Файл: Сущность денег и тенденции развития современной денежной системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Денежно - кредитная политика выступает как основной инструмент регу - лирования государством. Можно выделить несколько основных направлений государственного регулирования:

  1. Налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;
  2. Политика Центрального Банка в отношении финансовых институ - тов, а особенно банков;
  3. Участие правительства в государственных кредитных институтах, а также и в смешанных, так называемых полугосударственных институтах.

В мировой практике к целям денежно - кредитной системы традиционно относится обеспечение основных показателей макроэкономической устойчивости - экономического роста, занятости, ценовой стабильности, высокой конъюнктуры финансового рынка.

Банк России хочет в ближайшее время перейти к режиму таргетирования инфляции. По - другому это контроль инфляции - то есть применение специальных мер, которые установлены государственными органами страны, для контроля уровня инфляции в стране. Один из инструментов достижения данной цели, это управление инфляционными ожиданиями хозяйствующих субъектов. Так же еще как инструмент денежно - кредитной системы является краткосрочная процентная ставка.

Значимую роль играет эффективный контроль международными резервами, который должен обеспечивать как их сохранность, так и высокую доходность. Здесь так же важно обратить внимание на уменьшение инвестиционных рисков.

Анализ развития экономики России показывает наличие значительных экономических проблем. Хотя в 2000 - 2008 гг. наблюдались благоприятные экономические условия, которые способствовали устойчивому росту экономики России.

Во время экономического роста, органы власти не проводили структурные реформы экономики России, внутренние возможности которой медленно уменьшались. Основой социально - экономической политики государства стало распределение сырьевой ренты, это позже привело к серьезной социальной деформации. Результатом этой социальной деформации являются следующие явления: рост имущественного расслоения; спад производительности труда; рост заинтересованности работы в сферах управления и финансов; возросла деградация системы науки и образования. [9, С. 70]

Такое ухудшение экономической системы оказало влияние на денежно - кредитную систему РФ.

Рассмотрим факторы, которые определяют ее текущее состояние:

Ослабление функционального действия и становления государственной банковской системы;

  1. Спад инвестиционной активности;
  2. Сокращение возможной клиентской базы банков на основании разорения малого и среднего бизнеса в России;
  3. Деформация конкурентной среды в банковском секторе.
  4. Рост валютного риска в деятельности банков.

Укоренение в России коррупционной модели ведения бизнеса. (Для банков РФ это ведет к повышению издержек, при реализации инвестиционных проектов коррупционный налог увеличивает их стоимость, тем самым уменьшается окупаемость и повышается общий уровень риска);

Возрастание риска утраты государственного суверенитета финансового сектора по мере превращения РФ в сырьевой придаток мировой экономики. [1]

Результатом происходящего явилось то, что денежная система РФ продолжает переживать глубочайший кризис, что обусловлено всеобщим расстройством экономики державы, связанным с резким падением отдачи изготовления, значимым подъемом расценок, кризисным состоянием финансово - кредитной системы, большими недостатками бюджетов, внутренним и наружным долгом.

В настоящее время, как и в предыдущие два года основной целью денежно - кредитной политики Банка России является снижение инфляции до 5,0 % к концу 2014 г., 4,5 % к концу 2015 г. и 4,0 % к концу 2016 года. На самом деле инфляция в РФ за 2014 год составила 11,4 % , вернувшись к двузначному показателю впервые с кризисного 2008 года, свидетельствуют данные Росстата. Инфляция в РФ, по предварительным данным, в декабре составила 0,8 % , с начала 2015 г. - 12,9 % , говорится в материалах Росстата. [4]

По результатам анализа текущих проблем, перед банками для поддержания роста экономики РФ, необходимо поставить следующие задачи, для решения данных проблем:

  1. Переориентирование кредитной активности от денежного сектора на реальный сектор экономики;
  2. Возрастание доли долгосрочных кредитов в кредитном портфеле банков;
  3. Внедрение банков в государственную систему приоритетного развития секторов экономики и секторов, которые направлены на внутреннее потребление и не сырьевой экспорт;
  4. Увеличение развития доли банков в прямых вложениях в несырьевой сегмент реального сектора экономики;
  5. Исполнение банками функций контролирования за целевым использованием льготных кредитов, которые предоставлены заемщикам с использованием ресурсов Банка РФ и бюджетных средств;
  6. Увеличение функций банков, которые относятся к регулированию функций валютного регулирования и валютного контроля. [5, С. 5]

Банки Российской Федерации ставят перед собой персональные стратегии развития своего бизнеса, которые исходят из условий всей экономической и финансовой системы России. Поэтому на их цели и приоритеты оказывает огромное влияние масштаб и характер проблем российской экономики.


2.2 Совершенствование системы денежного обращения в современной российской экономике

На сегодняшний день денежная система России продолжат переживать глубокий кризис. Это прояв­ляется в общем расстройстве экономики страны, па­дением эффективности производства, значительном повышении цен, кризисным состоянием финансово­кредитной системы, огромными дефицитами бюдже­тов, внутренним и внешним долгом. Также кризис приводит и к тому, что нарушены функции нацио­нальной денежной единицы как средства обращения и платежа: наряду с официальной денежной единицей почти параллельно действует доллар США, а также огромное количество разновидностей безналичных платежных средств, в результате чего денежная масса неоправданно возрастает, а роль Банка России как регулятора денежного обращения снижается, проис­ходит обесценение рубля; функция платежа наруша­ется увеличением неплатежей и задержкой государст­венных выплат.

Именно поэтому необходимо рассматривать вари­анты совершенствования денежной системы, по­скольку это не единственные проблемы системы де­нежного обращения в России. Рубль как националь­ная валюта теряет свою функцию средства сбереже­ния: функцию сокровища в большей степени начал выполнять доллар США; люди накапливают сбереже­ния в долларах, надеясь угадать выгодный курс; по­сещая другие страны, люди пользуются иностранны­ми платежными системами, потому что российские отсутствуют. Проблема стоит и в развитии банков­ской системы, так как сроки оплаты кредита стано­вятся меньше, а ставка процента - растет.

В Послании Президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2008 г. определена проблема - мировой финан­совый кризис и вызванная в связи с ним экономическая нестабильность. Формирование в ближайшем будущем «современной самостоятельной финансовой системы, способной противостоять любым внешним вызовам и обеспечить стабильное решение собственных задач» - вот ближайшие цели, которые необходимо решить. [8, С. 50]

Поэтому в целях усовершенствования денежной системы РФ Банк России должен разрабатывать систе­му валовых счетов для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, осуществляемых в режиме реального времени. Это поможет осуществлять более полный контроль краткосрочных платежей и сократить путаницу и потерю соответствующих документов.


Также необходимо совершенствовать тарифную политику в сфере предоставления платежной систе­ мой России услуг пользователям, так как слишком завышенные тарифы не привлекательны для граждан, именно поэтому плательщики часто не знают, в какую компанию обратиться, либо прекращают платежи, либо подают жалобы, либо вовсе используют зару­бежные платежные системы. Вследствие этого воз­можное урегулирование тарифной политики платеж­ной системы России приведет к удовлетворительному результату, проявляющимся в увеличении способно­сти населения совершать платежи, сокращении не­платежей, а появление вовсе новых российских пла­тежных систем за рубежом будет стимулировать рус­ских туристов больше и выгоднее их использовать.

Предполагается осуществить разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов. Это сократит как путаницу граждан, где и какие документы использо­вать, так и сократиться время проведения расчетов, по­сле чего граждане будут более в этом заинтересованы.

Особое внимание необходимо уделить мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбан­ковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты, что может привести к умень­шению долгов различных банков, да и сама возмож­ность задолженности банка будет минимальной.

Будет продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями в час­ти реформирования платежной системы. Таким обра­зом, появится возможность ускорения совершенство­вания платежной системы.

Для сокращения наличного денежного оборота бу­дет продолжаться работа по развитию правовой и ме­тодологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использовани­ем специальных средств, базирующихся на современ­ных информационных технологиях, включая платеж­ные карты. Для населения безналичные инструменты платежа намного удобнее как в транспортировке, так и в использовании, поэтому развитие безналичного обращения будет выгодным и будет способствовать увеличению сбережений и осуществлению платежей более быстрым способом.

Будут поддерживаться инициативы кредитных ор­ганизаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем са­мым способствовать распространению их в Россий­ской Федерации.


Совершенствованию развития платежной системы России и механизмов финансирования будут способ­ствовать развитие и расширение применения доку­ментарных форм расчетов, включая аккредитивы. Это улучшит международно-экономические отношения, они станут более крепкими и долгосрочными, расчеты будут осуществляться вовремя, обе стороны сделки будут более заинтересованы в ее исполнении.

Банком России совместно с банковским сообщест­вом будет продолжена работа по унификации законо­дательства Российской Федерации и норм банковско­го регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций, что, как и предыдущая функция, обяза­тельно коснется международных отношений, посте­пенно их укрепляя. [3, С. 50]

В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять повышенное внимание свое­временной идентификации и оценке системных рисков в банковском секторе и на иных сегментах финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности кре­дитных организаций. Одним из основных инструмен­тов реализации этих задач послужит развитие риск­ориентированных подходов при осуществлении надзо­ра, базирующихся на лучшей зарубежной практике.

Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государствен­ных финансов. Последовательное проведение бюд­жетной политики, направленной на постепенное со­кращение нефтегазового дефицита бюджета и обеспе­чение долгосрочной сбалансированности и устойчи­вости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэко­номической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики.

2.3 Современная денежная система РФ и тенденции ее развития

Денежная система страны - это сложившаяся на протяжении исторического развития форма организации денежного обращения, свойственная определенному государству и закрепленная официально в его законодательстве.

C течением времени денежные системы сменяют друг друга, так как в разные исторические периоды деньги функционируют в разных формах.

Денежная система государства подразумевает наличие определенной денежной единицы, различных видов денег, ценового масштаба, кредитного или государственного аппарата и эмиссионной системы [1].