Файл: Разработка конкурентной стратегии предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основу термина «конкурентоспособность» составляет латинское слово concursus — соревнование,состязание между производителями товаров и услуг за лучшие показатели, это борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высокой прибыли, то есть конкурентоспособность организации — это свойство того или иного предприятия, успешно осуществляющего свой вид деятельности, производства, продажи товаров или услуг.

Конкурентоспособность и качество произведенной продукции (услуги, товара) приходится залогом благотворного и долгосрочного развития организации. Чтобы предприятие могло производить более конкурентоспособный товар, необходимо провести исследование конкурентоспособности и рассмотреть варианты развития организации.

Актуальность выбранной темы состоит в том, то современная жизнь требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований. Конкуренция должна заинтересовать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него – на меняющиеся потребности, повышение качества продукции.
Объектом исследования является микрофинасовая организация «Вайнемёнен Полярный» - это организация, занимающаяся микрокредитованием населения.

Предметом исследования явились особенности конкурентной продукции и развитие организации.

ТЕОРИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1Понятие, и виды конкурентоспособности

Вопрос конкуренции является одним из глобальных в экономической теории. Конкуренция это экономическое соревнование между субъектами хозяйственной деятельности за возможность максимизировать свои доходы и устойчиво существовать на рынке. Физические или юридические лица, предприниматели — соперники, которые производят продукты-аналоги, или же осуществляют свою деятельность на одном и том же рынке, являются конкурентами.

С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» представляет конкурентоспособность, как способность выдерпживать конкуренцию, противостоять конкурентам.


А.А. Асеев отмечает, что конкурентоспособность — это борьба за наиболее выгодные условия в целях получения максимальной прибыли.

Наиболее точным является определение О.А. Красиковой, которое гласит, что конкурентоспособность — это способность приспосабливаться и адаптироваться к условиям работы в постоянно меняющихся условиях.

Конкурентоспособность товара[1] является решающим фактором его коммерческого успеха. Конкурентоспособность — это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.

Конкурентоспособность отражает качественную сторону продаваемой продукции. Товар, включающий в себя потребительские и стоимостные свойства, является конкурентоспособным и имеет коммерческий успех на рынке.

Конкурентоспособность организации — это её возможность предложить товар, удовлетворяющий требования покупателя, в должном количестве, в требуемые сроки и на более выгодных условиях, таких как: цена, условия доставки, качество обслуживания, подача товара и т. п.

Конкурентоспособность = Качество+Цена+Обслуживание

Управлять конкурентоспособностью означает обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, прилагать усилия к решению таких задач, как: поддержание высокого качества продукта, повышение экономичности и качества обслуживания.

Конкурентоспособность организации и конкурентоспособность товара напрямую зависят друг от друга. Чем выше конкурентоспособность товара, тем выше спрос на этот товар, и тем больший экономический эффект получает фирма от его реализации. Экономический эффект выражается в первую очередь в полученной прибыли. Возрастание спроса приводит к повышению и нормы, и массы прибыли. И наоборот, снижение спроса приводит к понижению нормы, а затем массы прибыли.

В России в современных рыночных экономических условиях с каждым годом развивается конкуренция среди кредитных учреждений.

Сферой банковской конкуренции является банковский рынок, данная сфера достаточно обширна, а конкурентная среда многообразна.

Так же более серьезную конкуренцию коммерческим банкам создают небанковские кредитно-финансовые организации, а именно: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, микрофинансовые и микрокредитные организации и т.д.

По итогам 2016 года, почти для сотни кредитных организаций этот год стал последним. Однако для тех кредитных организаций, которые грамотно реформировали свою деятельность, открылись новые пути развития.


Пусть в 2017 году банки не ожидают серьезных изменений, но все они готовятся к усилению конкуренции в условиях снижающихся ставок, сохраняющейся макроэкономической неопределенности и ужесточения регулирования. Также усложнится процесс привлечения новых клиентов, тк на рынке практически не станется клиентов, не охваченных предоставляемыми услугами.

Многообразие существующих определений конкурентоспособности в современное время зависит от особенности постановки задач и целей исследования.

Основные виды конкурентоспособности: конкурентоспособность страны, конкурентоспособность отрасли, конкурентоспособность региона, конкурентоспособность организации, конкурентоспособность продукции.

Целесообразно было бы остановиться на двух последних видах.

Конкурентоспособность организации , предприятия, фирмы — это совокупность свойств, отличающих ее от других хозяйствующих субъектов более высокой степенью удовлетворения своими товарами, работами, услугами, потребностей населения, эффективностью деятельности, возможностью и динамикой адаптации к условиям рыночной политики, способностью к экономическому развитию на основе разработки и реализации стратегий конкурентоспособности, а именно: совокупность особенностей и возможностей предприятия, обеспечивающих ему победу в конкурентной борьбе с другими агентами; совокупность свойств субъекта, имеющего определенную долю соответствующего динамичного рынка, которая характеризует степень соответствия вырабатываемых им объектов требований потребителей в условиях конкуренции на свободном рынке; способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей; способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности; возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической реализации в условиях конкурентного рынка.

Конкурентоспособность продукции, товара — это совокупность свойств реализуемого объекта, удовлетворяющих ту или иную потребность человека в данный период времени в условиях конкуренции на свободном рынке, способность продукции быть привлекательной для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию ее качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам: относительная и обобщенная характеристики товара, отражающие его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение; такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество с другими аналогичными товарами на рынке; сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара и определяемая совокупностью потребительских свойств данного товара — конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления %; проявление качества продукции в условиях рыночных отношений, определяемое способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя; оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени без ущерба производителю по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка.


Изучив работы Т.М. Хрустиковой, можно выявить некую инструкцию для изучения конкурентоспособности:

      1. Изучить условия факторов производства, распределив их на следующие компоненты: людские, физические ресурсы, ресурсы знаний, ресурсы капитала, инфраструктуру.
      2. Провести исследование условий спроса. Здесь нужно обратить внимание на: структуру, величину спроса, скорость роста величины спроса, запросы покупателей, ожидания покупателей.
      3. Оценка поставщиков.
      4. Собрать информацию о стратегии и структуре предприятия.

Таким образом, конкурентоспособность является комплексным понятием и при ее исследовании необходимо учитывать интересы всех участников хозяйственной деятельности организации.

Конкурентоспособность предприятия — способность прибыльно производить и реализовывать товарную продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у других рыночных контрагентов. Поэтому конкурентоспособность предприятия складывается из трех основных факторов:

      1. ресурсного (физические затраты ресурсов на единицу готовой продукции);
      2. ценового (уровень и динамика цен на все используемые ресурсы производства и готовую продукцию);
      3. «фактора среды» (экономическая политика государства и степень ее воздействия на рыночного контрагента)[2].

Факторы конкурентоспособности — это те явления и процессы производственно — хозяйственной деятельности предприятия и социально — экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Такие факторы можно разбить на:

  • финансовое положение предприятия;
  • состояние базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них;
  • наличие передовой технологии;
  • обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
  • способность к продуктивному и ценовому маневрированию;
  • наличие сбытовой сети;
  • состояние технического обслуживания;
  • возможность кредитования;
  • действенность рекламы и средств стимулирования сбыта;
  • платежеспособность основных покупателей.

Конкурентоспособность предприятия и производимой им продукции является наиболее значимым показателем его функционирования.

Так же конкурентоспособность предприятия можно распределить на внешние и внутренние. (Таблица 1)

Таблица 1 Внешние и внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия и его продукции


Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации и ее продукции

Внешние факторы

Внутренние факторы

Поставщики

Кадровый потенциал

Инвестиционная привлекательность

Производственный потенциал

Государственные органы

Маркетинговый потенциал

Конкуренты

Внутренние факторы — это критерии, по которым определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Внешние факторы — социально — экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и не ценовым характеристикам более привлекательна.

На первом месте одним из факторов внешней среды являются поставщики, которые обеспечивают компанию необходимыми ресурсами.

Инвестиционная привлекательность важна для функционирования и развития компании. В качестве инвесторов могут выступать: банки, федеральные учреждения по предоставлению займов,частные лица.

Государственные органы влияют на деятельность компании и реализуемую ими продукцию, федеральные и местные законы.

Влияние потребителей на компании и их товар очевидно,именно потребители, решают, какой товар будет пользоваться наибольшим спросом и по какой цене потребитель будет готов его приобрести.

Не так важны конкуренты. Руководство каждой организации понимает, что если компания не в силах удовлетворить потребности потребителей, в отличие от конкурентов, то данная организация и выпускаемая ею продукция не смогут долгое время удерживать свои позиции на рынке.

Если рассматривать внутренние факторы, то на первом месте стоит кадровый потенциал, который оказывает важное значение на предприятие и производимую им продукцию.

Производственный потенциал включает в себя наличие необходимых производственных рычагов, способных обеспечить стабильный выпуск необходимой продукции должного качества и в нужном объеме.

Маркетинговый потенциал предприятия включает в себя те процессы, которые связаны с реализацией производимой продукции на целевых рынках, которые включают в себя исследование ситуации на рынке, разработку маркетинговой стратегии для каждой группы продукции, стратегий ценообразования, выбор рынков сбыта и каналов распределения, формирование стратегии продвижения продукции на целевых рынках.

Финансовый потенциал состоит из процессов, связанных с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств на предприятии.