Файл: Методологические подходы к оценке эффективности организационных коммуникаций.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты формирования системы организационных коммуникаций на предприятии
1.1 Актуальные проблемы управления организационными коммуникациями на современном этапе
1.2 Сущность и особенности организационных коммуникаций в системе управления на предприятии
1.3 Методологические подходы к оценке эффективности организационных коммуникаций
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ его производственно хозяйственной деятельности
2.2 Анализ маркетинговой деятельности ОАО «ГМС Насосы»
2.3 Анализ затрат и результатов при использовании маркетинговых коммуникаций в ОАО «ГМС Насосы»
Таблица 7.
Комплексная оценка финансового состояния
ОАО «ГМС Насосы»
Показатели |
2012 |
2013 |
Абсолютное отклонение 2013 г. от 2012 г |
2014 |
Абсолютное отклонение 2014 г. от 2013 г. |
1. Общая рентабельность предприятия, % |
12,4 |
8,4 |
-4,0 |
12,0 |
+ 3,6 |
2. Чистая прибыль на 1 руб. объема реализации, коп. |
11,9 |
7,7 |
-4,2 |
8,8 |
+ 1,1 |
3. Прибыль от реализации на 1 руб. объема реализации, коп. |
17,7 |
11,6 |
-6,1 |
12,8 |
+ 1,2 |
4. Общая прибыль на 1 руб. объема реализации, коп. |
17,9 |
11,8 |
-6,1 |
13,6 |
+ 1,8 |
Анализ рентабельности ОАО «ГМС Насосы» в таблице 8 показал, что в отчетном периоде произошел рост всех показателей, характеризующих данное направление анализа. Наиболее значимое увеличение такого показателя, как рентабельность собственного капитала, т.к. он вырос более чем в 2 раза.
Таблица 8.
Оценка рентабельности (прибыльности) ОАО «ГМС Насосы»
Показатели |
Сумма |
||
2012 |
2013 |
2014 |
|
1. Норма прибыли отчетного периода, %. |
8,9 |
9,3 |
12,9 |
2. Норма частной прибыли, %. |
7,12 |
7,38 |
9,55 |
3. Рентабельность активов, %. |
5,32 |
6,12 |
13,15 |
4. Рентабельность продукции, %. |
7,60 |
8,30 |
11,10 |
5. Рентабельность собственного капитала, %. |
7,51 |
8,23 |
19,98 |
В целом технико-экономическая характеристика ОАО «ГМС Насосы» позволяет сделать вывод, что предприятие является прибыльным, платежеспособным и финансово-устойчивым. Поэтому мы берем его в качестве объекта для анализа его маркетинговой деятельности, сбытовой политики и т.д. Устойчивое положение предприятия на рынке позволит нам предложить оптимальный вариант проведения маркетинговых исследований на предприятии и спрогнозировать объемы продаж.
2.2 Анализ маркетинговой деятельности ОАО «ГМС Насосы»
Анализ маркетинговой деятельности ОАО «ГМС Насосы» предполагает рассмотрение сегментирования рынка, маркетинговых исследований, проводимых на предприятии, товарной, ценовой политики, политики в области сбыта, анализ рекламной деятельности предприятия.
Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определение объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия. С другой стороны - это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетинга. Сегментация проводится с целью максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат предприятия - изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара.
Макросегменты - крупные поставщики.
Наиболее крупными поставщиками сырья и материалов для ОАО «ГМС Насосы» являются: ОАО «Электротехническая корпорация» г. Москва, ОАО «Саранский завод Резинотехника» г. Саранск, ОАО «Красный треугольник» г. Москва, ОАО «Нижнеднепровский трубный завод» г. Нижний Новгород, ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» г. Липецк и др.
Микросегменты - мелкие поставщики.
Мелкими поставщиками для ОАО «ГМС Насосы» являются: ЗАО «Ровер» г. Первоуральск, ОАО «Пегмент» г. Тамбов, ОАО «Симекс» г. Москва, ЗАО «Литаформ» г. Москва, ООО «Центр специальных сталей» г. Санкт-Петербург и др.
Сегментация рынка может производиться с использованием различных критериев. К ним относятся:
- географические (величина региона, плотность и численность населения, климатические условия и т.д.);
- демографические (возраст, пол потребителей, размер и жизненный цикл сегмента и т.д.);
- социально-экономический критерий заключается в выделении групп потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, уровня образования и доходов;
- экономические и технологические критерии: отрасли, формы собственности, сфера деятельности, размер предприятия, географическое положение.
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, любого потребителя.
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара - аналогов.
У ОАО «ГМС Насосы» существуют следующие конкуренты: ОАО «Сахгидромаш» г. Кировоград, ОАО «Насосэнергомаш» г. Сумы, ЗАО «Уралгидромаш» г. Новосибирск, Катайский насосный завод г. Катайск, ОАО «ВЭМЗ» г. Владимир, ОАО «Гидросила» г. Кировоград и др.
Преимущества ОАО «ГМС Насосы» перед его конкурентами:
- более 50 лет на рынке насосов (опыт работы);
- наличие авторских разработок в области производства насосной продукции, отсутствие аналогов таких разработок у конкурентоспособных мероприятий, наличие испытательной базы;
- действующая система скидок;
- широкий ассортимент выпускаемой продукции;
- широкая номенклатура бытовых насосов;
- консультации по эксплуатации насосов и т.д.
Потребителями продукции ОАО «ГМС Насосы» являются многие предприятия, фирмы, организации - юридические лица, а также физические лица - предприниматели без образования юридического лица, граждане.
Наиболее крупными и привлекательными потребителями выступают нефтедобывающие компании (ОАО «Юкоснефть», ОАО «Компания Нефтеюганскнефть»); гидроэлектростанции, атомные электростанции, судовые верфи, а также крупный поставщик насосной продукции в страны дальнего зарубежья ОАО «Технопромэкспорт» г. Москва, через которое насосы поставляются в Китай, Индию, Иран, Монголию и другие страны.
Выгодность данных потребителей состоит в том, что они обычно приобретают большие партии дорогостоящих марок насосной продукции, обладают 100% платежеспособностью и обеспечивают ОАО «ГМС Насосы» высокий уровень доходов.
Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности сопутствующей принятию маркетинговых решений. Конкретным результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.
Исследование рынка - самое распространенное в маркетинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия.
Исследование потребителей — позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров. Цель такого исследования - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов рынка.
Исследование конкурентов - заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти возможности сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами. Результатом таких исследований становится выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов (лидерство, следование за лидером, избежание конкуренции), определение активных и пассивных стратегий обеспечения или ценового преимущества за счет качества предлагаемых товаров.
Изучение фирменной структуры рынка - проводится с целью получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках.
Исследование товаров - проводится с целью определения соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынке, запросам и требованиям покупателя, а также анализу их конкурентоспособности. Исследование товаров позволяет получить сведения относительно того, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры он более всего ценит и т.д.
Исследование цены - направлено на определение такого уровня и цен, который бы давал возможность получения прибыли при наименьших затратах (минимизация затрат и максимизация прибыли).
Исследование товародвижения и продаж - преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации.
Исследование системы стимулирования, сбыта и рекламы - преследует цель выявить как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товаров повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия.
Исследование внутренней среды предприятия - ставит целью определение реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды.
Методологические основы маркетинга ОАО «ГМС Насосы» складываются из следующих методов:
1) общенаучные методы - системный анализ, комплексный подход, программно - целевое планирование.
2) аналитико-прогностические методы — линейное программирование, теория массового обслуживания, теория связи, теория вероятностей, сетевое планирование, методы деловых игр, экономико-статистические методы, экономико-математические методы, экспертиза.
3) методологические приемы, заимствованные из различных областей знаний - приемы социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики, дизайна.
Процедура маркетингового исследования состоит из комплекса последовательных частных действий (этапов). Выделим основные из них:
Разработка концепции исследования.
- определение целей.
- постановка проблемы.
- формирование рабочей гипотезы.
- определение системы показателей.
Получение и анализ эмпирических данных:
- разработка рабочего инструментария.
- процесс получения данных.
- обработка и анализ данных
Формулирование основных выводов и оформление результатов исследования:
- разработка выводов и рекомендаций.
- оформление результатов исследования.
Товарная политика ОАО «ГМС Насосы» предполагает выбор и осуществление стратегии предприятия по отношению к предлагаемому товару - как ширину (разнообразие групп товаров), так и глубину (разнообразие товаров в одной группе).
Область целенаправленных действий по отдельным предложенным для использования товарам и услугам (вид, качество, свойство, количество и т.д.), а также по совокупности отдельных продуктов (ширина, глубина, структура ассортимента) называется товарной политикой.
Целевой сегмент рынка - один из нескольких сегментов, отобранных для маркетинговой деятельности предприятия. При этом предприятие должно с учетом выбранных целей определить сильные стороны конкуренции, размер рынков, отношения с каналами сбыта, прибыль и свой образ фирмы.
Целевые сегменты должны быть стабильными, позволяющими достаточное время осуществлять выбранную стратегию маркетинга.
Целевыми сегментами рынка для ОАО «ГМС Насосы» являются:
- рынок горизонтальных насосов;
- рынок фекальных насосов;
- рынок артезианских насосов;
- рынок погружных насосов;
- рынок запасных частей;
- рынок ТНП.
Потребители продукции ОАО «ГМС Насосы» ожидают от нее, прежде всего, качества, долговечности и высокой производительности.
Самой острой проблемой для предприятия в настоящее время остается проблема качества выпускаемой продукции. Сейчас ведется огромная работа по решению этой проблемы. В 2000 г. на предприятии была разработана политика в области качества на основе международной системы качества ISO 9000.
Имеющиеся недостатки выпускаемой продукции на ОАО «ГМС Насосы» можно значительно уменьшить посредством повышения привлекательности внешнего вида товара, упаковки и качества в целом.
Товарный ассортимент - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием.
Если анализировать ассортимент товаров, выпускаемых ОАО «ГМС Насосы»», то можно сделать вывод, что некоторые нерентабельные или устаревшие марки насосов можно исключить из ассортимента, заменив на более усовершенствованные. А по части запасных частей и товаров народного потребления ассортимент лучше расширить.