Файл: Должностные лица консульских учреждений, совершающие нотариальные действия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Нотариальные действия совершаются в консульском учреждении. В отдельных случаях нотариальные действия могут быть совершены вне указанного учреждения.

Консул, совершающий нотариальные действия, обязан соблюдать тайну совершаемых нотариальных действий (ст.47 Консульского устава).

Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых документов, уплаты консульских сборов и возмещения фактических расходов.

Совершение нотариальных действий может быть отложено при необходимости истребования дополнительных сведений либо документов или направления документов на экспертизу, а также по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Консул не может совершать нотариальные действия на своё имя и от своего имени, на имя и от имени своей (своего) супруги (супруга), её (его) и своих родственников по прямой линии.

Нотариальное делопроизводство в консульском учреждении ведётся на том же языке, на котором ведётся делопроизводство консульского учреждения.

Если обратившееся за совершением нотариальной помощи лицо не знает языка, на котором ведётся делопроизводство, тексты оформляемых документов должны быть переведены ему консулом, совершающим нотариальное действие, или известным консулу переводчиком.

Статья 53 Консульского устава СССР устанавливает общее правило: если совершение нотариального действия противоречит законодательству, консул отказывает в совершении такого действия. Консул не принимает для совершения нотариальных действий документы, если они не соответствуют требованиям российского законодательства или по своему содержанию могут нанести вред интересам российского государства, или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан.

По просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, ему должны быть изложены причины отказа и разъяснён порядок его обжалования.

Конкретное содержание полномочий по совершению нотариальных действий консульскими учреждениями закреплено в договорах о правовой помощи и консульских конвенциях, заключаемых с каждым в отдельности государством.

Так, в договоре о правовой помощи СССР и Народной республики Албания об оказании правовой помощи по гражданским, брачно-семейным и уголовным делам определяются правомочия консульского учреждения в наследственном производстве. Согласно с.40 договора по всем делам о наследстве, которые возникнут на территории одной из договаривающихся сторон, сотрудники дипломатического или консульского учреждения другой договаривающейся стороны имеют право представлять в учреждениях юстиции или в иных учреждениях собственных граждан, если они отсутствуют и не поручили ведение дела иному доверенному лицу. Особой доверенности в этих случаях не требуется. Ст. 47 Договора между Российской Федерацией и республикой Албания о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам подтверждает данное правило. Аналогичные правила содержатся и в других договорах о правовой помощи[13].


Заключение:

            Нотариат - совокупность  государственных  и негосударственных  органов, должностных  лиц, предназначенных  совершать нотариальные  действия с целью  обеспечения защиты  прав и законных  интересов гражданских  и юридических  лиц. Осуществляются  от имени РФ  действия по удостоверению  и обеспечению  бесспорных фактов  и прав.

       Предметом нотариальной деятельности является удостоверение бесспорных фактов. Удостоверяя сделки, свидетельствуя верность копий документов, обеспечивая принудительное исполнение бесспорного обязательства должника и совершая иные нотариальные действия, нотариусы не используют состязательную форму процесса, принцип публичности, совершают нотариальные функции только единолично, устанавливают юридические факты, как правило, на основании письменных доказательств.

      Статья 48 Конституции РФ предусматривает право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Гарантируя данное субъективное право, государство берет на себя определенные юридические обязательства. К ним относится, в том числе, создание специальных учреждений, оказывающих такую правовую помощь гражданам.

 Российский  нотариат представляет  собой, прежде  всего, систему  органов, на которую  возложено удостоверение  бесспорных прав  и фактов, свидетельств  с документов, выписок  из них, придание  документам исполнительной  силы и выполнение  других нотариальных  действий в целях  обеспечения защиты  прав и законных  интересов граждан  и юридических  лиц. Во-вторых, это  отрасль законодательства, нормами которой  регулируются нотариальная деятельность.

   История российского  нотариата начинается  с шестнадцатого  века. У него были  и времена взлета, и времена, когда  он как институт  переставал существовать  в нашей стране (после  Революции 1917 года) или его роль  заметно уменьшалась в системе государственных органов. После принятия Положения о государственном нотариате в 1922 году в России на долгие годы утвердился государственный нотариат. Так было вплоть до 1993 года, когда были приняты Основы законодательства РФ о нотариате и в нашу страну вернулся частный нотариат, и он стал существовать наравне с государственным.

     Последние годы  двадцатого столетия  характеризуются  бурным развитием  российского законодательства. Были приняты новые  кодексы и многочисленные  подзаконные акты, регулирующие разные  общественные отношения.  Применение нового  законодательства  сопровождается рядом  проблем в нотариальной практике.


Значение  нотариата особенно возрастает в условиях формирования рыночных отношений применительно  к интересам предпринимателей, связанным с оформлением  и регистрацией договоров, созданием различных  форм собственности  и сделок с ней. Ведь от качества работы нотариальных органов зависит нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

   В результате проделанной  работы, можно сделать  выводы:

1) нотариат обладает огромным положительным историческим опытом, в том числе российским, развития и функционирования;

2) наличие  теоретических предпосылок  объективного присутствия  нотариата в российской  правовой системе;

3) нотариат является единственным правовым способом осуществления государством своей обязанности по обеспечению охраны и защиты имущественных и иных прав граждан;

4) институт нотариата является открытым, стабильным и предсказуемым источником формирования доходной части государственного бюджета;

5) институт нотариата широко используется во многих странах мира, с которыми Россия имеет тесные экономические и политические связи

 Список используемой литературы

Нормативные правовые акты

1. "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок);

2. "Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов" (заключена в Гааге 05.10.1961)(вступила в силу для России 31.05.1992) (вместе со "Статусом Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)" (по состоянию на 12 мая 2011 года));

3. "Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (заключена в Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994);

4. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)(ред. от 05.07.2010);

Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1(ред. от 11.06.2008)"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"; Постановление Совмина РСФСР от 31.12.1947 N 980 "Об утверждении Положения о государственном нотариате РСФСР" ( Документ утратил силу);

5. Закон  СССР О Государственном натариате                                                           (с изм. и доп., внесенными

Указом Президиума ВС СССР  от 16.02.1979 - Ведомости ВС СССР, 1979, N 8, ст. 121) ( Документ утратил силу);


"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ(ред. от 30.06.2008);

6. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ(ред. от 04.05.2011);

7. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ(ред. от 21.06.2011)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011);

8. Указ Президента РФ от 05.11.1998 N 1330(ред. от 28.12.2008) "Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации";

Указ Президента РФ от 22.07.2002 N 767"Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов";

 Материалы практики

9. Постановление ФАС Московского округа от 21.03.2011 N КГ-А41/18202-10 по делу N А41-11722/10 «О признании права собственности на долю в уставном капитале»;

10. Определение Верховного Суда РФ от 13.04.2011 N 11-В11-7 В удовлетворении заявления об отмене решения налогового органа об обязании включить в состав профессиональных вычетов в декларации недополученную сумму тарифов за совершение нотариальных действий;

 Учебная научная литература

11. Аргунов, В. Н.  Правовые основы нотариальной деятельности : учеб. пособие / В.Н. Аргунов и др. ; под ред. В.Н. Аргунова, предисл. Е. Суханова. - М. : БЕК, 1994;

12. Ахмедов Ч.Н. Положение о нотариальной части 1866 года как нормативное основание функционирования нотариата во второй половине XIX – начале XX века // История государства и права. 2007. № 8;

13. Вергасова Р.И.В31 Нотариат в России: Учебное пособие. /Р.И. Вергасова— М.: Юристъ, 2005;

14. Власов Ю.Н., Калинин В.В Нотариат. Курс лекций./ В.В.  Власов, Ю.Н. Калинин— М.: Юрайт-М, 2001;

15. Грушников М.К.,Гражданский процесс: Учебник под редакцией М.К. Грушникова.– М., 2001;

  1. Ремановский Г. П., Ремановская О. В. Организация нотариата в России. = М., 2001, с. 28

  2. Куприна Н. История российского нотариата//Российская юстиция, 1997, №12, с. 31

  3. Гражданский процесс: Учебник. – М., 2001, с.616

  4. Гражданский процесс: Учебник. – М., 1997, с. 431

  5. Ярков В. В. Нотариат в правовой системе России//Нотариус. 1997. №2 (4). С. 4

  6. Ремановский Г.Б., Ремановская О. В. Организация нотариата в России. – М., 2001, с. 9

  7. В. Герасимов Потенциал нотариата невостребован//Российская юстиция. 2000. №1, с.31

  8. В. Жуйков Нотариат ''разгружает'' суды//Российская юстиция. 2000. №3. С.31

  9. Там же (6)

  10. В. Ярков Публично-правовой характер нотариальной деятельности//Российская юстиция. 1997. №6. С.31

  11. В. Жуйков Нотариат ''разгружает'' суды//Российская юстиция. 2000. №3. С.31

  12. Основы законодательства РФ о нотариате. Приняты 11 февраля 1993//Ведомости Съезда ннародных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, №10

  13. Ремановский Г.Б.,,Ремановская О. В. Организация нотариата в России. – М., 2001. – 256с.