Файл: ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАРТЕЛЕЙ (Понятие и основные виды картелей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По завершении Второй мировой войны правительства многих стран начали борьбу с международными картелями. Для ограничения деятельности таких союзов были созданы законы, обязывающие картели регистрировать свою деятельность. Кроме этого, разрабатывались новые методы, ограничивающие действие таких образований. Но все это не давало результатов - международные картели все равно существовали. Единственное, что они стали еще больше засекречивать свою деятельность. Существовали даже военные картели.

Все союзы, которые работали до начала Второй мировой войны в большинстве своем восстановили деятельность. При этом, как и прежде, функции картелей брали на себя международные компании. Но если до войны они действовали открыто, то с введением жестких законов подобным союзам пришлось уйти в тень. При этом распознать международный картель можно было лишь по нескольким косвенным признакам:

- лидирующим позициям в ценах;

- устойчивым направлением экспорта в отношении конкретного товара или наличие стабильной экспортной доли одной страны в мировой торговле. Как правило, это говорит о наличии определенных скидок для участников картельных соглашений;

- различающимся уровням цен на ту или иную продукцию, реализуемую в различных странах, где нет запрета на импортные товары, и отсутствуют серьезные таможенные барьеры.

Как упоминалось, международные картели делятся по отраслям. К наиболее популярным из них можно отнести:

1. Картели в судоходстве. Такие образования, как правило, имеют форму пулов или конференций. Пулы - это высшая форма картельных образований, в которой оговаривается распределение прибыли, грузов, пассажиров и так далее. Конференция - соглашение владельцев судов, где учитываются условия перевозок, распределение сферы деятельности, стоимость перевозок и так далее.

Международные судоходные картели могут иметь разные названия, по которым можно понять район их деятельности. К примеру, United Kingdom - Australia conference говорит о движении между Великобританией и Австралией. Большая часть таких союзов занимается перевозкой товаров между различными странами. При этом одна и та же компания может принимать участие в группе международных картелей сразу, каждый из которых может работать в своем направлении.

Первые судоходные союзы предпринимателей появились к концу 19 века. Так, в 1875 году была сформирована Калькуттская конференция, целью которой была перевозка грузов между Англией и Индией. В периоды между первой и второй мировой войной стали появляться и другие картели. При этом уже к 1933 году такие образования держали под контролем более половины пассажирских и почти 80% грузовых перевозок по морю.


В дальнейшем число судоходных международных картелей только росло. К 1972-му году их было около 370. Стали заключаться соглашения в форме консорциумов, задачей которых была монополизация перевозок. При этом картельные образования в судоходстве не создают опасности для конкуренции - она все равно существует между отдельными союзами, различными компаниями (членами картелей), а также между картелями и аутсайдерами.

2. Картели по оборудованию и машинам. Такие образования получили наибольшую популярность в транспортном машиностроении и электротехнике. К наиболее крупному образованию относят сформированный в 1930 году международный картель по электрическому оборудованию. В начале 70-х годов в его составе было почти сорок компаний, среди которых были представители Швейцарии, Англии, Франции, ФРГ и Италии.

Данный союз мог похвастаться 16 товарными секциями по различными видами оборудования. В основе деятельности картеля - соглашения о компенсациях и ценах, позволяющие реализовывать продукцию по монополистическим ценам. Интересен тот факт, что предприятия США не принимали участия в картеле, но все равно пользовались большим влиянием.

В 1969 году был организован крупный международный картель по автомобилям, образованный между компаниями Мицубиси и Крайслер. В соглашении оговаривалась возможность совместного производства техники и ее сборки. Годом ранее (в 1968 году) было заключено похожее соглашение между еще двумя автомобильными гигантами - компаниями Ситроен (Франция) и Фиат (Италия).

В машиностроении международные картели часто работали в виде бюро, федераций, ассоциаций и комитетов. При этом наиболее крупными были ассоциации, которые объединяли до сотни различных компаний. К примеру, в международной ассоциации по железнодорожному подвижному составу работало около 80 крупных компаний по строительству вагонов.

3. Картели по цветным металлам. Здесь к наиболее популярным можно отнести союзы компаний, работающих с медью и алюминием. До начала Первой мировой войны было известно два крупных «алюминиевых» международных картеля. Но самый крупный и влиятельный появился немного позже - в 1931 году. В новом картельном соглашении приняли участие компании Швейцарии, Франции, Канады, Германии, Англии и прочих. Акции картеля распространялись пропорционально между участниками, с учетом текущей доли. Данный картель работал до начала Второй мировой, после чего был распущен.

В 1926 году начал работу крупнейший «медный» картель, который держал под контролем около 90% всего производства металла в развитых странах. Со временем мощь картеля стала настолько большой, что ему удалось  подчинить себе Лондонскую биржу металлов. В составе союза были крупнейшие монополии Западной Европы и США. Просуществовала организация до 1933 года. Уже через два года появился не менее мощный картель, подчинивший около 75% всего рынка меди. Распалось это образование только к 1966 году.


4. Картели по черным металлам. До начала 2-й мировой войны был хорошо известен Международный стальной картель, который был сформирован в 1933 году из компаний-представителей Саарской области, Франции, Германии, Люксембурга и Бельгии. Еще через год состав картеля пополнили Австрия и Чехословакия. В последующие три года образование усилилось стальными монополиями США и Великобритании. После завершения войны картель распался.

В 1953 году делались попытки воссоздать его посредством создания так называемого «Стального картеля». В 1967 году был образован новый картель - Международный институт чугуна и стали. Данная структура, в отличие от МСК, не делила внешних рынков. Основной задачей было закрепление имеющихся контактов между различными странами, производящими около 95% стали.

Кроме упомянутых выше союзов, хорошо известны нефтяные картели, картели по химической продукции, удобрениям и так далее.

Проблемы функционирования картелей и пути их решения

Картели являются неотъемлемой и важной частью современной экономики. Картельные соглашения (таковыми называются договоренности между несколькими предприятиями с целью удержаться в борьбе с более крупными предприятиями) помогают развитию, как малых, так и крупных предприятий. Также картельные соглашения помогают выйти малым и средним предприятиям на рынок. Картели служат инструментом для предотвращения производственного кризиса, восстановления баланса спроса и предложения в какой-либо отрасли. Как один из видов монополий, картель, конечно, негативно влияет на экономику России: установка цен на рынке, ограничение выпуска и качества продукции, ограничение производственных мощностей. Также картельные соглашения являются препятствием конкуренции, потребитель в этом случае проигрывает.

Существует множество примеров, когда компании или предприятия объединяются с целью захвата значительной части рынка, что позволит им свободно диктовать свои условия. Для достижения эффективного производства, высокого уровня конкуренции необходимо уничтожение или дифференцирование картелей на отдельные элементы. Этим занимается государство, проводя антимонопольную политику. Важно отметить, что картельные союзы не всегда создаются для захвата рынка, они создаются еще и для того, чтобы их участники более эффективно могли добиваться своих целей. На современном этапе существует тенденция к отклонению от традиционной практики объединения предприятий на производственной основе, когда объединение участников устанавливает производственные квоты. Картельные союзы на современном этапе все чаще обращают внимание на такие аспекты, как наиболее эффективный выход на новые рынки, взаимное координирование развития всех участников.


Необходимо отметить, что в России так же, как и в других странах, картели запрещены законом. Но на данный момент картельные соглашения (тайные сговоры) пользуются популярностью, поскольку имеется благоприятная почва для их процветания: слабо развитый правовой рычаг (при сравнении с правовой системой США, это видно наглядно) , сильное стремление недобросовестных собственников бизнеса к объединению, с целью получения сверхприбыли.  На данный момент существует ответственность за участие предприятия в картельном соглашении (сговоре) в размере около 15% от всего оборота компании на рынке, также возможна уголовная ответственность отдельных лиц данного соглашения. Однако, меры, перечисленные выше, не справляются с основной задачей, то есть с систематическим уничтожением картелей.

Для борьбы с такого рода соглашениями необходимо перераспределить объем наказания: снижение или полное уничтожение уголовной ответственности, но, при этом, значительное увеличение административной ответственности всего предприятия, то есть увеличение конфискующийся доли оборота компании на рынке. Нет смыла судить или подвергать наказанию отдельные лица за картельные соглашения, поскольку эти соглашения заключались не между отдельными лицами, а между фирмами. А также урон от наказания будет значительно выше, поскольку от увольнения или осуждения одного или нескольких лиц, фирма обычно мало теряет, но, при потере доли оборота около 23-27%, фирма в полной мере ощутит наказание. Остальные предприятия несколько раз обдумают решение вступления в  картельный союз.

Следующим шагом на пути к совершенной конкуренции станет обеспечение неотвратимости наказания. Для начала необходимо “испортить жизнь”  картелям  увеличением внеплановых, внезапных проверок, запросов информации, а также увеличить количество привилегий участников, сдавших или раскрывших сговор первыми. Значительное увеличение такого рода привилегий послужит отличным стимулом, поскольку начинает работать психологический фактор : людям станет выгоднее обрушить данный сговор, чем находиться в нем. Система картелей сама по себе сложна, следовательно сильным ударом в одну область этой системы проблему решить нельзя. Необходимо единовременное реформирование наказания, обеспечение неотвратимости наказания, поощрение добровольного выхода из картелей. Все эти меры, в своей совокупности, нанесут удар со всех сторон. Картельные союзы начнут погибать, оставляя на пепле своем благоприятную почву для развития конкуренции.


Не секрет, что в России так же, как и в других странах, картели запрещены законом. Но на данный момент картельные соглашения (тайные сговоры) пользуются популярностью. Чтобы исключить (перекрыть им дыхание) картели как монополистическую угрозу экономике, необходимо предпринять ряд мер: увеличение внеплановых, внезапных проверок, запросов информации, а также увеличение количество привилегий участников, сдавших или раскрывших сговор первыми и единовременное реформирование наказания.

Таким образом, в исследовании были изучены понятие, структура и сущность картелей, были проанализированы особенности создания и функционирования картелей в ведущих мировых странах, были выявлены проблемы функционирования картелей в России, а также были найдены пути их решения. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Картели существуют законно и незаконно, существуют как на межгосударственном уровне, так и в масштабах отдельно взятого государства или же на уровне незначительного в экономическом и территориальном значении региона. Они находятся на службе у легальных и криминальных видов деятельности, а в среде экономистов не прекращаются дискуссии об их вреде и пользе, юристы же высказывают различные точки зрения о методах и способах законодательного регулирования картелей, управленцы находят свои нерешённые проблемы в использовании этой экономической формы организации бизнеса. Одним словом, дискуссии по картелям не прекращаются. Многие государства при этом поступили самым «надёжным» образом: запретили картели, и лишь немногие направили деятельность картелей в такое экономическое русло, когда они стали служить интересам всего общества.

В России картели существуют уже более века и являются составной частью российской экономики. Одна из форм картелей - синдикат получила в России наибольшее распространение. Когда в конце 19-го века в России стали появляться картели, это событие имело не меньший резонанс в деловой среде, нежели чем приватизация в России в конце 20-го века.

И до настоящего времени постоянно в средствах массовой информации появляются публикации о тайных сговорах и легальных соглашениях российских предпринимателей. Специалисты же, следящие за деятельностью групп компаний, постоянно могут отслеживать практику российских антимонопольных органов по выявлению тайных картелей и наказанию виновных.