Файл: Обоснование метода двойной записи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бухгалтерский баланс составляется один раз в месяц (на 1-е число месяца). В течение месяца в организации совершается большое количество хозяйственных операций, кᴏᴛᴏᴩые невозможно отражать в балансе.

По϶ᴛᴏму текущий учет движения хозяйственных средств и их источников ведется на специальных бухгалтерских счетах.

Счета бухгалтерского учета — ϶ᴛᴏ способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за хозяйственными средствами, источниками их формирования и хозяйственными операциями. Графически счета представляют собой таблицы, в кᴏᴛᴏᴩых производятся учетные записи.

Увеличение или уменьшение средств и их источников отражаются на счетах раздельно. По϶ᴛᴏму счет делится на две части: левую и правую. Важно заметить, что одна из них — левая — называется «дебет», а правая — «кредит», (рис. 1). Стоит сказать, для каждого объекта учета, в частности, для каждого вида средств и их источников, открываются отдельные счета.

Движение хозяйственных средств показывается в учете в виде увеличения (+) или уменьшения (—).

Рисунок 1. Схема бухгалтерского счета

Все счета, согласно экономической группировке, делятся на две группы: активные и пассивные. Активные счета предназначены для отражения состояния и движения хозяйственных средств (рис. 4.2). Активными счета называются потому, что хозяйственные средства показываются в активе баланса. Счета, предназначенные для отражения состояния и движения источников хозяйственных средств, называются пассивными, так как в балансе источники показываются в пассиве баланса.

Деление счетов на активные и пассивные демонстрирует органическую связь счетов с балансом.

В активных счетах на дебетовой стороне записывается остаток средств на начало месяца, операции, вызывающие увеличение средств, и остаток на конец месяца. На кредитовой стороне записываются операции, вызывающие уменьшение хозяйственных средств. При открытии счета прежде всего записывают первоначальное сальдо (т.е. остаток), а затем изменение средств (источников) , после чего определяется конечное сальдо.

В активных счетах сальдо всегда дебетовое. Увеличение средств в активных счетах показывается по дебету, а уменьшение — по кредиту. Итоги записей сумм операций за месяц по дебету и кредиту счета носят название оборота. Стоит сказать, для определения конечного сальдо (остатков) к начальному сальдо присоединяют оборот, отражающий увеличение средств (источников), а затем вычитают оборот, отражающий их уменьшение. В случае отсутствия остатка счет считается закрытым.


Порядок открытия активных и пассивных счетов и записей в них можно представить следующим образом (рис. 2).

Рисунок 2. Схема активного счета

К активным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся, например, счета: «Основные средства», «Материалы», «Касса» и т.д. Можно отметить, что наименование активных счетов часто совпадает с названием статей актива баланса.

В пассивных счетах на кредитовой стороне записывается остаток источников на начало месяца, операции, вызывающие увеличение источников хозяйственных средств, и остаток на конец месяца, и по дебетовой стороне записываются операции, вызывающие уменьшение источников. В пассивных счетах сальдо кредитовое (рис. 3).

Рисунок 3. Схема пассивного счета

К пассивным счетам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся, например, счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Уставный капитал». Конечный остаток определяется по каждому счету в конце месяца. В активных счетах он определяется по формуле:

ОСТкон = ОСТнач + ОБд-т - ОБк-т;

в пассивных:

ОСТкон = ОСТнач + ОБк-т - ОБд-т;

где ОСТкон — остаток конечный; 

ОСТнач — остаток начальный; 

ОБд-т — оборот по дебету счета; 

ОБк-т — оборот по кредиту счета.

Но бывают также и активно-пассивные счета, кᴏᴛᴏᴩые имеют признаки как активных, так и пассивных счетов. В таких счетах остаток может быть и дебетовым, и кредитовым или одновременно дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо).

К примеру, по счету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности и демонстрируется в активе баланса. Кредитовое сальдо по ϶ᴛᴏму счету показывает сумму кредиторской задолженности и демонстрируется в пассиве баланса.

Развернутое сальдо в активно-пассивных счетах в обычном порядке определить невозможно, для ϶ᴛᴏго необходимы данные аналитического учета. Аналитический учет дает информацию о состоянии расчетов с каждым дебитором (например, с покупателем) и с каждым кредитором (например, поставщиком организации в долг материалов), т.е. выводится сальдо по каждому покупателю и поставщику отдельно, а затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности.

Активно-пассивные счета ᴏᴛʜᴏϲᴙт к группе сложных счетов, требующих детализации, расшифровки в аналитическом учете по каждому дебитору (юридическому, физическому лицу) и кредитору.


Порядок открытия активно-пассивного счета и записи в нем можно показать на примере счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (счет 76).

Пример 1. Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Дебет

Кредит

1. Сальдо на начало месяца (дебиторская задолженность)

2. Сальдо на начало месяца (кредиторская задолженность)

3. Увеличение дебиторской задолженности

4. Увеличение кредиторской задолженности

5. Уменьшение кредиторской задолженности

6. Уменьшение дебиторской задолженности

Конечное сальдо (1 + 3 — 6) (состояние дебиторской задолженности)

Конечное сальдо (2 + 4 — 5) (состояние кредиторской задолженности)

1.3Синтетический и аналитический учет на счетах

Отражая операции в бухгалтерском учете, компания фиксирует их в регистрах синтетического и аналитического учета. Собственно эти два составляющих - синтетический и аналитический учет, – дополняя друг друга, и образуют конечную систему бухучета на предприятии. В настоящей статье мы поговорим о том, что же такое синтетический учет в бухгалтерском учете.

В ныне действующем законе о бухучете от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ нет четкого определения о том, что представляют из себя синтетический и аналитический учет и их взаимосвязи. Но такие определения даны в ранее действующем Федеральном законе от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ. Согласно этому документу синтетический учет – это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. В свою очередь аналитический учет - учет, который ведется в счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Проще говоря, регистры синтетического учета обобщают данные по аналитическим счетам, группируя остатки по ним и давая представления об общих показателях деятельности компании. И хотя закон, который приводит данные определения, является устаревшим документом, принцип отражения всех фактов хозяйственной деятельности организации по счетам синтетического и аналитического учета актуален до сих пор.


Каждая операция фиксируется в учете компании с помощью двойной записи, то есть по дебету и кредиту сразу двух счетов. Остаток, сформировавшийся в результате такой записи по тому или иному счету, используемому согласно плану счетов бухучета для отражения определенных действий или событий, и есть элемент синтетического учета. Это всегда общая информация, показывающая стоимостной эквивалент конкретного показателя.

Например, счет 10 «Материалы» отражает движение ТМЦ, принадлежащих компании. Дебетовое сальдо по этому счету показывает остаток таких ценностей на определенную дату. К данному счету могут использоваться субсчета, распределяющие все материалы по видам: сырье и материалы, комплектующие изделия, топливо, запчасти, инвентарь, спецодежда и прочие. В то же время все перечисленные ТМЦ могут находиться на разных складах, принадлежащих одной компании, и это также будет отражено в учете. Данная детальная информация видна в аналитике счета 10.

Другой пример: по расчетам за приобретение товаров, услуг или работ организацией синтетический учет ведется по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Тут, как следует из самого названия счета, компания отражает собственные обязательства перед контрагентом или же, напротив, его обязательства перед компанией. Аналитический учет в данном случае будет представлять из себя записи в разрезе каждого конкретного контрагента, отражение перечисленных авансов и окончательных сумм оплаты, а также сами факты получения товаров, работ или услуг.

Итак, поскольку информация аналитического учета в конечном счете формирует данные синтетического учета, то вполне очевидна их взаимосвязь: суммы показателей по данным аналитики всегда соответствует общим показателям синтетического учета. Исключений из этого правила быть не может. И напротив, если остатки по аналитическим и синтетическим счетам оказались по какой-то причине не эквивалентны, то этот факт будет свидетельствовать о допущенной ошибке в учете. Так что данное безусловное соответствие может, в том числе, играть роль и проверочного инструмента в вопросе правильности ведения бухгалтерского учета в организации в целом.

1.4 Классификация счетов бухгалтерского учета

Для осуществления надлежащих экономических группировок хозяйственных операций и получения нужных показателей для контроля, анализа финансово-хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений важное значение имеют экономически правильно построенная система счетов бухгалтерского учета, четко определенное экономическое содержание счетов и единообразное отражение на них хозяйственных операций. В этой связи все счета бухгалтерского учета классифицируют (группируют) по экономическому содержанию и по структуре и назначению.


Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию основывается на группировке объектов бухгалтерского наблюдения, т.е. экономическое содержание информации, учитываемой на счете, указывает тот объект, для отражения которого этот счет предназначен. В соответствии с этим выделяют счета для учета:

Такая классификация счетов по экономическому содержанию с разделением на счета, учитывающие имущество с указанием сферы его нахождения, счета источников формирования имущества и счета хозяйственных процессов и результатов, позволяет выделить все необходимые для учета счета, установить единство и различия в методике отражения на них информации и получения необходимых показателей для контроля за расходованием средств, сохранностью имущества, выполнением производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации.

Классификация счетов по назначению и структуре в бухгалтерском учете не связывает счета с конкретными экономическими показателями, которые на счетах отражаются. Эта группировка показывает особенности построения и назначения счетов в информационной системе бухгалтерского учета. Группировка счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре указывает на общие черты, свойственные строению отдельных счетов, на способы получения в них показателей оборотов и сальдо. При классификации счетов по назначению и структуре используют метод учета имущества, источников его формирования и хозяйственных процессов. Счета бухгалтерского учета по назначению и структуре подразделяются на пять групп: основные счета, регулирующие счета, операционные счета, финансово-результатные счета, забалансовые счета.

Основными являются счета, посредством которых осуществляют учет и контроль за наличием и движением имущества, принадлежащего предприятию, и источников его образования. Основные счета подразделяются на инвентарные (материальные), фондовые (капитала), счета учета расчетов.

Инвентарные (материальные) счета применяются для учета наличия и движения по видам имущества материальных ценностей и денежных средств. К ним относятся сч. «Основные средства», «Материалы», «Готовая продукция», «Касса», «Расчетные счета« и др. Все
инвентарные счета активные. По дебету этих счетов отражаются наличие и поступление, а по кредиту — выбытие объектов учета. Сальдо на этих счетах всегда дебетовое.