Файл: Практическое задание №1 Создание диаграмм вариантов использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Программирование

Добавлен: 15.11.2018

Просмотров: 3982

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Практикум по 

объектно-ориентированному 

моделированию с помощью UML 

Практическое задание №1

 

 

Практическое задание №1 

Создание диаграмм вариантов использования, 

диаграммы деятельности

 

Целью  задания  является  изучение  объектно-ориентированного  анализа  и 

моделирования  бизнес-процессов  в  исследуемой  предметной  области  с 
помощью языка UML. 

В  ходе  выполнения  задания  для  выбранной  (или  заданной)  предметной 

области  изучается  процесс  построения  диаграммы  вариантов  использования 
(диаграммы  прецедентов)  и  диаграммы  деятельности  с  помощью  CASE-
средства, поддерживающего язык UML. 

Общая 

последовательность 

выполнения 

задания 

№1 

включает 

определенные этапы (разделы). 

1.  Постановка задачи. 

Выбор 

темы 

для 

моделирования 

(предметной 

области). 

Исследование  системы:  сформулировать  цель  моделирования, 
определить объекты и выполняемые функции. 

2.  Характеристика  и  возможности  CASE-средства.  Рабочий  интерфейс 

программы и создание проекта. 

3.  Построение 

диаграммы  вариантов  использования  (диаграммы 

прецедентов, Use Case Diagram). 

4.  Построение диаграммы деятельности (Activity Diagram). 

 

В  результате  выполнения  задания  и  построения  диаграмм  следует 

сохранить  модель  в  отдельном  файле,  а  также  подготовить  и  оформить  отчет, 
содержащий  последовательность  разработки  моделей  и  их  элементов, 
необходимые комментарии, пояснения и краткий вывод в заключении. 

В  названии  файла  модели  и  отчета  по  заданию  необходимо  использовать 

фамилию студента и номер работы. 

Далее  приводится  демонстрационный  пример  построения  моделей 

основных 

бизнес-процессов, 

описывающих 

деятельность 

некоторого 

небольшого интернет-магазина. 

 

 

 


background image

Практикум по 

объектно-ориентированному 

моделированию с помощью UML 

Практическое задание №1

 

 

1. 

Постановка задачи. Определение предметной области 

Интернет-магазин 

занимается 

продажей 

некоторых 

товаров. 

Потенциальный  покупатель  просматривает  каталог  и  делает  заказ. 
Предполагается,  что  потенциальный  клиент,  открывая  сайт  магазина,  может 
нажать  кнопку  просмотра  (или  загрузки)  каталога,  далее  может  положить 
понравившийся товар в корзину, изменить корзину и, приняв решение о покупке 
товаров, перейти из корзины к оформлению заказа. 

Для того чтобы корректно создать систему, отвечающую всем требованиям 

заказчика,  необходимо  точно  представлять  ее  основные  бизнес-функции  и 
выяснить предъявляемые к системе требования. Для этого необходимо провести 
обследование компании и построить ее полную бизнес-модель.  

Однако  в  данном  примере  не  рассматривается  общение  с  заказчиком, 

поэтому нет возможности провести такое обследование. В данном случае будет 
использоваться демонстрационный пример и обобщенное описание.  

1.1. 

Краткое описание работы системы 

Каждый  товар  в  каталоге  описывается  артикулом,  категорией,  ценой  и 

фото с кратким описанием. 

Покупатель  может  загрузить  каталог  товаров.  Каталог  содержит  разделы 

(категории), имеет блочную структуру, состоит из набора товаров с фото, ценой 
и характеристиками. Покупатель складывает понравившиеся товары в корзину, 
при этом выбирая количество необходимого товара данного артикула. 

Корзину  можно  изменить:  просмотреть,  удалить  товар,  изменить 

количество позиций одного артикула, вернуться в каталог. 

Когда покупатель делает заказ, он вводит свои личные данные, телефон и 

оплачивает его по банковской карте (если заказ не оплачен, то он и не сделан). 

После того как сделан заказ, его можно забрать со склада через 1 рабочий 

день.  Данные  о  заказе  поступают  сотруднику  магазина,  назовем  его 
сотрудником  отдела  продаж,  он  проверяет  наличие  товаров  и  передает  его 
кладовщику  на  комплектацию.  Кладовщик,  собрав  заказ,  делает  отметку  о 
готовности. 

Заказ  выдается  со  склада  кладовщиком.  Кладовщик  выдает  заказ  и 

отмечает в системе, что заказ выдан. 

Магазин  не  занимается  доставкой  заказов,  не  делает  скидок.  Для  того 

чтобы  ограничить  масштаб  задачи,  не  рассматривается  система  снабжения 


background image

Практикум по 

объектно-ориентированному 

моделированию с помощью UML 

Практическое задание №1

 

 

магазина новыми товарами. Этим занимается другая система, назовем ее Склад. 
Информация  о  проданных  товарах  (т.е.  сделанных  заказах)  поступает  также  в 
систему Склад. 

Поскольку  на  протяжении  от  создания  до  выдачи  заказа,  он  проходит 

разные  стадии,  то  будет  разумно  ввести  понятие  статуса  заказа.  Сотрудники 
магазина  могут  статус  заказа  изменять,  а  покупатель  может  проследить  за 
сборкой заказа. В таком случае наша система предоставляет еще одну функцию: 
узнать статус заказа. 

 

 

 


background image

Практикум по 

объектно-ориентированному 

моделированию с помощью UML 

Практическое задание №1

 

 

2. 

Характеристика и возможности CASE-средства. Рабочий 

интерфейс программы. Создание проекта 

2.1. 

Характеристика и возможности CASE-средства. 

Рабочий интерфейс программы 

Целью  моделирования  рассматриваемой  системы  является  знакомство  с 

нотацией UML и изучение приемов работы в выбранном (определенном) CASE-
средстве моделирования и проектирования.  

В  данной  работе  используется  CASE-средство  моделирования  и 

проектирования StarUML v2.8.0 (

http://staruml.io/download

).  

 

Дать  краткую  характеристику,  возможности  и  описать  элементы 
интерфейса программы StarUML

2.2. 

Создание проекта 

Для  создания  нового  проекта  в  StarUML  можно  выбрать  Rational  из 

списка  предложенных  подходов.  Проект  моделей  будет  иметь  четыре 
представления:  Use  Case,  Logical,  Component и  Deployment.  Данный  подход  по 
структуре  представлений  наиболее  соответствует  методологии  Rational  Unified 

Process  (RUP),  которая  поддерживает  итеративный  процесс  разработки 
информационных систем (рисунок 2.1).  

 

Рисунок 2.1 – Выбор шаблона Rational 

Подход  Rational  выбирается  для  удобства  дальнейшей  работы.  Сохраните 

созданный вами проект под соответствующим именем. 

 


background image

Практикум по 

объектно-ориентированному 

моделированию с помощью UML 

Практическое задание №1

 

 

3. 

Диаграмма вариантов использования (Use Case Diagram) 

Поведение  системы  (т.е.  функциональность,  которую  она  обеспечивает) 

описывают с помощью функциональной модели, которая отображает системные 
прецеденты  (use  cases,  случаи  использования),  системное  окружение 
(действующих лиц, актеров actors) и связи между ними. 

Диаграмма  вариантов  использования  (диаграмма  прецедентов,  use 

case  diagram) —  это диаграмма, на которой  изображаются  отношения  между 
актерами и вариантами использования. 

С помощью этой диаграммы можно: 

 

Определить общие границы и контекст моделируемой предметной 
области на начальных этапах проектирования системы; 

 

Сформулировать общие требования к функциональному поведению 
проектируемой системы; 

 

Разработать  исходную  концептуальную  модель  системы  для  ее 
последующей детализации в форме логических и физических моделей; 

 

Подготовить 

исходную 

документацию 

для 

взаимодействия 

разработчиков системы с ее заказчиками и пользователями. 

Диаграмма  вариантов  использования  (прецедентов)  представляет  собой 

граф, в вершинах которого расположены актеры или прецеденты, связи между 
вершинами – это разного вида отношения. 

Актером  (действующее  лицо,  actor)  называется  любой  объект,  субъект 

или система, взаимодействующая с моделируемой системой извне. 

Это  может  быть  человек,  техническое  устройство,  программа  или  любая 

другая  система,  которая  служит  источником  воздействия  на  моделируемую 
систему  так,  как  определит  разработчик.  На  диаграммах  вариантов 
использования актер изображается в виде человечка, под которым записывается 
его имя (рисунок 3.1). 

 

Рисунок 3.1 – Действующее лицо (актер)