Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Сущность системы управления организацией).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Организация (предприятие) как система
1.1 Стратегии организации производства и структурные решения
1.2 Процесс управления и его элементы
1.3 Соотносительность управляющей и управляемой систем
2 Сущность системы управления организацией
2.1 Соотношение понятий «организация» и «система»
2.2 Понятия о больших и сложных системах
Элемент можно рассматривать как простую систему, не подлежащую расчленению на данном уровне исследования. Элементами производственной системы являются люди и материальные объекты - труд, орудия труда, предметы труда, а также технология, организация производства.
Элементы объединяются в комплексы, которые являются частями системы и подчиняются этой системе. Такие комплексы называются подсистемами. В производственной системе выделяются подсистемы: социальная, производственно-техническая, информационная. Во всех производственных системах выделяются подсистемы: управляющая и управляемая.
2 Сущность системы управления организацией
2.1 Соотношение понятий «организация» и «система»
«Организацию» можно рассматривать как некое упорядоченное состояние элементов целого, что весьма близко к определению понятия «система». Постараемся разобраться, насколько эта близость существенна и насколько правомерно раздельное использование этих понятий.
Известно высказывание Г. Бергмана: «В настоящее время достаточно рассматривать систему как группу физических объектов в ограниченном пространстве, которая остается тождественной как группа в поддающемся оценке периоде времени». Представители многих наук давали свои специфические определения понятию «система». В этих определениях прослеживалась, с одной стороны, связь с потребностью установки необходимого и достаточного набора признаков системности, а с другой стороны, эти признаки должны были быть приложимы одновременно к биологическим, физическим, социальным и другим природным и рукотворным явлениям. Организация, по утверждению А.А. Богданова, представляет собой в наиболее общей абстрактной форме организованное целое и является предельно общим понятием для любой статической системы. Понятие «организация» как упорядоченное состояние целого тождественно понятию «система». Понятием противоположным «системе» является понятие «хаос», т.е. беспорядок, дезорганизация. Система – это организация в статике, т.е. некоторое зафиксированное на данный момент состояние упорядоченности. Это вовсе не отрицает системной динамики как развития самой системы во времени. Но в этом случае с организационной точки зрения это будут уже другие системы, с другой структурой, связями, функциями, можно сказать – уже другой организации.
Достаточно обобщенная классификация систем по признаку иерархии уровней сложности была дана К. Боулдингом и может быть применена в полной мере к существующему многообразию организаций в природе и обществе. Она состоит из 9 уровней иерархии.
Первые три уровня относятся к организациям неживой природы.
1) первый уровень – статические структуры, отражающие взаимосвязи между элементами целого. Примерами могут служить: скелеты животных, человека, систематизация знаний в любой науке;
2) второй уровень – уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными движениями. Примерами могут служить Солнечная система, смена времен года, машины, механизмы и т.п.;
3) третьим – является уровень информационной организации, саморегулируемые организации с обратной связью, кибернетические устройства и т.п.;
Эти три уровня относятся к простым системам, к сложным системам относятся уровни с 4 по 6.. Организации живой природы включают четыре уровня с 4 по 7.
4) четвертый уровень – самосохраняющиеся организации, представляют собой открытые системы живой природы клеточного уровня;
5) пятый уровень – генетически общественные организации. Они представляют собой растительный мир;
6) шестой уровень иерархии – организации типа «животных», характеризующиеся наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью. Здесь уже развиты специализированные приемники информации, нервная система, появляется мозг, который приводит к образному восприятию окружающей действительности. Поведение таких организаций становится менее предсказуемым;
7) седьмой уровень – уровень индивидуального человеческого организма – рассматривает человека как особую форму организации. Кроме тех черт, которые характеризуют «животных», человек отличается самосознанием. Это качество тесно связано с наличием языка как средства общения и с использованием символов, их восприятия и интерпретации;
К сверхсложным системам относятся 7, 8 и 9 уровни, в то время как, к организациям живой и неживой природы принадлежат только 8 и 9 уровни.
8) восьмой уровень – социальная организация, представляющая собой разнообразие общественных институтов, т.е. объединений людей, целенаправленно интегрирующих свою деятельность. Многообразие социальных организаций и специфика их поведения привели к возникновению прикладной теории организаций;
9) девятый уровень – представляет собой трансцендентальные системы, т.е. организаций во Вселенной, которые существуют в виде различных структур и взаимосвязей, но еще не познаны в данный конкретный момент и вряд ли смогут быть познаны в будущем.
Приведенная классификация характеризует единство организационных начал в природе и обществе, а также многообразие самих организаций от самых простых до самых сложных форм. Все это многообразие, накопленное природой и человеком, питает идеями теорию организации.
Рассмотрев общие признаки, которые делают тождественными понятия «организация» и «система», проведем анализ различий между этими понятиями. Понятие «организация» несколько шире понятия система, так как представляет собой не только состояние порядка, но и процессы по упорядочению. Именно эта двойственность природы понятия «организация» и делает его намного шире и содержательнее любой его системной трактовки.
Без сомнения можно утверждать, что каждая система подвержена изменениям и процессы изменений быстро или медленно, дискретно или непрерывно, но происходят, организуя или дезорганизуя те или иные целостные образования, которые называют системами. На этой основе рушатся старые и возникают новые системы, отражая результаты организационных преобразований, суть понятия «организации» как организующей и дезорганизующей деятельности природы и человека.
Процессы формирования систем представляют собой реализацию организационных механизмов: соединение и разъединение различных элементов, вхождение элементов одной системы в другую, распад целостных образований, осуществление подбора и отбора элементов, обеспечивающих прогрессивное развитие организационных форм. Идет ли речь о создании или ликвидации систем любого уровня и любой природы, их разрушении или включении в состав новых, более крупного порядка, или о выделении из них – все эти процессы, выходящие за пределы теории систем, в наиболее обобщенной и абстрактной форме описаны А.А. Богдановым.
Любая система может рассматриваться как результат организационных преобразований, сменяющих одно состояние равновесия системы другим. Такова в основном сущность организации как процесса нового прогрессивного развития и распада целостных образований.
Любая социальная организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир.
Рисунок 2.1 - Простейший вид организации
Под системой будем понимать целостное образование в рамках определённых «границ» (ограничений), состоящее из взаимосвязанных (взаимодействующих) компонент (элементов, частей), и обладающее свойствами, не сводимыми к свойствам этих компонент и не выводимыми из них.
Однако существует и ряд других определений, в которых подчёркиваются и другие свойства (признаки) системы, связанные с тем, что реальные системы существуют в пространстве и во времени, и, следовательно, взаимодействуют с окружающей их средой и характеризуются теми или иными переменными во времени величинами. Все выше перечисленные признаки характерны и для экономических систем.
Примерами таких систем могут служить отдельные потребители товаров и услуг, фирмы, предприятия, банки, рынки, экономические отрасли, и экономика страны в целом. Все эти экономические системы существуют во времени и во взаимодействии с аналогичными, выше- и нижестоящими в экономической иерархии системами, и характеризуются определёнными переменными во времени величинами, отражающими доход, потребление, затраты, количество связей и т.д.
Системный подход к решению проблем различного характера с утилитарной точки зрения связан прежде всего с выделением рассматриваемой системы из внешней среды и определением совокупности последовательных, логических шагов рассмотрения проблемы.
В последнее время общая схема системного подхода стала очень популярна. Трудно найти проблему, при решении которой не рекомендовалось бы использовать системный подход.
В соответствии с подходом обычно выделяют шесть логических элементов:
-
- выделение цели или совокупности целей;
- выделение альтернативных средств, при помощи которых можно достичь цели;
- определение ресурсов, необходимых при использовании каждой системы с учётом их ограничений;
- определение «границ» (ограничений) выделяемых средств и ресурсов;
- построение математической (при подходе исследования операций) или логической (что чаще бывает при системном подходе) модели, т.е. ряда зависимостей между целями, альтернативными средствами их достижения, окружающей средой и ресурсами;
- определение критерия выбора предпочтительной альтернативы и «границ» протекания исследуемого процесса.
На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдаёт созданный в организации продукт. Входов и выходов может быть много.
Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трёх основополагающих процессов:
- получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
- изготовление продукта;
- передача продукта во внешнюю среду.
Для осуществления этих процессов люди, входящие в организацию, должны быть каким-либо образом структурированы.
Всё это вместе взятое определяет общие черты организации:
1. Организации (О) создаются для преобразования ресурсов в результаты.
2. О находятся в определённой зависимости от внешней Среды.
3. О обеспечивают разделение труда и наличие для этого специальных подразделений.
4. Необходимость обеспечения в них организованности осуществления управляющих воздействий (как по отдельным подразделениям, так и по предприятию в целом).
2.2 Понятия о больших и сложных системах
Закономерности больших или сложных систем позволяют рассмотреть их основные свойства независимо от физической природы (устойчивость, развитие, адаптация, саморегулирование и др.).
Целостность системы. Здесь рассматривается две взаимосвязанных стороны:
свойства системы, как целого, не являются суммой свойств элементов или подсистем;
свойства системы, как целого, зависят однозначно от свойств элементов, подсистем.
В этом проявляется сложность системы, ее поведение относительно внешней среды и внутреннее развитие. При выделении отдельных элементов или подсистем они также могут быть сложными системами, но для других задач. При оценке целостности выделяется два фактора:
прогрессирующая факторизация, т.е. стремление системы к такому состоянию, когда отдельные части приобретают независимость;
прогрессирующая систематизация, т.е. уменьшение системой определенной автономности элементов или систем.
Интегрированность системы - эта закономерность соединена однозначно с предыдущей (целостностью), но интегрированность подчеркивает внутренние процессы системы. Главным в интегрированности являются системообразующие и системосохраняющие факторы.
Для сложных систем управления и компьютерно-интегрированных структур этими факторами являются ЭВМ и микропроцессорные средства, объединенные в соответствующие сети. В технических системах, особенно компьютерно-интегрированных структурах, рассматриваются такие виды интеграции:
программная интеграция;
техническая интеграция;
алгоритмическая интеграция;
организационная интеграция.
Коммуникативность системы. Эта закономерность характеризует особые связи системы с внешней средой, дает возможность выделить элементы, как системы низших порядков. Для КИСУ коммуникативность проявляется в потоках информации, а также в структурах, т.е. в сетях разного уровня и назначения, в том числе корпоративных.