить все основные фонды, нашей стране потребуется 25 лет. А ведущие и развивающиеся страны тем временем стремительно уходят вперед[8].

Тем не менее, представляются весьма убедительными и следующие доводы. Многие государства в настоящее время стремятся ограничивать или по крайней мере контролировать иностранные инвестиции в ключевые для национальных экономик отрасли. С этой точки зрения Закон № 57-ФЗ - отнюдь не изобретение российского законодателя, а во многом реакция на аналогичные нормы, введенные другими государствами[9]. Инвестиции можно классифицировать по различным критериям: организационным формам, объектам инвестиционной деятельности, характеру участия в инвестировании, видам собственности на ресурсы.

По форме собственности можно выделить государственные, муниципальные, частные и смешанные. По периоду инвестирования - краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции. С экономической точки зрения по отношению к объекту вложения выделяют внутренние и внешние инвестиции, а также реальные и финансовые инвестиции. По характеру участия инвестора в инвестиционном процессе существует разделение инвестиций на прямые и портфельные. Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора во вложении капитала в конкретный объект инвестирования с целью участия в управлении предприятием, будь то приобретение реальных активов либо вложение капитала в уставные фонды организации, они направлены на обеспечение будущих финансовых интересов инвестора, а не только на получение дохода. Портфельные инвестиции представляют собой средства, вложенные в финансовые активы с целью извлечения дохода (в форме прироста рыночной стоимости инвестиционных объектов, дивидендов, процентов, других денежных выплат) и диверсификации рисков и, как правило, являются вложениями в приобретение принадлежащих различным эмитентам ценных бумаг, других активов. Отметим, что с точки зрения Закона об иностранных инвестициях прямая иностранная инвестиция - приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории ее иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей[10].