Файл: Понятие и правовые основы привлечения к ответственности за нарушения в сфере налогообложения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство, исходя из общих интересов, формирует систему экономических взаимоотношений с предприятиями, которые могут и не совпадать с интересами предприятий, что на практике приводит к усилению противоречий между субъектами экономических отношений. Это в полной мере может быть отнесено к налоговой политике государства. Посредством налогов осуществляется процесс передачи части денежных доходов предприятий в бюджеты соответствующих уровней, а по существу - осуществляется законодательно определенный процесс отчуждения части доходов хозяйствующего субъекта.

Налоги являются главным инструментом перераспределения доходов и обеспечивают мобилизацию финансовых ресурсов.

Вполне очевидно, что вопросы правового регулирования налогообложения в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни России.

Налоговое регулирование является одной из форм управления рыночной экономикой. Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения.

В настоящее время деятельность налоговых органов, направленная на предупреждение и предотвращение налоговых правонарушений, определена положениями налогового законодательства в рамках правовой процессуальной формы.

В законодательной практике закреплены инструменты и формы налогового контроля, а также их специфические особенности применительно к различным объектам налогового контроля.

Ответственность за налоговые правонарушения по своей сущности является финансово- правовой ответственностью. Рассматривая в связи с этим разграничение налоговой ответственности и налоговой санкции, мы пришли к выводу, что эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны.

Теоретическую основу исследования составили идеи, отраженные в трудах отечественных ученых по финансовому, налоговому, административному, уголовному праву, административной и налоговой деликтологии и криминологии, а также публикации в периодической печати по рассмотренным вопросам: (A.B. Брызгалина, A.B. Гончарова, А.Ю. Ильина, М.В. Карасевой, Ю.А. Крохиной, И.И. Кучерова, С.Г. Пепеляева, Н.В. Сердюковой, И.Н. Соловьева, Е.В. Трегубовой, P.C. Юрмашева, Д.Ю. Чарухина, П:С. Яни и других).

Целью исследования является изучение понятия «налоговое правонарушение» и особенностей привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:


  • исследовать правовую «природу налоговых правонарушений;
  • провести правовой анализ элементов состава налоговых правонарушений;
  • изучить и проанализировать наиболее типичные виды, налоговых правонарушений;
  • проанализировать особенности судебной и арбитражной практики  привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;

Объектом исследования являются правовые отношения, складывающиеся в процессе налогового администрирования должностных лиц налоговых и иных контролирующих органов в сфере налогов и сборов.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения в процессе налогового администрирования, а также судебная практика в данной области.

1. Понятие и правовые основы привлечения к ответственности за нарушения в сфере налогообложения

1.1. Понятие, признаки и состав налогового правонарушения как основания привлечения к ответственности

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Для признания нарушения нормы в качестве налогового правонарушения необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:

1. налоговое правонарушение — это поведенческий акт налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или иного обязанного лица. Иными словами, это деяние, которое может быть совершено в двух формах: действия или бездействия;

2. налоговое правонарушение — это противоправное деяние, так как при его совершении нарушаются нормы, закрепленные в актах законодательства о налогах и сборах;

3. налоговое правонарушение — это виновное деяние;

4. налоговое правонарушение — это общественно вредное деяние, так как причиняет вред такому сектору публичных финансов, как бюджетные доходы;


5. налоговое правонарушение — наказуемое деяние, так как за его совершение предусмотрено применение к виновному лицу принудительных мер имущественного характера.

К тому же налоговым правонарушением может признаваться только то деяние, которое совершено лицом, способным нести налоговую ответственность.

Для признания нарушения нормы, закрепленной в акте законодательства о налогах и сборах, налоговым правонарушением необходимо, чтобы в нем присутствовали следующие признаки (рисунок 1)[1]:

Рисунок 1. - Признаки налогового правонарушения

Законодатель разграничивает понятия «налоговое правонарушение» и «нарушение законодательства о налогах и сборах».

Статья 10 НК РФ упоминает о «нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления», причем ответственность за их совершение наступает в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством (рисунок 2)[2].

Поскольку отличительным признаком налогового правонарушения является его наказуемость согласно НК РФ, следует признать, что понятия налоговой ответственности и ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах не тождественны, второе намного шире первого и включает в себя уголовную, административную и дисциплинарную ответственность, применяемую для охраны налоговоправовых норм.

Рисунок 2. - Правонарушения в сфере налогообложения

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

При решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц следует исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик-физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности.

Поэтому, если выявленное налоговым органом деяние совершено налогоплательщиком-физическим лицом в рамках налоговых правоотношений, вопрос о квалификации этого деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться с учетом квалифицирующих признаков и составов налоговых правонарушений.


Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

При решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями НК РФ. Названные лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

При этом следует иметь в виду, что круг обязанностей должностных лиц в сфере налогообложения определяется в зависимости от круга обязанностей, возложенных законодательством о налогах и сборах на организации-налогоплательщики, и не может быть расширен.

Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога (сбора) и пени[3].

При применении данного положения необходимо учитывать, что освобождение лица от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает его только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Изложенное правило следует непосредственно из презумпции невиновности и означает, что при разрешении спорной ситуации при отсутствии однозначных доказательств виновности лица любые неясности, сомнения или противоречия должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.


Данное правило применяется во взаимосвязи с принципом, установленным п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Под обстоятельствами, исключающими привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, понимаются условия, с наличием которых законодатель связывает невозможность применения к лицу соответствующих налоговых санкций, установленных НК РФ.

В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. Отсутствие события налогового правонарушения.

НК РФ не содержит определения понятия «событие налогового правонарушения». Вместе с тем, исходя из общеправового определения, под событием налогового правонарушения понимается сам факт совершения лицом противоправного, т. е. в нарушение законодательства о налогах и сборах, деяния.

  1. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.

Как установлено ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное деяние (действие или бездействие).

В теории права под виной принято понимать психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его результатам, причем данное явление носит субъективный характер. Иными словами, вина - это субъективное, психическое выражение отношения правонарушителя к своим противоправным деяниям.

Налоговая ответственность наступает не просто за сам факт совершения противоправного деяния, повлекшего в качестве результата вредные последствия, но именно за виновное совершение такого деяния. Следовательно, необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана НК РФ;

  1. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.

Данное положение соотносится с правилом, установленным п. 2 ст. 107 НК РФ, согласно которому физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста;

  1. Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанное основание, исключающее привлечение лица к налоговой ответственности, является одним из критериев обоснованности налоговой ответственности.