Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами (Порядок установления и прекращения опеки и попечительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Произошедшее к концу 20 века резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в положении личности в обществе. С одной стороны, личность стала более свободной, менее зависимой от государства, а с другой стороны, она во многом утратила свою значимость как социальная единица. Масштабы многих распространенных сегодня социальных явлений (таких как рост детской безнадзорности, увеличение числа лиц, страдающих психическими расстройствами) создают угрозу национальной безопасности.

Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Между тем исследования показывают, что этот потенциал опеки и попечительства используется недостаточно. На практике сложилось и закрепилось убеждение в том, что опекунами или попечителями могут быть, как правило, только родственники подопечного, что опека и попечительство устанавливаются на длительный срок и что процедура установления опеки крайне сложна и длительна. Такого рода заблуждения свойственны не только потенциальным опекунам и попечителям, но и работникам органов опеки и попечительства. Зачастую опека (попечительство) смешивается с другими формами устройства граждан, чему способствует в том числе и содержание п. 4 ст. 35 ГК РФ, п. 3 ст. 153 СК РФ и других норм.

Такое положение обусловлено комплексом причин, при этом отсутствие необходимой информации у населения или нехватка денежных средств в бюджетах муниципальных образований не являются основными. Более важной причиной является несовершенство современной правовой модели опеки, лишенной мобильности. Очевидна необходимость усиления диспозитивных начал в правовом регулировании опеки и попечительства, создания разновидностей (моделей) опеки и попечительства, отвечающих различным интересам участников правоотношений.

Законодательство об опеке и попечительстве в течение многих десятилетий практически не менялось. Самым значимым изменением является «перемещение» основных положений института опеки и попечительства из семейного в гражданское законодательство. Семейный кодекс РФ не развил положений ПС РФ об опеке и попечительстве над несовершеннолетними.


Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, на фоне сокращения числа усыновлений российскими гражданами заставляет соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления активно искать приемлемые в современных условиях формы устройства детей. К сожалению, новые формы (например, «патронатная семья») закрепляются в большей степени на уровне регионального законодательства, которое зачастую вступает в противоречие с федеральными нормами.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблемы института опеки и попечительства заслуживают внимания юридической науки потому, что длительное время данный институт детально не исследовался.

Цель работы – определить основные цели и задачи института опеки и попечительства.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

1. Определить понятие опеки (попечительства) и патронажа;

2. Рассмотреть задачи, принципы и цель института опеки и попечительства;

3. Изучить установление опеки и попечительства;

4. Рассмотреть основания, порядок и последствия прекращения опеки и попечительства.

Методологическую основу исследования составляют диалектический, исторический, логический, сравнительно-правовой и другие методы.

Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, международное законодательство, гражданское и семейное законодательство РФ, гражданское и семейное законодательство РСФСР, федеральные законы Российской Федерации, нормативные акты, приказы и инструкции, материалы судебной практики.

Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области гражданского и семейного права, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам выпускной квалификационной работы, в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.

Среди трудов, посвященных проблемам семейного права и вопросам применения различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, следует выделить работы Э.А. Абашина, М.В. Антокольской, С.Н. Бондова, Я.Р. Веберса, М.В. Власовой, Е.М. Ворожейкина, А.Г. Гойбарха, К.А. Граве, В.А. Грачевой, В.В. Залесского, О.Ю. Ильиной, Ю.А. Королева, П.В. Крашенинникова, С.А. Муратовой, В.П. Никитиной, Л.М. Пчелинцевой, О.А. Рузаковой, В.А. Рясенцева, В.А. Тархова, Я.И. Функа, Е.А. Чефрановой, О.А. Хазовой и др.

Непосредственно проблемам применения опеки и попечительства как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, уделялось внимание в работах А.М. Беляковой, П.В. Гулидова, Н.М. Ершовой, А.В. Заряевой, С.В. Макаровой, В.Д. Малковой, Л.Ю. Михеевой, А.М. Нечаевой, С.В. Осиповой и др.


В своей совокупности работы названных ученых представляют солидную теоретико-методологическую базу для разработки проблем опеки и попечительства.

В процессе работы над курсовой работой использованы Интернет-ресурсы и материалы юридической практики.

Структура и объем работы соответствует целям и задачам. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) КАК ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ГРАЖДАН

1.1. Понятие опеки (попечительства) и патронажа

Опека – это особая форма защиты прав и законных интересов недее-способных и малолетних граждан. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет и над гражданами, признанными судом недееспособными. Опекуны совершают от имени подопечных и в интересах все необходимые сделки и выступают в защиту прав и интересов подопечных. Опекуны отвечают за вред причиненный их подопечным[1].

Попечительство – это особая форма защиты прав и интересов не полностью дееспособных граждан. попечительство устанавливается над несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет и над гражданами ограниченными судом в дееспособности. Попечитель даёт согласие на совершение подопечным юридических действий, при этом сам никаких юридических действий не совершает. Попечитель отвечает за вред несовершеннолетними гражданами. Лица, ограниченные в дееспособности полностью деликтоспособны, поэтому попечитель не отвечает за их действия[2].

Опека и попечительство устанавливаются органами опеки и попечительства или судом. Функция органов опеки и попечительства заключается в назначении опекунов и попечителей, в контроле над их деятельностью, а также в выдаче соответствующих разрешений, в случаях предусмотренных законодательством, в частности ст. 37 ГК. Опекуны и попечители назначаются только с их согласия, преимуществом обладают лица, которые находятся в родственных отношениях с подопечным. Лица должны быть совершеннолетними и должны соответствовать иным требованиям, предусмотренными законом[3]. Опека и попечительство устанавливаются на основании акта органов опеки и попечительства, а также на основании договора, заключаемого между органами попечительства и опека с попечителем, если лица помещены в соответствующие учреждения, то опекуны и попечители таким лицам не назначаются, поскольку их функции осуществляют сами учреждения. Опекуны и попечители за осуществляемую ими деятельность в праве получать вознаграждение предусмотренное договором. Законом предусмотрены случаи освобождения опекунов попечителей, их отстранение от исполнения обязанностей, а также прекращение опеки и попечительства по основаниям, предусмотренным законом[4].


Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК РФ).

Условием установления опеки является полное отсутствие дееспособности у малолетнего (до 14 лет), а также у граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 29 ГК РФ)[5].

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки и другие юридические действия, за исключением сделок, которые вправе совершать малолетние в возрасте от шести до 14 лег (п. 2 ст. 28 ГК РФ)[6].

В соответствии с гражданским законодательством опекун несет имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным самостоятельно, если не докажет, что обязательство было нарушено не по его вине (п. 3 ст. 28 ГК РФ). Подобным же образом опекун отвечает по сделкам, заключенным им от имени гражданина, признанного судом недееспособным.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК РФ)[7].

В отличие от опекуна попечитель лишь дает согласие на совершение частично или ограниченно дееспособным лицом тех сделок, которые подопечный не вправе совершать самостоятельно (ст. 26, 30 ГК РФ).

Кроме этого, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суд заинтересованными лицами.

Опекун или попечитель может быть назначен только с согласия лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве.

Согласие подопечного на установление опеки (попечительства) и в отношении назначения конкретного лица опекуном (попечителем) не является обязательным условием для его назначения, однако, как правило, учитывается[8].


Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, являются эти учреждения.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ)[9].

Опекун (попечитель) вправе распоряжаться доходами подопечного (ст. 26, 38 ГК РФ) только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства, за исключением произведения из этих средств расходов, необходимых для удовлетворения повседневных нужд подопечного (питание, одежда, лекарства и т. п.)[10].

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

Прекращение опеки или попечительства осуществляется на основании соответствующего решения органа опеки и попечительства, за исключением следующих случаев, когда опека (попечительство) прекращается автоматически:

- при достижении малолетним 14 лет опека превращается в попечительство;

- при приобретении несовершеннолетним полной гражданской дееспособности (достижении 18 лет, вступлении в брак, эмансипации)[11].

Патронаж – это особая форма защиты прав и законных интересов со-вершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и исполнять свои права и обязанности[12].

1.2. Задачи, принципы и цель института опеки и попечительства

Сегодня в России около 700 000 детей, которые остались без опеки родителей и детей сирот[13]. Одна треть этих детей воспитываются в детских домах, школах-интернатах и других учреждений «казенного» типа. Выпускники таких учреждений являются уязвимой социальной группой.

Так порядка 40% детей, которые находились на гоcобеспечении, становятся наркоманами и алкоголиками, 40% идут на преступления, 10% решаются на суицид[14]. Как можно помочь детям сиротам стать полноценными членами общества? Как способствовать развитию полноценного члена общества? В России создан институт опеки (попечительства) и усыновления. Какова же разница между усыновлением и опекой (попечительством)?


Смотрите также файлы