Файл: Преимущества и противопоказания метода БОС (Практическая основа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во вторую группу относительных противопоказаний можно включить: возраст моложе 4–5 лет, когда пациент не может осознать поставленную перед ним задачу из-за недостаточного развития умственных способностей; старческий возраст, сопровождающийся потерей интеллекта; психические заболевания; отсутствие мотивации и иждивенческая позиция больного, не желающего принимать участие в лечении.

Практическая основа

Занятия имеют все шансы проводиться как лично, но и в группах по 4-8 человек. Перед началом занятий с больными ведется персональная беседа, задача коей - установление эмоционального контакта с больными, увеличение их мотивировки к исцелению. Занятия ведутся в положении больного сидя или же лежа. Преимущественно проведение занятий в положении сидя, так как тогда обретенные умения релаксации проще употребляются больными в настоящих жизненных обстановках. Любое занятие наступает с разговоры. На 1 встрече доктор поясняет задача занятий, суть методологии и принцип воздействия приспособления БОС-ИП. Для увеличения мотивировки больных к исцелению надо объяснить, собственно данное выдаст любому из их. В начале следующих занятий проводится короткий опрос пациентов о самочувствии, успешности освоения методики. 
Продолжительность тренировки - 20-25 минут, после этого больным дают устроить основательный вдох, выдох, и открыть глаза. В конце занятия снова ведется выборочный опрос о самочувствии больных и удачливости проведения тренинга.

Общественная длительность любого занятия сочиняет 45-50 минут Частота массовых занятия при обучении методологии - 2-5 разов еженедельно. Единый обучение оформляет 10-15 занятий. Для более глубокого освоения методологии, получения доп умений расслабления и саморегуляции в стрессовых обстановках, в последствии 5-ого занятия клиентам рекомендовано до начала тренировки предоставлять последующее задание: предположить себе какую-нибудь малоприятную обстановку. Ежели при всем при этом тон звука повысится, стараться вновь расслабиться (тон звука обязан вновь понизиться) - 6 и 7-е занятия; предположить обстановку, вызывающую тревогу, и стараться, чтоб тон звука при всем этом не увеличивался - 8 и 10 -е занятия. Эти задания выполняются только в период тренировки с БОС-ИП в последствии пришествия состояния релаксации.
Кроме занятий с врачом для пациентов рекомендуются ежедневные самостоятельные релаксационные тренировки:  в положении сидя - 15-20 мин. Больным предлагают расслабиться и воспроизвести ощущения, возникающие при релаксации во время занятий с врачом (если есть возможность - с устройством БОС-ИП, если такой возможности нет - без него),  в положении лежа перед сном - 3-5 мин, (без БОС-ИП), 
в различных условиях (в том числе при стрессовых воздействиях) несколько раз в день кратковременно (без БОС-ИП).  Наиболее подчеркивается значимость систематического исполнения самостоятельных занятий для освоения методологии и обеспечивания производительности исцеления. С целью повышения мотивации больных к излечению и укрепления умений релаксации, в последствии завершения главного курса рекомендовано проводить и еще массовые "поддерживающие" занятия с внедрением прибора БОС-ИП (с частотой 2-4 раза в год), любой разов подсказывая больным о надобности самостоятельных занятий. К истинному времени подтверждена эффективность био оборотной связи при лечении многих многофункциональных нарушений (в том числе болей в голове, нарушений сна и т.п.), также целого ряда психосоматических болезней. А именно, было показано, что БОС при лечении такового обширно всераспространенного заболевания, как гипертоническая болезнь, позволяет добиваться достоверного понижения уровня кровяного давления, приводит к улучшению прогноза заболевания. Научно подтверждена также эффективность внедрения био оборотной связи при лечении желудочно-кишечных (гастриты, приобретенный холецистит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки) и спастических бронхо-легочных болезней. Выбор адекватной программки управления своим состоянием позволяет нездоровому переориентировать собственный внутренний мир и тем корригировать депрессивные и назойливые состояния, гиперактивное поведение, перекрыть ужас и напряжение. 
Не плохих результатов удалось достигнуть при лечении при помощи БОС пограничных психологических расстройств. Успешное обучение дает возможность нездоровым с тревожными состояниями повысить самообладания, сделать лучше адаптацию к наружным условиям. Индивидуальное устройство для релаксационной терапии БОС-ИП предназначено для обеспечения биологической обратной связи по электрическому сопротивлению кожи БОС-ИП включает в себя:  электроды для измерения электрического сопротивления кожи, которые фиксируются на пальцах руки липкой лентой и соединяются штекером с гнездом _ЭЛ  прибора;  электронный блок, включающий: регулятор громкости звука - _том , регулятор частоты непрерывного звука - "настройка", и регулятор частоты ритма прерывистого звука (имитатор ритма сердца) - "ритм", а также визуальный индикатор на корпусе (красная световая линия, перемещающаяся с различной скоростью); наушник, подключающийся к гнезду "ТМ" прибора. 
Достоинства устройства БОС-ИП. БОС-ИП обладает высочайшей чувствительностью. Это позволяет нездоровым получать информацию о малых конфигурациях электронного сопротивления кожи и, соответственно, собственного психоэмоционального состояния, что увеличивает эффективность внедрения методики и содействует формированию положительного дела к исцелению.  Возможность использования БОС-ИП не только правшами, но и левшами, фиксация электродов на пальцах (а не "жестко" на приборе) повышают удобство при эксплуатации устройства. 
Принципно новым является также акустическая индикация с внедрением как непрерывного звукового сигнала, так и звуковой имитации сердечного ритма (при проведении занятий можно использовать один из этих сигналов либо их сочетание). Возможность одновременной акустической и зрительной индикации позволяет доктору держать под контролем изменение психоэмоционального состояния пациента конкретно во время занятий.  Найдено, что в процессе занятий с био оборотной связью развиваются физиологические и биохимические реакций, обратные тем, что появляются при стрессе: усиливается a -ритм мозга; понижается уровень кровяного давления, уряжается число сердечных сокращений, миниатюризируется периферическое сопротивление сосудов, потребление кислорода; снижается электрическая активность мышц, уровень катехоламинов, кортизола, ренина и холестерина в плазме крови. Дополнительно происходит усиление активности эндогенной опиоидной системы и снижение сосудистой реактивности. 
Таким макаром, БОС содействует улучшению возможностей человека противостоять стрессу. Большая роль при всем этом отводится запасным способностям хворого, его возможности преодолеть болезнь. 
В процессе био оборотной связи пациент является активным участником собственного исцеления, что содействует активации естественных укрытых резервов организма. Во время занятий возникает понимания психических устройств заболевания и их оборотного развития. Успешная деятельность по саморегуляции улучшает самочувствие, способствует повышению самооценки за счет чего расширяются возможности и улучшается адаптивность. Нездоровые лицезреют, что их усилия являются полезными и становятся оптимистичнее. В свою очередь рост положительных чувств провоцирует мотивационные процессы, а осуществляемая деятельность становится более действенной. Высочайшая результативность занятий еще более увеличивает самооценку и т.д..


В итоге в процессе БОС понижается фиксация на собственных переживаниях, миниатюризируется ипохондричность, злость, возрастает вера в свои способности, улучшается настроение. В психотерапии с био оборотной связью находится как релаксационный, так и поведенческий составляющие. Внедрение био оборотной связи для релаксации именуют психорелаксационной терапией с внедрением принципа био оборотной связи либо адаптивное биоуправление, БОС-метод психотерапевтического исцеления, аппаратный аутотренинг.
В основе биологической обратной связи лежит наличии зависимости между вегетативными и психическими функциями. При БОС больной через датчик, преобразующее и регистрирующие устройство получает информацию о минимальных изменениях какого-либо своего физиологического показателя (мышечное напряжение, температура тела, электрическое сопротивление кожи, уровень артериального давления и многие др.), связанного с эмоциональным состоянием, и старается изменить его в заданном направлении, что позволяет ему приобрести и развить навыки направленной саморегуляции, тем самым повлиять на течение патологического процесса. Различают два основных вида биологической обратной связи: прямая и непрямая "прямая" БОС осуществляется по той физиологической функции, которая нарушена при данном заболевании и является основным его проявлением (например, по уровню артериального давления при гипертонической болезни),  "непрямая" БОС по показателям, изменение которых не является специфичным для данного заболевания. 
Самыми распространенной из них являются БОС по температуре и электрическому сопротивлению кожи. Связано это с тем, что они отлично отражают уровень психоэмоционального напряжения человека. Возрастание напряжения приводит к понижению температуры и сопротивления кожи, а расслабление к увеличению этих характеристик. Современные компьютерные системы автоматизации био оборотной связи, позволяют в качестве параметра управления использовать фактически хоть какой из характеристик работы организма (число сердечных сокращений, дыхательных движений, уровень кровяного давления, скорость распространения пульсовой волны, электронное сопротивление кожи, свойства электрокардиограммы и энцефалограммы. Есть аппараты для регистрации 1-го и сразу нескольких физиологических черт. Отдельные исследователи считают, что более эффективна много параметрическая БОС. Для ее проведения разработаны програмно-аппаратные комплексы на базе компьютера. Есть компьютерные программки, дозволяющие учиться саморегуляции в процессе увлекательной игры.  Роль аппарата в этом способе велика, но не стоит игнорировать награды доктора. Так психоаналитик сам является принципиальным звеном био оборотной связи и интенсивно оказывает влияние на ход обучения. И от его мастерства почти во всем зависят результаты проводимого исцеления, а прибор, кроме представления информации, является вспомогательным средством установления терапевтических отношений. И конкретно эти дела помогают пациенту развиться, поменять свое поведение. На первом предварительном шаге доктор в беседе мотивирует пациента на роль в тренинге, вселяет надежду в удачливость занятий, разъясняет нездоровому суть способа, механизм его работы, дает представления о патологическом процессе, происходящем в организме и почему исцеление будет действенным в этом случае. В процессе тренировки психотерапевт, имея информацию о пациенте от прибора и от него самого, помогает нездоровому лучше использовать приобретенные данные. Доктор дает советы и указания по тому, как необходимо себя вести, экспериментировать, находить лучшие пути управления своими функциями. При наличии первых малых результатов и даже при их отсутствии фиксирует внимание хворого на его успехах. Еще больше повышается роль психоаналитика, когда пациент освоил способ в критериях кабинета и перебегает к последующему шагу внедрения собственных способностей в ежедневной жизни. В этой ситуации основной упор делается на развитие у пациента активного дела к процессу исцеления, повышении ответственности за себя и свое здоровье.


Преимуществами этой терапии является сознательное активное роль пациентов в целебном процессе, безопасность и безвредность способа, последняя уникальность побочных эффектов, но, доктору следует быть готовым столкнуться с ними. Фактически термин biofeedback появился в США в конце 60-х годов. Но еще в 30-е годы во время физиологических исследовательских работ было найдено, что животные, а именно крысы, способны изменять характеристики функционирования внутренних органов, если поощрять динамику подходящего направления и наказывать при ненужных конфигурациях. Таким методом, удавалось научить животное производить определенное количество желудочного сока, поддерживать заданную величину кровяного давления, число сердечных сокращений и т.д. В следующем такие исследования проводились и с людьми, при этом было обращено внимание на то, что человеку для закрепления хотимых реакций не непременно получать поощрение либо наказание, а довольно иметь в режиме реального времени информацию о малых конфигурациях избранного показателя.  Первые публикации в 40-х годах описывали испытуемых способных произвольно изменять уровень своей сердечной деятельности. Позже проводились исследования способности использовать миограмму в качестве параметра для обучения общему расслаблению и исцеления болей нервно-мышечного происхождения. В конце 70-х и начале 80х стали учить делему внедрения температурной электроэнцефалографической биологической обратной связи для исцеления различной патологии. Ближайшее время в этой области достигнуты определенные успехи и исследования длятся.

Заключение

Говоря простым языком, обратная биологическая связь - средство получить контроль над процессами, происходящими в теле. Она дает возможность достигнуть релаксации, уменьшить боль, и улучшить качество жизни.
Обратная биологическая связь дает непосредственную информацию о человеке с помощью внешних инструментов. Рядовой пример использования биосвязи – применение термометра для измерения температуры. Клиническая обратная биосвязь следует тем же принципам, используя специализированные инструменты, чтобы контролировать различные физиологические процессы и то, как они происходят. Изменяющиеся графики и диаграммы на дисплее компьютера отражают происходящие конфигурации, так как они касаются оценки систем организма.

Невзирая на вышеперечисленный большой перечень преимуществ, способ БОС имеет ряд относительных противопоказаний. Эти относительные противопоказания связаны с 2-мя группами обстоятельств, которые укладываются в физическую либо психическую невозможность выполнения пациентом поставленной перед ним задачки.


К первой группе можно отнести заболевания, которые делают принципную невозможность заслуги полезного эффекта в силу значимых анатомических конфигураций органов малого таза. Это злокачественные опухоли; местные инфекционно-воспалительные заболевания в стадии обострения, препятствующие применению ректальных и вагинальных датчиков (кольпиты, вульвовагиниты); томные сопутствующие заболевания в стадии декомпенсации, к примеру, сердечно-сосудистые (нестабильная стенокардия, острое нарушение мозгового кровообращения), тиреотоксикоз, а также инфекционные (вследствие гипертермии) болезни и травмы.

Во вторую группу относительных противопоказаний можно включить: возраст молодее 4-5 лет, когда пациент не может понять поставленную перед ним задачку из-за недостающего развития интеллектуальных возможностей; старческий возраст, сопровождающийся потерей ума; психологические заболевания; отсутствие мотивации и иждивенческая позиция хворого, не желающего учавствовать в лечении. Осознание оборотной био связи открывает нам особенности функционирования разных систем нашего тела. Так мы можем обучаться управлять этой деятельностью, чтоб улучшать себя. Попытка вмешиваться в физиологический процесс без участия обратной биологической связи походит на бросание дротиков вслепую, когда мы не можем видеть, поражаем ли цель или нет. Обратная биосвязь сигнализирует нам: в правильном ли направлении мы действуем.
Обратная биосвязь - это не терапия, а скорее обучение, образовательный процесс для изучения навыков управления телом и разумом. Научиться осознавать физиологические реакции и изменять их - совсем не одно и то же. Это сродни игре на фортепьяно или в теннис - требует практики. Через практику мы заново познаем собственные уникальные психофизиологические образцы поведения и процессы, чтобы выделять их и учиться управлять ими быстрее, чем они управляют нами.
Принцип обратной связи является основным и универсальным принципом управления различными системами.

Список литературы

1. Педагогическое использование метода БОС: результаты, проблемы, перспективы. Говорушина Т.К., Даринский Ю.А., Румянцев И.А., Смирнов В.А., Санкт-Петербург

2. Применение метода стабилографии по принципу БОС в комплексном лечении детей с ДЦП. Бабина Л.М., Борисенко Н.Д., Вартанова А.Г., Андриенко Н.Г., Пономарева С.О., Пятигорск

3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /П.К.Анохин- Медицина 1975.-448с