Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (основы исследования монополии).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследовательской деятельности
1.1. Возникновение, развитие и сущность монополии
2. Монопольная цена. Поведение фирмы-монополиста на рынке.
2.2 Предельный доход монополиста.
2.3 Максимизация прибыли монополистом.
2.4 Монополия и эластичность спроса.
2.5 Влияние налогов на поведение монополиста.
1. Исключительные права, которые получаются от правительства. Некоторые барьеры для входа на рынок, являются результатом правительственных мер, представляющих фирмам, статус единственного продавца. К примеру, местные органы власти, довольно часто разрешают устанавливать системы кабельного телевидения, единственной фирме. Право на оказание транспортных услуг, связи, основных коммунальных услуг, органами власти, зачастую предоставляются монополии. Множество государств, сами имеют монополию, по продаже крепких спиртных напитков. [17, с. 288]
2. Патенты, а также авторские права. Исключительные права для создателей новых продуктов, произведений литературы, искусства или музыки, обеспечивают патенты и авторские права. Это делается для того, чтобы осуществлять продажу, или предоставление лицензии, на использование изобретений и творчества. Также, патенты могут быть выданы, на производственные технологии. Патентами, а также авторскими правами, обеспечиваются монопольно высокие позиции, только на ограниченное количество лет. По истечении срока действия патента, существующий барьер для входа на рынок, сразу же исчезнет. Сама идея патентов и авторских прав, заключается в том, чтобы осуществлять поощрение фирм, а также отдельных личностей, на изобретение новых продуктов и процессом, посредством дачи гарантий изобретателям, а также исключительных прав, на то, чтобы плоды их стараний, реализовать на рынке. Стоит отметить, что исключительные права, могут быть гарантированы, исключительно на ограниченный срок. Монополия, которая создается таким образом, является временной. [18, с. 280]
3. Собственность, на все предложения, какого-либо производственного ресурса. Всеми источниками предложения конкретного ресурса, которыми владеет монополия, может поддерживаться необходимое количество, для производства соответствующего монополизированного товара. [15, с. 548]
Монополия, может быть создана какими-либо уникальными собственностями, или знаниями. Монополией на использование своих услуг, могут обладать: талантливые певцы, разные художники, спортсмены, писатели, изобретатели какой-нибудь другой среды. [14, с. 206]
Фирмы, обладающие технологическими секретами, могут обладать монополией в том случае, при котором другие фирмы, не смогут воспроизвести, их приемы по обработке и производству продуктов. К примеру, компания «Coca-Cola», весьма тщательно, охраняет свою формулу для изготовления сиропа, входящего в классическую марку «Coca-Cola». Секретной формулой, может быть обеспечена монополия компании, на изготавливаемый ею напиток. Учитывая то, что существует множество близких, или в определенной степени безалкогольных напитков заменяющих ее, компания «Сoca-Cola», не обладает чистой монополией. [12, с. 252]
4. Преимущество низких издержек у крупного производства, которое обусловлено монополизацией рынка. Те преимущества в затратах, которые имеются у достаточно крупных фирм, могут дать возможность одной фирме, которая обслуживает весь рынок (в качестве единственного продавца), производить продукцию, со значительно низкими издержками, чем такое было бы возможно, в случае, когда рынок, обслуживался двумя (или более) продавцами. К примеру, в более низких издержках производства, по мере роста фирмы, могла бы выразиться, экономия на масштабах производства. [10, с. 168] Другими словами, эффект масштабов производства, который бы увеличивался. Такое положение, может оказать влияние на установление монопольной власти, и тем самым, стать барьером для других фирм, при входе на рынок (монополия, при защите своего рынка сбыта, может производить установку относительно низких цен, которые соответствуют её низким издержкам, которые являются недоступными для «новичков».
Итогом данной главы, является получение новых знаний, и детальное рассмотрение сущности, форм, видов, монополии, её значимости в экономике, а также жизни не только государства, но и всего общества. Ведь как уже было указанно выше, монополия является весьма хорошим инструментов в определенных случаях, способным решать задачи, имеющие важное значение. Но в некоторых случаях, монополия мешает развитию государства. И надо уметь ограничивать монополию в тех случаях, при которых она мешает развития, и наоборот.
2. Монопольная цена. Поведение фирмы-монополиста на рынке.
2.1 Монопольная цена.
Особенностью монопольной цены является то, что она, сознательно отклоняется от реальной рыночной (устанавливающейся в результате взаимодействия спроса с предложением). "Монопольная цена – является особым видом рыночной цены, устанавливаемой на уровне выше (или ниже) стоимости товара, в целях получения фирмой, монопольного дохода" (зачастую, в виде монопольной сверхприбыли). Данный доход, представляет собой экономическую реализацию господства монополистов, на всем рынке. Говоря другими словами, это является той данью, которой монополисты облагают другие организации, или людей. Для того, чтобы получить сверхприбыль, монополиями не проводятся никакие улучшения в производстве их товаров. В связи с этим, в случае установления выгодных для них цен, ими утрачиваются экономические стимулы, к осуществлению технического, а также иного прогресса. Противоположностью, оказывающей значительное влияние на совершенствование имеющейся технической базы и качества, является конкуренция. Она, способна побудить к совершенствованию производства, в то время как любая монополия, в этом отношении способна породить временный застой. [16, с. 159]
Существующими законами спроса и предложения, постепенно завладевают монополии. Ими устанавливаются два вида монопольных цен. При помощи них, создается механизм по монополистическому обогащению, за счет оставшейся части общества. [17, с. 288]
Таким образом, большинство монополистических объединений, стремятся сосредоточить у себя, весьма значительную часть товаров, находящихся в отрасли. Такая деятельность, дает возможность, проводить установку монопольно высокой цены, которая превышает общественно необходимые затраты труда. В тоже время, ими искусственно создается, товарный дефицит, которого можно добиться, путем ограничения выпуска продукции, до тех пределов, на которых спрос на продукцию, превышает предложение. В таком случае, монопольный доход, является разницей, находящейся между монопольно высокой ценой, а также стоимостью товара (равновесной ценой). Соответственно, покупателями, теряется часть своего нормального дохода. Данный доход, уходит в пользу монополий. Одним из решающих причин инфляции, является обогащение монополий, за сет завышенных цен. [18, с. 280]
Монополия, также стремится выступать в качестве единственного покупателя строго определенного продукта. Они, искусственным способом, ограничивает на определенное время свои закупки, тем самым, добиваясь ситуации, при которой предложение товаров, осуществляемое со стороны продавцов, превышало бы спрос, со стороны самой монополии. Такая ситуация, даст возможность, установить монопольно низкую цену. Уровень такой цены, не достигает общественно – необходимых затрат труда. В таком случае, монопольный доход, представляет собой разницу между стоимостью товара (равновесной ценой), а также монопольно низкой ценой. Он, является вычетом из нормального дохода продавцов. [17, с. 288]
Необходимо учитывать то, что монополией, может регулироваться производство, а не сам спрос. Даже такая могущественная организация как монополия, вынуждена учитывать реакцию покупателей, на процесс увеличения цен. Монополизировать, можно только товар (на который, существует неэластичный спрос). Но даже в такой ситуации, подорожание продукции, способно привести, к ограничению ее потребления. Монополист, всегда имеет только две возможности. Это: применить незначительный дефицит, для того, чтобы удержать высокие цены, или же увеличивать объем продажи, который будет происходить по сниженным ценам.
Со стороны, может казаться, что монополия и конкуренция, являются совершенно несовместимыми друг с другом. Считается, что монополия, является способной, устраивать свободную конкуренцию. А вот конкуренцией, подрывается чье-либо господство на рынке. [19, с. 256]
В сегодняшних современных условиях, капиталистические объединения, не уничтожили конкуренцию. Они существуют наряду с ней, и тем самым, происходит обострение соперничества.
2.2 Предельный доход монополиста.
В условиях совершенной конкуренции, абсолютно для любой фирмы, является характерным, равенство среднего и предельного доходов, а также цены. Для монополиста, ситуация является совсем другой. Кривая среднего дохода, а также цены, напрямую совпадает с кривой рыночного спроса. А кривая предельного дохода, находится ниже нее. [20, с. 320]
Возникает резонный вопрос: почему кривая предельного спроса, находится ниже кривой спроса? Учитывая то, что монополист – является на рынке единственным производителем продукции, а также представителем всей отрасли в целом, он, осуществляя снижение цены на продукцию для укрупнения объема продаж, будет вынужден снижать ее, абсолютно на все единицы товаров им продаваемых, а не только на последующую. Это показано на рисунке 1.
К примеру, монополистом может быть продана по цене один млн. рублей, только одна единица продукции. Для того, чтобы осуществить продажу двух единиц, им должна быть снижена цена до девятисот тысяч рублей. Это должно быть сделано как на первую, так и на вторую единицу продукции. Для того, чтобы осуществить продажу трех единиц товара, цена должна быть снижена примерно до 800.000 рублей, за каждую из них. И дальше по очередности: четыре единицы товара, за 700.000 рублей, пять единиц товара за 600.000 рублей и т.д. Доход фирмы монополиста, соответственно составит: за 1 ед. – 1000.000; 2 ед. уже 1.800.000 (900.000х2); 3 ед. – 2.400.000 (800 тыс.х3); 4 ед. – 2.800.000 (700 тыс.х4). [21, с. 152]
В связи с этим, предельный доход (или дополнительный доход, получаемый в результате увеличения продаж, за еще одну единицу продукции) будет составлять тыс. руб.: 1 ед. – 1.000.000; 2 ед. – 800 тыс. (1.800.000 – 1 млн.); 3 ед. – 600 тыс. (2.400.000 – 1.800.000); 4 ед. – 400 (2.800.000 – 2.400.000).
Цена
1 млн.
900 тыс.
800 тыс.
700 тыс.
600 тыс.
400 тыс.
1 2 3 4 5..... Количество товара
Рис. 1. Цена и предельный доход фирмы- монополиста: D – спрос; MR –предельный доход.
На изображенном рисунке, показана кривая спроса, а также предельного дохода. Они изображены, в качестве двух несовпадающих линий. В тоже время, во всех случаях, предельный доход, помимо выпуска 1 единицы, будет меньше цены. А учитывая то, что монополистом, принимается решение, касающееся объема производства, при выравнивании предельного дохода и предельных издержек, цена и количество произведенной продукции, будут другими, в сравнении с действующими условиями конкуренции. [22, с. 216]
2.3 Максимизация прибыли монополистом.
Для того, чтобы указать на то, при какой цене, а также при каком объеме по выпуску продукции, предельный доход монополиста, будет максимально приближен, к предельным издержкам, а получаемая им прибыль, окажется набольшей, стоит обратится к числовому примеру. Предположим, что фирма Х, выступает в качестве единственного производителя данной продукции, на всем рынке. Для этого, сведем данные об имеющихся у неё издержках, а также доходах, в таблицу 1. [23, .с. 112]
Таблица 1
Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии.
Выпуск продукции, тыс. ед. |
Издержки |
Цена, тыс руб. |
Доход |
Прибыль, млн руб. |
||
валовые, тыс. руб. |
предельные, тыс. руб. |
валовой, млн руб. |
предельный, тыс. руб. |
|||
0 |
0 |
– |
– |
– |
– |
0 |
1 |
1370 |
370 |
600 |
500 |
600 |
-870 |
2 |
1790 |
320 |
599 |
1198 |
598 |
-592 |
3 |
2165 |
275 |
598 |
1794 |
596 |
-371 |
4 |
2500 |
235 |
597 |
2388 |
594 |
-112 |
5 |
2120 |
220 |
596 |
2980 |
592 |
860 |
6 |
3130 |
210 |
595 |
3570 |
590 |
440 |
7 |
3535 |
205 |
594 |
4158 |
588 |
623 |
8 |
3750 |
215 |
593 |
4744 |
586 |
994 |
9 |
4080 |
230 |
592 |
5328 |
584 |
1248 |
10 |
4435 |
255 |
591 |
5910 |
582 |
1475 |
11 |
4800 |
265 |
590 |
6490 |
580 |
1690 |
12 |
5180 |
280 |
589 |
7068 |
578 |
1888 |
13 |
6580 |
300 |
588 |
7644 |
576 |
1064 |
14 |
7542 |
325 |
587 |
8218 |
574 |
676 |
15 |
8154 |
355 |
586 |
8790 |
572 |
636 |
16 |
8878 |
380 |
585 |
9360 |
570 |
482 |
17 |
9500 |
410 |
584 |
9928 |
568 |
428 |
18 |
10150 |
440 |
583 |
10494 |
566 |
344 |
19 |
11380 |
475 |
582 |
11058 |
564 |
322 |
20 |
11800 |
510 |
581 |
11620 |
562 |
-180 |