Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интересно, что после проведения данной методики детей с их сверстниками из другой группы, тип сотрудничества у каждого ребенка понизился на один. Так, преобладать во IIварианте проведения методики стал 3 тип сотрудничества. Т.к. дети незнакомы между собой, их взаимодействие носит ситуативный и импульсивный характер. Они не ищут общий язык и следовательно повторяют ошибки снова и снова.

Дети, отнесенные ранее к 5 типу сотрудничества, теперь относятся к 4 типу.

Остальные же, перешли на уровень 2 типа сотрудничества. Для детей этого типа характерно «слепое» подражание действий партнера, они пытаются решить поставленную перд ними задачу, но отказываются от сотрудничества с партнерами. Нередко дети просто опускаются на более низкий уровень – бесцельное вождение машинок по лабиринту, и более не пытаются выполнить задачу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, нами была проделана серьезная работа по выявлению особенностей межличностного общения дошкольников старшего возраста со сверстниками.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы, нами выделены следующие критерии специфической потребности в общении у детей без речевых нарушений:

1.Внимание ребенка к другим детям:

а) большое количество контактов;

б) разнообразие контактов (много социальных действий);

в) проявление инициативы в общении с другим ребенком;

г) управление действиями партнера.

2. Эмоциональный отклик на действия детей:

а) получение удовлетворения от общения с другими;

б) низкая конфликтность;

в) стремление к выражению собственных чувств.

3. Стремление обратить на себя внимание сверстника:

а) перестройка действий для привлечения внимания;

б) аффективная направленность действий;

г) ребенок подстраивает поведение под другого.

4. Чувствительность к аффективному отношению другого.

а) усиление воздействия вызывающее положительную реакцию у других;

б) вариативность способов воздействия на других;

в) снижение активности в ответ на аффективно-негативные реакции.

Однако проанализировав специальную литературу, касающуюся развития коммуникативных навыков и умений у детей и проведя экспериментальную работу, мы можем сделать следующие выводы, относительно коммуникативной деятельности дошкольников:

1. Все дети не имеют нарушения в общении со сверстником.

2. Характеристика коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста:


- малое количество контактов;

- бедность контактов (мало социальных действий);

- малая инициативность в общении с другим ребенком;

3. Чаще коммуникативная деятельность нарушается при общении с незнакомыми сверстниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов. - М.: Акад. проект.2007. - 703 с.
  2. Аружанова А.Г. Речь и речевое общение детей// - М.: Мозаика – Синтез, 2002г.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
  4. Вдовьева Э. Не дайте ребенку стать «трудным»: Об игровой терапии. //Дошкольное воспитание.-1998, №5. – С.54-56.
  5. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов, обучающихся по пед. спец. (Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2008. – 624 с.
  6. Выготский В.С. Сборник сочинений в 6 т. (Гл. ред. Запорожец А.В.- М.: Педагогика,1982. – 504 с. 1т.
  7. Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до шести М.: ИНТОР , 1996. – 160 с.
  8. Матвеева А., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей или – Что я могу узнать о своём ребёнке. – АСТ-Прасс, 2007. – 570 с.
  9. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. //Советская педагогика, 1944. - № 8, 9 – С.24.
  10. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
  11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование МГППУ, 2009. – 460 с.
  12. Райгородский Д. Я.Родители и дети: Хрестоматия: Учеб.пособие по педагогике. - Самара: Бахрах-М, 2003. – 784 с.
  13. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. — М.: «Коги-то-Центр», 2003. — 230 с.
  14. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии: Учебное пособие для высших заведений и университетов. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 956 с.
  15. Смирнова Е.О.Детская психология. – Спб.: Питер, 2009. – 304 с.
  16. Смирнова А. Н. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – 2005.
  17. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6
  18. Урунтаева Г.А. Детская психология. – Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
  19. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения (основы коммуникации). — СПб.: Питер, 2006. – 230 с.
  20. Эльконт Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах //
    Под ред. Д.И. Фельдштейна — Москва—Воронеж, 2005. - 425 с.
  21. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. труды /Ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: Ин-т практ. Психологии; Воронеж: МОДЭК,2009.- (Психологи отечества). – 414 с.

Приложение 1

Применяемые методы исследования межличностного общения старших дошкольников со сверстниками

Наблюдение

Ребенок помещается в условия лабораторного эксперимента. Он вводится в знакомую игровую комнату, оснащенную игровыми модулями; настольными и напольными играми; мелкими и крупными игрушками.

1 вариант: ребенок взаимодействует с подгруппой (5-6 человек) знакомых сверстников. Знакомыми сверстниками являются дети из той же группы. Всем детям дается инструкция: "Ребята, у нас есть свободное время. Вы можете поиграть в этой комнате так, как хотите". Время общения: дается 10 - 15 минут на адаптацию детей к условиям игровой комнаты; 40 - 45 минут - экспериментальное время. Сверстники подбирались произвольно.

2 вариант: ребенок взаимодействует с подгруппой (5 - 6 человек) незнакомых сверстников. Незнакомыми сверстниками являлись дети одного с испытуемым возраста, но из другой группы. Инструкция: "Ребята, у нас есть свободное время, давайте познакомимся друг с другом и поиграем в этой комнате". Время общения: 10 - 15 минут на адаптацию к условиям игровой комнаты и знакомство; экспериментальное время - 10 - 15 минут. Сверстники подбирались произвольно.

Методика "Лабиринт" (автор Г.Г. Кравцов)

Цель методики: выявление наиболее общих характеристик в установление возможных типов общения и сотрудничества ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Оборудование: Согласно этой методике детям предлагается довольно сложный лабиринт, расположенный на доске размером 60х70 см. В противоположных по диагонали углам находятся два, окрашенные в разные цвета, "гаража" в каждом из которых по четыре игрушечных машинки такого же цвета, что и "гараж". Дорога по ширине размером с машинку, т.е. две машины параллельно по дороге ехать не могут. В некоторых частях дороги есть съезды на парковку.

Инструкция: Инструкция дается сразу двум играющим детям. "Давайте с вами немного поиграем. Посмотрите, какой сложный лабиринт. В одном углу находится красный гараж, а в нем четыре красных машинки. Вдругом - синий гараж с четырьмя синими машинками. Я сейчас поменяю машинки местами, то есть поставлю их в чужой гараж. А вы должны будете провести их по лабиринту и поставить в свой гараж. Но необходимо соблюдать следующие правила:

- можно возить только по одной машинке;

- машинки должны ездить только по дорожкам лабиринта;

- нельзя трогать машинки партнера;


- нужно провести в гараж все машинки, не оставляя в лабиринте ни одной".

По ходу выполнения задания экспериментатор не должен помогать детям словом или показом. Им необходимо предоставить полную свободу действия. Однако, при возникновении конфликтной ситуации, экспериментатор может остановить игру для повторного объяснения правил или прекратить ее совсем.

В экспериментальных целях было проведено 2 серии: в I серии ребенок взаимодействовал со знакомым сверстником; во II- с незнакомым. Сверстники - партнеры подбирались произвольно. Серии проводились в один день с интервалом в 20 - 30 минут.

Анализ: Необходимо заметить, что предлагающееся задание может быть выполнено, тогда, когда участники игры смогут "договориться" друг с другом, когда начнут как-то согласовывать свои действия. На этом умении и построен анализ результатов методики. Добиться успеха в выполнении задания можно на разных уровнях согласования действия. Условно можно выделить шесть типов взаимодействия и сотрудничества детей старшего дошкольного возраста, со сверстниками.

Первый тип, пожалуй, даже не может быть охарактеризован как сотрудничество. Дети отнесенные к данному типу, не видят действия партнера и не согласовывают с ним своих действий. Все внимание таких детей направлено на машинки. Они совершают с ними различные манипуляции, не придерживаясь правил игры, не преследуя цели - поставить машинки в свой гараж. Дети первого типа не общаются между собой и не обращаются друг к другу.

Второй тип довольно близок по общей картине поведения детей к вышеописанному. Для детей этого типа характерно, что они "видят" действия партнера, однако воспринимают их как образец для "некритичного", "слепого" подражания. Они уже не просто играют, а пытаются как-то решать поставленную перед ними задачу. У данных детей часто наблюдается скованность движений, некоторая зажатость и неуверенность в себе. Дети второго типа обращают внимание на подсказку взрослого, но еще не умеют ею пользоваться для достижения цели. Нередко дети опускаются на более низкий уровень - бесцельное вождение машинок по лабиринту и примитивную игру с ними. В отличие от предыдущего уровня, дети второго типа эпизодически обращаются друг к другу с вопросами: "А дальше как?", "Куда сейчас ехать?".

Третий тип качественно отличается от первого и второго уже тем, что именно у его представителей впервые возникает действительное взаимодействие. Однако оно носит ситуативный и импульсивно-непосредственный характер. Иными словами, в каждой конкретной ситуации и по поводу каждой машины дети пытаются договориться и согласовать свои действия, но допускают они одни и те же ошибки. Подсказка взрослого принимается ими и используется, но только в контексте определенной ситуации. Эти дети довольно активно общаются между собой.