Файл: Протезно-ортопедическая помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В процессе экономических реформ в Российской Федерации произошли коренные изменения социальных, экономических, правовых аспектов различных сфер общественной жизни, что в полной мере относится и к сфере оказания протезно-ортопедической помощи населению. Вместе с тем представляет научный и практический интерес, насколько полновесны эти изменения, позволяют ли они обеспечить высококвалифицированными услугами всех граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи.

Наблюдающийся рост численности граждан РФ с признаками ограничения жизнедеятельности и несовершенство промышленной основы социальной защиты населения свидетельствуют о масштабности проблемы интеграции инвалидов в общество. В настоящее время в связи с возникшими экономическими трудностями и отдельными сложностями формирования бюджета страны и бюджетов государственных внебюджетных фондов (в частности, Фонда социального страхования РФ), сохранением всех социальных обязательств государства, на первый план выходят вопросы оптимизации издержек и эффективного расходования имеющихся бюджетных средств. В этой связи представляются актуальными содержащиеся в предлагаемой статье конкретные предложения по оптимизации действующего законодательства, регулирующего механизм осуществления расходов федеральных средств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.

Цель работы – рассмотреть вопросы организации протезно-ортопедической помощи населению.

Задачи работы:

1) исследовать нормативные правовые и другие акты, регламентирующие вопросы обеспечения инвалидов и других категорий населения протезно-ортопедической помощью;

2) рассмотреть организацию работы по льготному обеспечению инвалидов и других категорий населения протезно-ортопедическими изделиями;

3) провести анализ действующей систему обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и выявить ее недостатки;

4) разработать рекомендации по совершенствованию системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Предмет исследования – правовые и организационные аспекты организации протезно-ортопедической помощи.

Объект исследования - действующая система обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Научно-методическая основа работы – нормативно-правовые акты, регулирующие социальную защиту населения инвалидов в Российской Федерации, научная, методическая литература и публикации по исследуемой проблеме.


Глава 1. Теоретические аспекты протезно-ортопедической помощи в России

1.1.Нормативные правовые и другие акты, регламентирующие вопросы обеспечения инвалидов и других категорий населения протезно-ортопедической помощью

Правовой основой нормативной базы в сфере оказания протезно-ортопедической помощи инвалидам и лицам, не являющимся инвалидами, но по медицинским показаниям, нуждающимся в оказании протезно-ортопедической помощи, являются федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1] и «О ветеранах» [2], указы Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты Минтруда России, а также иные нормативные документы, регулирующие правоотношения в данной сфере[3].

Статьей 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4] определено, что Правительством Российской Федерации должен быть разработан и утвержден гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета. Указанный перечень до настоящего времени на федеральном уровне не утвержден, что не позволяет в полной мере реализовать права инвалидов на получение протезно-ортопедической помощи.

В соответствии с пунктом 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия. Устаревшая нормативная база оказания протезно-ортопедической помощи и нечеткость старых формулировок создают определенные проблемы для получения всего спектра помощи, прежде всего, для лиц, нуждающихся в такой помощи по медицинским показаниям, но не имеющих инвалидности. На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.


Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения. В России за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов[5].

В Российской Федерации учет потребностей инвалидов в протезно-ортопедической помощи основан на информации, отражающей численность инвалидов, формируемой в органах социальной защиты населения, на протезно-ортопедических предприятиях, в государственной и ведомственной статистике. Однако в настоящее время существующая статистическая отчетность не обеспечивает достоверного учета численности всех граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи. В большинстве территорий на уровне субъекта Российской Федерации нет сводного персонифицированного учета инвалидов. Общее (абсолютное) число инвалидов, проживающих на территории, в том числе инвалидов с той или иной нозологической формой, по материалам статистической отчетности учреждений МСЭ определить невозможно.

Другим источником сведений об инвалидах являются данные отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако эта информация дает лишь косвенное представление о реальном контингенте инвалидов, поскольку в указанную статистику включаются только граждане, получающие пенсию по инвалидности.

Достоверность данных о численности инвалидов, нуждающихся в протезно-ортопедических изделиях, невозможно установить вследствие утраты взаимодействия лечебно-профилактических учреждений с протезно-ортопедическими предприятиями.

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации взаимодействуют с протезно-ортопедическими предприятиями на основе контрактов на закупку протезно-ортопедических изделий за счет бюджетных средств.

1.2. Организация работы по льготному обеспечению инвалидов и других категорий населения протезно-ортопедическими изделиями


Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности. При этом установлено, что инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических и других видов протезных изделий за счет средств федерального бюджета (статья 28) [6].

Минтруд России, в качестве главного распорядителя бюджетных средств, осуществляет финансирование расходов из средств федерального бюджета на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий через органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (получателей бюджетных средств) на основании заключенных государственных контрактов между Минтрудом России и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Государственный контракт определяет направления и порядок взаимодействия сторон по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в части финансирования федеральных мероприятий и программ социальной защиты населения.

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации подготавливают свои предложения на основании представляемых им протезно-ортопедическими предприятиями расчетов по ожидаемой численности обслуживаемого контингента и расходам на производство и реализацию протезно-ортопедических изделий, определенных с учетом предполагаемого роста цен и изменения объемов производства. Территории, в которых отсутствуют государственные протезно-ортопедические предприятия, представляют бюджетные заявки, основанные на собственных расчетах.

Бесплатная протезно-ортопедическая помощь и бесплатное слухопротезирование предоставляются гражданам, не имеющим ограничения способности к трудовой деятельности (или группы инвалидности), нуждающимся в протезировании по медицинским показаниям. Бесплатная слухопротезная помощь посредством кохлеарной имплантации предоставляется инвалидам, нуждающимся в слухопротезировании по медицинским показаниям.

Протезно-ортопедическая помощь и слухопротезирование включают выявление нуждающихся в протезно-ортопедических изделиях (далее - ПОИ) и слуховых аппаратах граждан, обеспечение ПОИ и слуховыми аппаратами, обучение граждан пользованию ими, обслуживание выездными бригадами протезистов, подготовку граждан к протезированию с использованием медицинских и других средств, восстановление утраченных функций по самообслуживанию, периодическое наблюдение за ПОИ, слуховыми аппаратами и их ремонт, пребывание граждан в стационаре на базе лечебно-профилактического учреждения (далее - ЛПУ) или протезно-ортопедических организаций при первичном и сложном протезировании.


Для получения бесплатной протезно-ортопедической помощи и (или) бесплатного слухопротезирования гражданам необходимо представить в протезную организацию следующие документы: справку ЛПУ о наличии медицинских показаний; паспорт (для детей до 14 лет - свидетельство о рождении, паспорт одного из родителей (или опекуна); учетную карту премирования (далее - Учетная карта).

Первичное и сложное протезирование граждан осуществляется по медицинским показаниям на базе ЛПУ или стационаров протезно-ортопедических или слухопротезных организаций. Оплата расходов ЛПУ за оказание стационарной протезно-ортопедической помощи или слухопротезирование осуществляется за фактическое число дней пребывания гражданина в ЛПУ при условии изготовления ПОИ или слухового аппарата.

Протезно-ортопедические изделия выдаются всем нуждающимся в них гражданам РФ бесплатно за счет средств, отпускаемых по бюджету на протезирование.

Правом внеочередного протезирования пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним граждане, дети и лица, находящиеся в стационарах медицинских отделов протезно-ортопедических предприятий или лечебных учреждениях, а также первично протезируемые.

Обеспечение граждан всеми видами протезно-ортопедических изделий, ортопедической обувью, велоколясками, креслами-колясками и средствами, облегчающими жизнь инвалидов, возложено на органы социального обеспечения[7].

Выводы

Согласно действующему законодательству все категории инвалидов, при наличии Индивидуальной программы реабилитации, имеют право на бесплатное обеспечение любыми техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, обеспечивающими их особые потребности, повышающими уровень их независимости в повседневной жизни. В случае самостоятельного приобретения этих изделий все категории инвалидов имеют право получить денежную компенсацию в размере 100% от стоимости приобретенного изделия.

Инвалиды обеспечиваются ТСР и протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми учреждениями медико-социальной экспертизы.

Ветераны (участники ВОВ и боевых действий) в соответствии с федеральным законом № 5 –ФЗ от 12.01.1995 года «Закон о ветеранах» обеспечиваются только протезами и протезно-ортопедическими изделиями на основании заключения врачебной комиссии в поликлинике по месту жительства.