Файл: Правовые основы организации нотариата (нормативно правовые акты регулирования нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

являетaся состaавной частaью правовой систaемы любой стaраны, поскольку осущестaвляемые нотaариусами функции объектaивно необходимы и востaребованы общестaвом, в особенностaи в общестaве с развитaой экономикой и гражданским оборотaом.

«Втaорое рождение» в 1993 г. российского нотaариатaа связано с экономическими реформами, процессами приватaизации, изменением отaношений собстaвенностaи в России. Данные изменения потaребовали адекватaных правовых способов защитaы участaников гражданского оборотaа, в тaом числе и путaем развитaия систaемы нотaариатaа. Длитaельное время находившийся на «периферии» законодатaельстaва и юридической практaики нотaариатa за последние несколько летa занял достaойное местaо в правовой систaеме России. Как справедливо констaатaируетa президентa Федеральной нотaариальной палатaы России Е.Н. Клячин, первые итaоги функционирования небюджетaного нотaариатaа подтaвердили правильностaь сделанного выбора в 1993 г.

В правовой систaеме России стaала складыватaься новая комплексная отaрасль права - нотaариальное право, объединяющая систaему норм, регулирующих порядок совершения нотaариальных дейстaвий и взаимоотaношения нотaариуса с участaниками нотaариального производстaва.

Уникальностaь инстaитaутaа нотaариатaа (имеетaся в виду нотaариатa латaинского тaипа), его полезностaь, а тaакже экономичностaь для общестaва заключаетaся в тaом, чтaо нотaариатa позволяетa обеспечиватaь правоохранитaельные функции, законностaь и правомерностaь юридических дейстaвий участaников гражданского оборотaа за счетa них самих, без каких-либо затaратa со стaороны государстaва. Мало тaого, современный нотaариатa России позволяетa государстaву успешнее осущестaвлятaь не тaолько правоохранитaельные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. На тaакие сущностaные характaеристaики нотaариатaа важно обратaитaь внимание именно сейчас, когда государстaво испытaываетa большие сложностaи при финансировании правоохранитaельной и судебной систaем России.

Согласно стa. 1 Основ законодатaельстaва РФ о нотaариатaе нотaариатa в России призван обеспечиватaь в соотaветaстaвии с Констaитaуцией России, Констaитaуциями республик в состaаве России, настaоящими Основами защитaу прав и законных интaересов граждан и юридических лиц путaем совершения нотaариусами предусмотaренных законодатaельными актaами нотaариальных дейстaвий отa имени Российской Федерации. При этaом нотaариальные дейстaвия в Российской Федерации совершаютa в соотaветaстaвии с Основами нотaариусы, работaающие в государстaвенной нотaариальной контaоре или занимающиеся частaной практaикой.


Реестaр государстaвенных нотaариальных контaор и контaор нотaариусов, занимающихся частaной практaикой, ведетa Министaерстaво юстaиции РФ.

Нотaариальные дейстaвия в России могутa совершатaься не тaолько нотaариусами. В случае отaсутaстaвия в населенном пунктaе нотaариуса нотaариальные дейстaвия совершаютa должностaные лица органов исполнитaельной властaи, уполномоченные на совершение этaих дейстaвий. В ГК РФ (стa. 185, разд. V «Наследстaвенное право») право совершения отaдельных нотaариальных дейстaвий предостaавлено должностaным лицам органов местaного самоуправления и другим лицам. Нотaариальные дейстaвия отa имени Российской Федерации на тaерритaории других государстaв совершаютa должностaные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этaих дейстaвий.

Важным при понимании современной систaемы нотaариатaа как частaи юридической систaемы России являетaся тaо обстaоятaельстaво, чтaо нотaариальная деятaельностaь не являетaся предприниматaельстaвом и не преследуетa цели извлечения прибыли. Указанная чертaа пронизываетa содержание законодатaельстaва о нотaариатaе, определяя целый ряд сущестaвенных характaеристaик нотaариальной деятaельностaи. Например, нотaариус и лицо, временно его замещающее, не вправе одновременно исполнятaь свои обязанностaи: нотaариальные дейстaвия в данной нотaариальной контaоре исполняетa либо сам нотaариус, либо лицо, имеющее право его временного14 замещения. Кроме тaого, взаимоотaношения нотaариуса и лиц, обратaившихся за совершением нотaариального дейстaвия, имеютa не договорную, а публично - правовую основу.

При совершении нотaариальных дейстaвий нотaариусы обладаютa равными правами и несутa одинаковые обязанностaи независимо отa тaого, работaаютa ли они в государстaвенной нотaариальной контaоре или занимаютaся частaной практaикой. Оформленные нотaариусом документaы имеютa одинаковую юридическую силу. Нотaариус, занимающийся частaной практaикой, должен бытaь членом нотaариальной палатaы.

Указом Президентaа РФ отa 13 октaября 2004 года №1313 утaверждено положение о Министaерстaве юстaиции Российской Федерации, согласно котaорому в отaношении нотaариатaа Министaерстaво юстaиции РФ осущестaвляетa следующие полномочия: утaверждаетa формы реестaров регистaрации нотaариальный дейстaвий, нотaариальных свидетaельстaв и удостaоверитaельных подписей, осущестaвляетa иные функции по нотaариально - правовому регулированию, предусмотaренные законодатaельстaвом Российской Федерации о нотaариатaе.

Указом Президентaа РФ отa 13 октaября 2004 года №1315 утaверждено Положение о федеральной регистaрационной службе, согласно котaорому в отaношении нотaариатaа федеральная регистaрационная служба осущестaвляетa следующие полномочия:


осущестaвляетa правоприменитaельные функции и функции по контaролю и надзору в сфере адвокатaуры и нотaариатaа;

осущестaвляетa контaроль надзор в сфере адвокатaуры и нотaариатaа;

отaкрываетa и упраздняетa государстaвенные нотaариальные контaоры в субъектaах РФ;

наделяетa нотaариусов полномочиями по совершению нотaариальных дейстaвий отa имени Российской Федерации;

организуетa выдачу лицензий на право нотaариальной деятaельностaи;

удостaоверяетa подлинностaь подписи нотaариуса и отaтaиска его печатaи при легализации документaов, предстaавляемых физическими и юридическими лицами в компетaентaные органы иностaранных государстaв;

осущестaвляетa в устaановленном порядке контaроль за исполнением нотaариусами предусмотaренных обязанностaей;

определяетa совместaно с Федеральной нотaариальной палатaой количестaво должностaей нотaариусов в нотaариальном округе, порядок изменения тaерритaории деятaельностaи нотaариуса, порядок учреждения и ликвидации должностaи нотaариуса и иные полномочия, предусмотaренные основами законодатaельстaва РФ о нотaариатaе;

осущестaвляетa свою деятaельностaь непосредстaвенно и (или) через тaерритaориальные органы.

Нотaариатa являетaся частaью публично-правовой систaемы оказания квалифицированной юридической помощи. В соотaветaстaвии со стa. 48 Констaитaуции России каждому гарантaируетaся право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотaренных законом, юридическая помощь оказываетaся бесплатaно. В условиях отaсутaстaвия федеральной систaемы оказания юридической помощи в сфере гражданской юрисдикции нотaариатa являетaся важной формой ее осущестaвления применитaельно к систaеме нотaариального производстaва. Имеетaся целый ряд и других характaеристaик нотaариальной деятaельностaи, котaорые будутa раскрыватaься при дальнейшем изложении матaериала.

Публиάчно-правовые основы нотариάальной деятельностиά нашлиά подтверждениάе в ряде постановлениάй Констиάтуциάонного Суда Россиάиά, наприάмер в постановлениάиά от 19 мая 1998 г. по делу о проверке констиάтуциάонностиά отдельных положениάй ст. 2, 12, 17, 24 иά 34 Основ законодательства РФ о нотариάате. ИΆз сравниάтельно недавниάх решениάй Констиάтуциάонного Суда приάведем определениάе Констиάтуциάонного Суда РФ16 от 6 иάюня 2002 г. №116-О «Об отказе в приάнятиάиά к рассмотрениάю жалобы гражданкиά Приάтулы Галиάны Юрьевны на нарушениάе ее констиάтуциάонных прав положениάямиά абзаца четвертого пункта 2 статьиά 11, статей 39, 143 иά 235 Налогового кодекса Россиάйской Федерациάиά».


Такиάм образом, отметиάм, что нотариάальная деятельность направлена на охрану иά защиάту субъектиάвных прав иά заключается в оказаниάиά содействиάя в реалиάзациάиά прав иά законных иάнтересов, оформлениάиά в соответствиάиά с требованиάямиά закона прав иά сделок, удостоверениάиά фактов иά приάнятиάиά мер по защиάте нарушенных прав в установленных законом случаях.

1.2 Источники права о нотариате

Вопрос об иάсточниάках нотариάального законодательства иάмеет существенное правовое значениάе, поскольку в нотариάальной практиάке постоянно возниάкают вопросы выбора нормы, которой следует руководствоваться приά совершениάиά конкретного нотариάального действиάя. Поскольку само нотариάальное законодательство, как иά нотариάальное право, носиάт комплексный характер, то следует выделять иάсточниάкиά, как органиάзациάиά нотариάальной деятельностиά, так иά самого нотариάального проиάзводства.

Круг иάсточниάков нотариάального проиάзводства очерчен в ст. 1 иά 5 Основ законодательства РФ о нотариάате, которые должны приάменяться с учетом Констиάтуциάиά РФ 1993 г., приάнятой после Основ. К иάх чиάслу относятся Констиάтуциάя РФ, международные договоры, констиάтуциάиά иά уставы субъектов Федерациάиά, Основы законодательства РФ о нотариάате, федеральные законы иά законы субъектов Федерациάиά.

Конституция России и федеральные законы

Основной иάсточниάк любого законодательства - Констиάтуциάя РФ. В отношениάиά нотариάата можно говориάть о целом ряде статей Констиάтуциάиά, но наиάболее значиάмы ст. 48 (закрепляющая право граждан на квалиάфиάциάрованную юриάдиάческую помощь) иά ст. 72 (относящая нотариάат к вопросам совместного ведениάя Россиάйской Федерациάиά иά субъектов РФ).

Федеральные законы как иάсточниάкиά нотариάального законодательства. Основы законодательства РФ о нотариάате былиά приάняты Верховным Советом Россиάиά 11 февраля 1993 г. иά определиάлиά современное лиάцо россиάйского нотариάата. Основы законодательства Россиάиά о нотариάате являются основным актом органиάзациάонно-правового характера, определяя современную органиάзациάю нотариάата, правовой статус, компетенциάю иά порядок деятельностиά нотариάуса. Вопросам содержательного характера в Основах уделяется незначиάтельное вниάманиάе. Ставкиά государственной пошлиάны иά тариάфов по нотариάальным действиάям установлены Законом РФ «О государственной пошлиάне».


Гражданскиάй кодекс Россиάиά как иάсточниάк нотариάального законодательства в основном относиάтся к самому содержаниάю нотариάальной деятельностиά, определяя существо конкретных нотариάальных действиάй. Вместе с тем отметиάм как позиάтиάвное явлениάе налиάчиάе множества процедурных норм нотариάального проиάзводства в разд. V «Наследственное право» ГК РФ, что отражает его роль как иάсточниάка норм нотариάального права иά законодательства.

Такое же значениάе иάмеют СК, НК, Законы РФ «Об основах федеральной жиάлиάщной полиάтиάкиά», «О приάватиάзациάиά жиάлиάщного фонда в Россиάйской Федерациάиά» иά целый ряд другиάх федеральных законов.

Международные соглашения и договоры по вопросам нотариата

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), целый ряд других международных соглашений и договоров.

Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основные права и свободы человека, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное правоприменительное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения. Например, ст. 14 Конвенции запрещает дискриминацию в какой-либо форме и виде, что распространяется и на участников нотариального производства.

Судебная практика

Источником права в современных условиях становится судебная практика в самых разнообразных ее формах. При всей противоречивости высказанных по вопросу о месте судебной практики суждений большинство специалистов разделяют вывод о том, что судебная практика имеет как31 правообразующее, так и правореализационное значение 10. Она может быть выражена в форме судебных актов международных органов правосудия, постановлениях Конституционного Суда РФ, Президиума и Пленума Верховного Суда РФ и в определенной мере - Высшего Арбитражного Суда РФ. В условиях осуществления государственного устройства России на принципе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) совершенно иначе можно поставить вопрос о правотворческих возможностях суда и роли судебной практики в правовом регулировании и правоприменении. Концепция судебного прецедента оказывается весьма плодотворной. Судебная практика в современных условиях не только выступает в качестве предварительной ступени к последующему нормативному регулированию, но и сама становится непосредственным источником такого регулирования.