Файл: Задачи нотариата (понятие нотариата, его задачи и функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В силу различных обстоятельств юридические и физические лица могут обратиться в нотариальную контору с заявлением о принятии на хранение документов. Нотариус обязан принять их. При этом составляется опись в двух экземплярах, один из которых выдается на руки заявителю.

  • Совершение морских протестов. Совершение морских протестов осуществляется в порядке обеспечения доказательств, если есть основания считать, что возникнет необходимость защиты законных прав и интересов как грузовладельца, так и грузоперевозчика.
  • Обеспечение доказательств. Заинтересованные лица могут обратиться к нотариусу с просьбой обеспечить доказательства, если у них есть основания предполагать, что в суде или административном органе возникнет дело, предоставление доказательств по которому впоследствии станет затруднительным или невозможным.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, выполняют все нотариальные действия, если в данном нотариальном округе нет государственных нотариальных контор. Если же нотариальную деятельность осуществляют и частнопрактикующие, и государственные нотариусы, то круг нотариальных действий, совершаемых занимающимися частной практикой нотариусами, сокращается. Они не вправе принимать меры к охране наследственного имущества и выдавать свидетельства о праве на наследство. Необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов по их совместному заявлению может быть выдано любым нотариусом, в то время как аналогичное свидетельство по заявлению пережившего супруга может быть выдано только нотариусом государственной нотариальной конторы по месту жительства умершего. В случае ведения наследственных дел частнопрактикующими нотариусами в связи с отсутствием в нотариальном округе государственных нотариальных контор такое свидетельство выдается по месту жительства умершего нотариусом, ведущим наследственное дело.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса, а в Российской Федерации таких населенных пунктов много, особенно в отдаленных регионах, законодатель предоставил право совершения нотариальных действий должностным лицам органов исполнительной власти.27 Совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти или распоряжением его руководителя на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти. Такое решение может быть принято исключительно в случае отсутствия нотариуса в населенном пункте.


При совершении нотариальных действий должностные лица руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законами и правовыми актами и международными договорами Российской Федерации.

ГЛАВА II. Современное состояние и пути реформирования российского нотариата

1.1 Реформирование нотариата

Осуществление нотариатом конституционных прав граждан в виде квалифицированной правовой помощи населению, зависит от квалификации кадрового состояния нотариата, от его подготовленности и функциональной принадлежности.

В 1993 году состоялось последнее реформирование нотариата. В этом была необходимость для решения проблем, накопившихся к тому времени и препятствующих нормальному правовому обслуживанию граждан и юридических лиц в новых экономических условиях.

Из-за не обустроенных помещений нотариальных контор, низкой зарплаты нотариусов в стране хронически не хватало нотариусов. На начало 90-х годов их было порядка 4 тысяч. Многие из них не имели высшего образования. Понятно, что они не могли справиться с возросшим объёмом нотариального обслуживания в условиях интенсивно развивающихся рыночных отношений.

Идея реформирования, заключавшаяся в возрождении частного нотариата, в целом оправдала себя. На сегодня в России около 8 тысяч нотариусов, из них чуть больше 40 государственных[13]. Все нотариусы без исключения имеют высшее юридическое образование, 68% из них имеют стаж работы свыше 10 лет. Около 100 нотариусов имеют учёную степень, более 90 – звание «Заслуженный юрист России». То есть это высококвалифицированный с достаточно большим опытом работы профессиональный корпус.

Кроме того, у нотариусов в качестве помощников, консультантов, операторов компьютерной техники работают свыше 10 тысяч человек. Созданы нормальные условия для приёма граждан. Повысилось качество обслуживания. Ликвидированы очереди.

Реформирование же современного нотариата обусловлено, с одной стороны, актуальными проблемами, имеющими место в социально-экономических, правовых сферах нашего государства, когда огромное количество граждан становятся жертвами рейдерства, противоправной деятельности теневого бизнеса и других негативных явлений, возникших на фоне развития демократических принципов и явного ослабления квалифицированного правового сопровождения гражданского оборота. Например, за прошедшие 15 лет нотариат оказался практически вытесненным на законодательном уровне из сферы гражданского оборота. Вначале из исполнительного производства, затем из сферы корпоративных, залоговых правоотношений, из сделок с недвижимым имуществом и ряда других. По статистике за 2015 год из 92,5 миллионов нотариальных действий, совершенных нотариусами России, 81% составили простейшие виды – это свидетельствование верности копий документов и удостоверение доверенностей.


Работа нотариуса в настоящее время экономически не сбалансирована из-за отсутствия выверенных, объективно рассчитанных тарифов за нотариальные действия. Действующие тарифы не учитывают ни сложности, ни временных затрат, ни меры гражданской ответственности нотариуса. К тому же отсутствие узаконенных тарифов за техническую работу повлекло завышения сумм, в качестве компенсации за отсутствие сложных нотариальных действий, за которые установлена более или менее приличная пошлина. И как следствие – большое количество жалоб.

Общее количество жалоб, поступивших в нотариальные палаты в 2015 году, увеличилось на 31% и составляет 6997 жалоб. Как правило, основное количество жалоб связано с несоблюдением нотариусом профессиональной этики и ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей. За этот же период в суды поступило 834 жалобы на совершенные нотариальные действия из них 99 жалоб удовлетворено судами, то есть каждая седьмая жалоба признана обоснованной.

Способы же реагирования на подобные проявления практически отсутствуют из-за слабого правового регулирования нотариата. В Основах законодательства о нотариате отсутствует дисциплинарная ответственность, нет чёткого разграничения полномочий между нотариальными палатами и органами юстиции, размытость функций государственного контроля и многое другое, что позволяет сделать вывод, что Основы перестали соответствовать духу времени и требованиям общественно-экономических отношений, формирующихся в обществе.

Исходя из опыта последних лет, целесообразно ввести на всей территории Российской Федерации единой организационной правовой формы нотариата – частной. Так с каждым годом сокращается численность нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, в 2016 году 63 нотариуса перешли на частную практику. Сохраняют же присутствие представителей государственного нотариата экономически нерентабельные регионы, с недостаточно развитой инфраструктурой, удаленные от транспортных коммуникаций.

Также, в целях защиты интересов граждан необходимо регламентировать порядок работы нотариусов и приёма ими населения; предусмотреть необходимость увеличения суммы обязательного страхования риска профессиональной ответственности нотариусов; ввести коллективное страхования риска профессиональной деятельности нотариусов нотариальными палатами на принципах накопительного страхования и обязательного страхования.

В современной России появляется необходимость в новых нотариальных действиях, а также возложению на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав и юридических лиц, медиации, присутствию на заседаниях органов управления юридических лиц по вопросам избрания (назначения) органов управления, распоряжения имуществом, более широкому использованию депозитов нотариусов и т.д.).


Сегодняшний нотариат может быть использован государством в качестве надёжного правового гаранта в сфере имущественных отношений граждан, облегчить работу судам через процедуры внесудебного урегулирования споров, через широкое применение исполнительной надписи нотариуса, через доказательственную силу нотариального акта и т.д. Для этого нужно расширить перечень нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, и отнести к ним, в частности, исполнительные надписи в сфере договорных гражданско-правовых обязательств, нотариально удостоверенных вексельных протестов и т.п.

Не урегулирован в настоящее время и вопрос по порядку хранения и обслуживания нотариальных архивов, несмотря на высокую востребованность населением хранящихся в них документов, а также их значительные объемы.

Пора создать в Российской Федерации Реестр нотариально удостоверенных завещаний и распоряжений.

Для надлежащего обеспечения современных требований гражданского оборота, создания достоверных реестров назрела необходимость во внедрении передовых информационных технологий и создании системного обмена информацией с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, другими органами государственной власти.

Для выхода из сложившейся ситуации следует разработать и принять новый федеральный закон «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», составлением проекта которого в настоящее время уже занимается Министерство юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Следует надеяться, что новое законодательство о нотариате приведет к приданию гражданско-правовым отношениям стабильного и бесконфликтного характера, ускорению гражданского оборота имущества; усилению роли нотариата как института превентивного правосудия, снижению нагрузки на суды; обеспечению доступности нотариальной помощи; равного высокого уровня нотариальной защиты прав на территории Российской Федерации; усилению ответственности нотариусов и нотариальных палат за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей; повышению общего уровня правовой культуры и правовой защищённости граждан.

Заключение

В результате проведенной работы можно сделать вывод, что нотариат современной России должен выступает в роли полноценного многофункционального института гражданского общества, призванного обеспечивать охрану и защиту прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. действий, предусмотренных законодательными актами.


Разграничение нотариальных функций позволяет отразить место нотариата в современном обществе как особого правового института и показать специфику его деятельности в отношении участников нотариального производства. Так, специфика нотариальных функций, осуществляемых в рамках нотариального производства, определяет невозможность передачи их полномочий другим органам и лицам.

На сегодня в России нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. С каждым годом численность государственных нотариусов сокращается, что показывает необходимость создания единой организационной правовой формы нотариата – частной.

Принципиально новый уровень нотариата позволит эффективно использовать все его потенциальные возможности, что окажет плодотворное влияние на развитие Российской Федерации как правового государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993г.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации – часть первая от 31 июля 1998г. №146-ФЗ.

3. Основы законодательства РФ о нотариате, утвержденные ВС РФ 11.02.1993г №4462-1 // Российская газета. – 1993. - №49.

4. Постановление собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 18.04.2001г. №10 «О Профессиональном кодексе нотариусов РФ».

5. Вергасова Р.И. Нотариат в России. Учебное пособие.- М., 2005.

6. Гражданский процесс. Учебник для вузов / Под редакцией М.К. Треушникова. - ОАО "Издательский Дом "Городец". – 2007.

7. Гражданский процесс. Учебник / Под ред В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. - М. - 2001.

9. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. – М., 2008.

11. Невская М.А., Шалагина М.А. Адвокатура и нотариат. Конспект лекций. – М., 2007.

12. Романовская О.В., Романовский Г.Б. Организация нотариата в России. Учебное пособие. - М., 2001.

13. Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник. - М., 2007.

14. Черемных Г. Г., Черемных И. Г. Нотариальное право РФ: Учебник. - М., 2004.

16. Андреева Ю.А. Система субъектов нотариальной деятельности // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2010.- № 1.- С. 55-61.

17. Богатырева И.Н. К вопросу об истории возникновения института российского нотариата // Юристъ – Правоведъ. - 2009. - №5. – с.87-90

18. Боер В.М. Институт нотариальной деятельности: понятие, сущность, содержание // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики.- 2009. - № 2. - С. 80-94.