Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности)..pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
Введение
В настоящее время происходит активное содействие развитию предпринимательской деятельности и поддержке малого среднего бизнеса, чему способствует государственное регулирование предпринимательской деятельности. Правительство каждой страны предполагает собственные цели и методы реализации государственного регулирования предпринимательской деятельности, но основной его целью является стабилизация экономической ситуации в стране, стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда, получение от этого оптимальных выгод.
Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства предпринимателями применения мер стимулирования ответственности случае нарушения этих требований.
Основная цель регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства – обеспечить условия, необходимые для бесперебойного функционирования внутренней экономики, а также добиться постоянного участия производителей резидентов государства в международном разделении труда с целью извлечения от этого выгод, оптимальных для ведения бизнеса. Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так для создания наилучших условий для развития предпринимательства.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие контрольную деятельность государства, а также концептуальные точки зрения правоведов относительно развития правового регулирования государственного контроля в предпринимательской деятельности.
Цель исследования состоит в изучении особенностей государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Данная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:
1. Изучить цель и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности.
2. Исследовать методы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
3. Выявить пробелы в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности и обозначить пути их устранения.
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод и вытекающие из него частно-научные методы познания, такие как логический, формально-юридический, системный и метод сравнительного правоведения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.1. Цель и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности
Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности. Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства предпринимателями применения мер стимулирования ответственности случае нарушения этих требований[1].
Основная цель регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства – обеспечить условия, необходимые для бесперебойного функционирования внутренней экономики, а также добиться постоянного участия производителей резидентов государства в международном разделении труда с целью извлечения от этого выгод, оптимальных для ведения бизнеса. Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так для создания наилучших условий для развития предпринимательства.
Каждое государство формирует собственные цели задачи в области регулирования бизнеса и стремится достичь их реализации возможными средствами и методами, которые складываются исходя из экономической ситуации в данной конкретной стране. Задачи государства неоднократно меняются под воздействием изменений на мировых рынках. При этом механизм регулирования, как правило, остается неизменным, поскольку он отработан в соответствии с особенностями той или иной страны[2].
Государство посредством своих механизмов в области регулирования бизнеса решает следующие задачи:
- разработка новых законов, законодательный контроль, который обеспечивает правовую защиту субъектам предпринимательской деятельности;
- повышение эффективности производственной деятельности, государственного контроля за ее осуществлением и сокращение издержек;
- умеренное снижение прямого вмешательства в деятельность промышленных предприятий, бюрократического контроля;
- обеспечение необходимых условий для развития добросовестной свободной конкуренции, развитие торговли как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
- проведение правильной справедливой налоговой, процентной и финансовой политики, способствующей бюджетному товарно-денежному равновесию, контроль за эмиссией денег;
- обеспечение развития экономики в текущий момент и анализ перспектив ее развития;
- проведение продуманной инвестиционной политики, способствование научно-техническому прогрессу;
- способствование накоплению капиталов в долгосрочном периоде, снижение темпов инфляции;
- контроль за соблюдением трудового законодательства, содействие открытому передвижению рабочей силы, создание служб занятости, контроль за наймом рабочих со стороны частных лиц, установление оптимального минимального размеров оплаты труда;
- реализация мер по повышению благосостояния общества, уровня жизни, уменьшению дифференциации населения по уровню доходов;
- поддержка развитие малого предпринимательства;
- выравнивание экономического цикла;
- специальные меры защиты прав предпринимателей и др.
Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.
При рассмотрении государственного регулирования предпринимательской деятельности важно отметить, что настоящее время его основным направлением становится производство и его эффективность. Регулированию все больше подвергается не спрос, а предложение товаров и услуг.
Поэтому следует отметить главные задачи государства этой области:
- повышение конкурентоспособности отечественной продукции, развитие экспорта и выход страны на мировой рынок;
- создание точек роста для развития отечественного производства, развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности, создание предприятий экспортных отраслей;
- изменение производства в структурном плане, развитие его новых отраслей, поддержка развитых отраслей, характерных для данной страны, развитие существующих отраслей производства и направлений следования их мировым требованиям стандартов, ориентация отечественных отраслей на мировую конъюнктуру с учетом международной специализации;
- открытие новых источников сырья для возможности долгосрочного обеспечения производственного процесса, а также гарантированное обеспечение предприятий топливом и сырьем;
- разработка краткосрочных и долгосрочных политических мер по контролю за конъюнктурой, регулированием спроса внешнеэкономических связей;
- разработка структур крупных компаний и укрепление связей между ними;
- проведение патентной политики.
1.2 Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы[3]:
1. Прямые (административные) методы и средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:
- государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;
- государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- налогообложение;
- лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;
- выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.
Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требования по ведению бухгалтерского и налогового учета), предъявляются виде предписаний, иных индивидуальных решений, принятых в отношении конкретных предпринимателей.
2. Косвенные методы и экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:
- прогнозирование и планирование;
- предоставление налоговых льгот;
- льготное кредитование;
- государственный (муниципальный) заказ и др.
Косвенное регулирование заключается том, что необходимого поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами и стимулами. Косвенными методами являются различные методы поддержки предпринимателей, включая субъекты малого предпринимательства (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь, в том числе виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам, получившим кредиты в банках за реализацию инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых заинтересовано государство).
Можно выделить несколько критериев для разграничения видов государственного регулирования предпринимательской деятельности:
1. Уровень регулирования. Вследствие разграничения компетенции между РФ ее субъектами государственное регулирование экономики осуществляется в масштабах всей территории государства и в пределах каждого его региона в отдельности. Например, федеральные налоги, установленные НК, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные же налоги обязательны к уплате на всей территории соответствующего субъекта РФ (ст. 12 ПК).
2. Отношения между государством (его органами) и хозяйственными субъектами – форма собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты. По данному основанию различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.