Файл: Проблемы недостаточной эффективности оказания различных услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Aктуальность исследования: Выбор темы курсовой работы – «Правовое регулирование при оказании различных услуг» – обусловлен ее актуальностью. Сфера обслуживания это основа человеческого развития, человек не может развиться без прохождения через данную область. Ввиду этого государство, осознавая всю важность услуг, стремится урегулировать данную область общественных отношений. Несмотря на это в области регулирования услуг складывается ситуация, когда данное регулирования противоречит основным принципам и установлениям права, что не может не заинтересовать исследователя. Кроме того, выбор данной темы обуславливается возможностью предложить пути разрешения некоторых из этих проблем.

Объект исследования: Правовое регулирование.

Предмет исследования: Правовое регулирование оказания различных услуг.

Цель исследования: Выявить проблемы недостаточной эффективности оказания различных услуг.

Задачи исследования:

  1. Дать определение понятиям «Правовое регулирование», «Услуги»
  2. Изучить историю правового регулирования отношений по оказанию услуг в России
  3. Определить основные проблемы правового регулирования при оказании различных услуг

Как показало исследование экономического содержания понятия услуг, сфера услуг присутствует в экономике любого типа общества. Соответственно, и элементы правового регулирования отношений по оказанию услуг встречаются в правовых источниках различных общественно-экономических формаций.

ГЛАВА I. Понятие: «правовое регулирование», «Услуги» и история правового регулирования отношений по оказанию услуг в России

1.1 Понятие: «правовое регулирование», «Услуги»

Правовое регулирование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.


Правовое регулирование является одним из составных элементов правового воздействия, которое по содержанию намного шире его и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воздействие правовых средств и методов на субъектов непосредственно не подпадающих под правовое регулирование.

В предмет правового регулирования входят устойчивые однородные общественные отношения, которые нуждаются в упорядочивании при помощи специальных правовых средств и методов. Поскольку посредством права невозможно урегулировать практически все социальные связи членов общества, законодателем всегда достаточно точно определяется сфера такого регулирования и условные границы (пределы) правового вмешательства в социальную жизнь общества.

Правовое регулирование имеет определённые стадии, при этом для каждой стадии характерен свой набор специальных юридических средств, которые в совокупности образуют механизм правового регулирования

Гражданским кодексом РФ услуги выделяются как объект гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), т.е. по поводу чего субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения, приобретают гражданские права и обязанности.

«Услуги» как объект правового регулирования упоминаются ГК РФ в нескольких десятках статей. При этом «услуги» противопоставляются «товарам и финансовым средствам» (п. 3 ст. 1 ГК РФ), а также «имуществу», «товарам» и «работам» (п. 1 ст. 2 ГК РФ), «вещам», «информации», «результатам интеллектуальной деятельности» и «нематериальным благам (ст. 128 ГК РФ).

Статья 779 ГК РФ, содержащая определение договора возмездного оказания услуг, лишь частично раскрывает понятие «услуги». Под услугами, согласно данной норме, понимается совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию заказчика.

Легальные определения соответствующей правовой категории, содержавшиеся в ряде законодательных актах, принятых до и после вступления в действие ГК, значительно различаются между собой.

В связи с тем, что понятие «услуги» в ГК РФ полностью не определено, представляется допустимым использовать значение этого понятия, указанное в ст. 38 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения (тем более что это значение согласуется с положениями части второй ГК РФ):

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.


Практически любой вид деятельности в соответствии с ОКДП отнести к услугам, что соответствует экономической трактовке услуг как вида деятельности, не относящегося к промышленному производству и сельскому хозяйству, и их классификации на материальные услуги и нематериальные услуги.

В экономической теории услуги, результат которых имеет материальное выражение, признается материальными услугами или работой, понятие которой также дано в ст. 38 НК РФ:

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

С точки зрения ГК РФ различие между работами и услугами проводится по критерию предоставления овеществленного результата: лицо, выполняющее работу, обязано не только совершить предусмотренные договором действия, но и сдать заказчику их материальный результат (созданную, переработанную вещь).1

При оказании услуг, выполняя определенные действия, исполнитель не обязан предоставлять заказчику какой-либо вещественный результат. Вместе с тем оказание услуг не является безрезультатным, потребителя интересует определенный эффект от услуги. Однако такой эффект полностью не зависит от ее исполнителя, поэтому его недостижение не влияет на исполнение обязательства.

Таким образом, при оказании услуг в процессе деятельности исполнителя оказывается воздействие на нематериальные (невещественные) блага, что отличает услуги от деятельности по выполнению работ, направленную на определенный материальный результат.

В отличие от работ, где объектом гражданских прав является деятельность плюс материальный результат этой деятельности, при оказании услуг объектом гражданских прав выступает лишь сама деятельность. Поэтому всем услугам присущ один общий признак - результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения и составляющих вместе с ним единое целое. Следовательно, при оказании услуги «продается» не сам результат, а действия, к нему приведшие.

________________

1 Гражданское право России. Курс лекций/Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2013. — 215с.

1.2 История правового регулирования отношений по оказанию услуг в России


Как показало исследование экономического содержания понятия услуг, сфера услуг присутствует в экономике любого типа общества. Соответственно, и элементы правового регулирования отношений по оказанию услуг встречаются в правовых источниках различных общественно-экономических формаций. Правовые формы, опосредовавшие данные отношения, довольно разнообразны, но весьма далеки от современных договоров об оказании услуг, так как сфера услуг того времени отождествляется прежде всего со сферой применения свободного наемного труда. Так, большинство исследователей в качестве первоисточников правового регулирования отношений по оказанию услуг называют договор найма услуг в римском праве и договор личного найма в российском дореволюционном гражданском праве.

По договору найма услуг (locatioconductio operarum) "одна сторона - нанявшийся (locator) принимает на себя обязательство исполнять в пользу другой стороны - нанимателя (conductor) определенные услуги, а наниматель принимает на себя обязательство платить за эти услуги условленное вознаграждение" . В системе римского частного права договор найма услуг являлся одним из видов договора найма (locatioconductio), наряду с договорами найма вещей (locatioconductio rerum) и наймом работ (locatioconductio operis). Объединение в один договорный тип проводилось по единому для данных договоров признаку, в качестве которого традиционно выделялась передача во временное пользование определенного блага. В римском обществе применялся преимущественно труд рабов и вольноотпущенников, поэтому договор найма услуг, субъектами которого могли быть лишь свободные граждане, не получил широкого распространения.

Рецепция римского частного права в правовые системы ряда буржуазных государств обусловила закрепление конструкции договора найма услуг в их законодательстве как основной правовой формы, опосредующей отношения по применению свободного наемного труда. В гражданском праве государств с континентальной системой права (Германия, Франция) в значительной степени была сохранена структура римского частного права, в том числе объединение договоров найма услуг и найма вещей в одном договорном типе - договоре найма.

Несмотря на значительную рецепцию римского права в русском гражданском праве, в вопросе о месте договора личного найма в системе гражданского законодательства позиции российского и западного законодателей существенно отличаются. В Своде гражданских законов Полного собрания законов Российской Империи договор личного найма помещен в разделе "Личные обязательства" вместе с договорами подряда, хранения, поручения, что обусловлено, в первую очередь, исторической традицией правового регулирования отношений по применению наемного труда.


Нормы, посвященные правовой регламентации данных отношений, встречаются в различных правовых источниках, действовавших до XIX в. (Русская правда, Псковская Судная грамота, Судебники 1497 г. и 1589 г., Соборное уложение 1649 г.). Д.И. Степанов, отрицая необходимость в глубоком историческом анализе, тем не менее утверждает, что в "указанных источниках труд, исполняемый одним лицом в пользу другого, подвергается правовой регламентации лишь тогда, когда такой труд связан с ограничением или с потерей свободы работником".

С ним можно согласиться лишь отчасти. Анализ основных правовых форм найма труда в России - закупничества, служилой кабалы, жилой записи показало, что для них присуще наличие внеэкономического принуждения работника, характерного для феодального права. Однако основные конструктивные особенности этих правовых форм сохранились в договоре личного найма, что обусловливает их значимость в развитии правового регулирования отношений по применению наемного труда.

Вместе с тем в правовых источниках Древней Руси содержатся положения, свидетельствующие о существовании так называемого договора свободного найма, в котором отсутствовали механизмы порабощения работника. Так, в Русской правде встречаются упоминания о регламентации отношений с отдельными категориями работников на основе свободного найма. Согласно ст. 2 Правды Ярослава обидчик должен был уплатить лекарю за услуги, оказанные им потерпевшему.

В Псковской Судной грамоте, отражающей более высокий уровень экономического развития, регламентируются не только отношения изорничества (аналогичные закупничеству), но и отношения свободного найма (ст. 39, 40, 41). Последние могут быть названы свободными, так как в качестве нанимателя (наймита) выступал свободный человек, гражданские права которого сохранялись в полном объеме, хотя он и находился в определенной экономической зависимости от феодала. Договор найма заключался на определенное время ("отстоит свой урок") или для выполнения определенной работы ("свое дело отделает").

Нормы о договоре свободного найма встречаются и в Судебнике 1497 г.: наймит, ушедший от хозяина до окончания срока договора ("не дослуживший своего урока"), терял право на оплату труда ("найму лишен"). Вероятно, положение наймита регулировалось Псковской Судной грамотой, а данное ограничение явилось следствием ужесточения ее нормы о праве нанимателя лишать наймита, ушедшего досрочно, платы за последний год работы. В Судебнике 1589 г. нанимателю предоставлялось право досрочно расторгнуть договор с выплатой наймиту "по расчету", т.е. деньги за фактически отработанное время без каких-либо штрафных санкций. Штраф в тройном размере наемной платы предусматривался в том случае, если наниматель не захочет оплатить работу наймита, а последний его в этом уличит.