Файл: Понятие и виды субъектов правоотношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В международных документах о правах человека (ст. 6 Всеобщей декларации прав человека,ст.16 международного пакта о гражданских и политических правах) записано, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Состав (структура) правосубъектности физического лица:

  • правоспособность;
  • дееспособность;
  • деликтоспособность.

Правоспособность – предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные юридические права и исполнять субъективные юридические обязанности[39].

Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица. Кроме того, в случаях, установленных законом, охраняются интересы зачатого, но еще не рожденного ребенка ( ч.2 ст. 25 ГК Украины от 16.01.2003). Возраст, физическое и психическое состояние гражданина не влияют на его правоспособность. Правоспособность является равной для всех граждан независимо от пола, национальности, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным организациям и др.

Дееспособность – предусмотренная нормами права способность лица самостоятельно, своими осознанными действиями, осуществлять (использовать и исполнять) субъективные юридические права и обязанности. Правоспособность и дееспособность находятся в разных измерениях и не являются тождественными. Полная дееспособность наступает с момента гражданского совершеннолетия. Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе как по решению суда и в соответствии с законом.

Деликтоспособность – способность нести ответственность за совершенные правонарушения. Она неразрывно связана с дееспособностью. В ряде случаев деликтоспособность предшествует наступлению полной дееспособности. Предпосылкой деликтоспособности является вменяемость, то есть способность в момент совершения общественно опасного деяния отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

В конкретном правоотношении субъект может выступать как носитель общей и специальной правосубъектности.

Правосубъектность юридических лиц

Юридическое лицо – организация, созданная путем объединения лиц и (или) имущества, зарегистрированная в установленном законом порядке, наделенная гражданской правоспособностью и дееспособностью, обладающая правом приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде[40].


Юридическое лицо – не всякий коллективный субъект в определенной отрасли деятельности- хозяйственной, социально-культурной, содержанием которой являются товарно-денежные отношения, участие в гражданском (имущественном) обороте. Правовым статусом юридические лица наделяются по закону.

По законодательству юридическим лицом может быть также общество, созданное одним лицом. Оно действует на основании устава, утвержденного этим лицом.

Правосубъектность юридических лиц – это правоспособность и дееспособность государственных и негосударственных организаций, государственных органов, государственных предприятий, коммерческих (хозяйственных) корпораций, религиозных организаций и др., предусмотренная нормативно - правовыми актами и иными источниками (формами) права[41].

Правоспособность юридических лиц является специальной (в отличие от физических лиц, которые имеют общую правоспособность): она определяется в их уставах и законодательных актах. Дееспособность осуществляется через органы коммерческих объединений как юридических лиц (президент корпорации), генеральный директор, совет директоров).

Государство как субъект правоотношений

Еще римские юристы считали, что государство – субъект особого рода. В отличие от субъектов права- физических лиц- государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности. Являясь особым коллективным субъектом правоотношений, государство не имеет специальной компетенции. Оно устанавливает и формулирует задачи, принципы, цели собственной деятельности, права и обязанности граждан и иных субъектов. Понятие правосубъектности лица к нему не применяется, поскольку государство как суверенная организация пользуется правом самостоятельно определять для себя круг обязанностей и предмет ведения (функциональное назначение). С юридической точки зрения государство- право субъектная организация, участник различных правоотношений. Независимо от числа людей, составляющих государство, оно в правовом отношении участвует как один субъект.

Будучи организацией всего общества, государство призвано выражать публичные, общие интересы и, следовательно, действовать на основе норм публичного права.

За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником следующих публичных отношений:

  1. Международно-правовых;
  2. Конституционно-правовых;
  3. Финансово-правовых;
  4. Уголовно-правовых.[42]

Таким образом, государство через публичную власть, представляющую собой волевые (руководства-подчинения) отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, выступает как властный субъект правоотношений.

2.3 Права и обязанности субъектов правоотношений

Вышеизложенное определяет, что основным содержанием правоотношения являются субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право – это вид и мера возможного или дозволенного поведения субъекта. Это право называется субъективным поскольку, во-первых, оно связано с удовлетворением потребностей отдельного человека (субъекта правоотношений) и, во-вторых, его реализация зависит от субъективной воли этого человека, от его желания действовать в меру дозволенного поведения[43].

Ниже изложены основные признаки субъективного права.[44]

  1. Это есть мера дозволенного (правомочного) поведения, иначе говоря, управомоченное лицо может свободно выбирать из установленного ряда вариантов поведения, действовать в установленных законом границах. При условии правомерных действий личность не может быть ограничена в рамках дозволенного поведения, она пользуется благом, предоставленным данным правом.
  2. Содержание субъективного права устанавливается человеком или другими людьми не произвольно, а определяется в соответствии о юридическими нормами.
  3. Реализация субъективного права предполагает ее обеспечение обязанностями другой стороны, то есть гарантируется государством. Эти обязанности могут быть как пассивными (воздержание от нарушения субъективного права), так и активными (создание условий для реализации субъективного права).
  4. Субъективное право предоставляется для удовлетворения потребностей человека (личности) в том или ином благе. Отсутствие потребностей делает субъективное право неактуальным и нереализованным. Например, разочарование в возможностях политических лидеров изменить ситуацию в стране или конкретном регионе приводит к политической пассивности населения, неявке на выборы депутатов в органы государственной власти и местного самоуправления, то есть к отказу от реализации конституционного права избирать и быть избранным.
  5. Субъективное право состоит не только в возможности, но и фактическом поведении управомоченного или обязанного лица.

Субъективное право включает в себя несколько определенных правовых возможностей. В юридической науке до сих пор не сложилось исчерпывающего перечня таких возможностей, но основными из них все же являются:

  • право-поведение – возможность положительного поведения самого управомоченного субъекта, т.е. право на собственные действия;
  • право-требование – возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;
  • право-притязание – возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противоположной стороной своей обязанности[45].

Иногда выделяется еще один элемент – право-пользование – возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом. Но единого мнения по этому вопросу нет. Некоторые ученые полагают, что эта правовая возможность как бы скрепляет три предыдущие и придает субъективному праву социальное звучание и значение. Д.Д.Гримм пишет: "Возможность пользоваться данным объектом образует не цель, а именно один из элементов содержания субъективного права. Потому-то и стремятся к установлению таких правоотношений, в которых субъективное право дает возможность пользоваться тем или иным благом". Н.М.Коркунов также считал, что "содержание правомочия составляет пользование определенным объектом. Но пользование может быть весьма различным по объему. Пользование есть не только основной, но, так сказать,и естественный элемент субъективного права, обусловленный самой природой наших потребностей". Другое мнение существует у Г.Ф.Шершеневича: "Субъективное право есть средство для обеспечения пользования благами, но последние так же мало принадлежат к понятию права, как сад к садовой ограде". Я так же считаю, что право-пользование не следует рассматривать как четвертый элемент субъективного права, так как оно скорее все-таки является целью субъективного права, а не его составной частью.

Юридическая обязанность — это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом).[46]

Где есть субъективное право, там непременно имеется юридическая обязанность. В отличие от субъективного права обязанность субъекта состоит в необходимости соотносить свое поведение с предъявленными к нему требованиями. Юридически обязанное лицо, возможно, действует и не так, как его побуждают собственные интересы, однако оно должно соотноситься с предписаниями норм права, отражающими и охраняющими интересы других лиц.


Если содержание субъективного права образует мера дозволенного поведения, то содержание обязанности – мера должного, необходимого поведения в правоотношении. Обязанному лицу предписывается мера должного поведения в целях удовлетворения интересов управомоченного.

Поскольку в общественных отношениях наряду с юридической существуют другие обязанности (моральная, религиозная, административная), необходимо выделить признаки юридической обязанности, к которым относятся:

  • точное определение меры необходимого поведения. Соблюдение этой меры обеспечено возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение в отношении обязанного субъекта выполняет одновременно две функции: с одной стороны, вынуждает его к исполнению обязанности, с другой - защищает его права от произвола со стороны управомоченного субъекта в случае требования исполнения обязанностей сверх установленной законом меры;
  • нарушение меры необходимого поведения влечет за собой наступление юридической ответственности;
  • мера необходимого поведения обязанного лица определяется не произвольно управомоченным или иным субъектом, а в соответствии с требованиями правовых норм;
  • юридическая обязанность устанавливается в интересах управомоченной или управомочивающей (государство) стороны[47].

Как и в случае с субъективным правом, содержание юридической обязанности так же является дискуссионным вопросом в юридической науке. Долгое время он вообще не обсуждался, а главное внимание уделялось прежде всего структуре субъективного права. Однако субъективное право и юридическая обязанность – это две парные и равноэлементные категории, которые в рамках конкретных правоотношений строго соответствуют друг другу. Поэтому содержание юридической обязанности можно выразить в следующем:

  • необходимость совершить активные положительные действия в пользу управомоченных лиц либо воздержания от действий, запрещенных нормами права (например, выполнять условия договора или не совершать действия, влекущие уголовную ответственность);
  • необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования уполномоченного (например, обязанность подчиниться законным требованиям работника милиции);
  • необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований (например, выплатить за просрочку исполнения условий договора установленную пеню).