Файл: Реформа электроэнергетики в России (Состояние электроэнергетики в России).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ О СОСТОЯНИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ
ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ ОТРАСЛЬ В РОССИИ: СПЕЦИФИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ
2.1. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В РФ
2.2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ
Региональные энергетические комиссии в каждом субъекте РФ осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) и контроль их применения в соответствии с федеральным законодательством.
Это приводит к сильной зависимости энергосбытовых компаний от принимаемых тарифных решений данными региональными энергетическими комиссиями, что в свою очередь оказывает прямое воздействие на уровень прибыли компаний и их возможность реализовывать намеченные инвестиционные программы.
Согласно новой тарифной политике «о нулевой индексации тарифов на услуги естественных монополий в 2014 году», предложенной Министерством экономического развития, у энергосбытовых компаний могут возникнуть новые виды рисков, которые возможно отрицательно повлияют на их деятельность, начиная с июля 2015 года. [18]
Реализация предложенных мер по объектам генерации и сбыта электроэнергии может дать снижение суммарной необходимой валовой выручки (НВВ) от конечных потребителей рынка электроэнергии на 55,2 млрд. руб.
Риски, связанные со значительным увеличением цены на электроэнергию, могут привести к нарастанию дебиторской задолженности в связи со снижением платёжеспособности клиентов, образованию кассовых разрывов и, как следствие, к увеличению кредиторской задолженности энергосбытовых компаний.
Кроме того, в связи со вступившими в силу изменениями законодательства, максимально упрощающими потребителям процедуру перехода от одной энергосбытовой компании к другой, возрастает риск быстрой потери клиентов в случаях, когда из-за общего роста цен на рынке электрической энергии цена кВт/ч становится преобладающим фактором над совокупной стоимостью услуг .
Согласно прогнозам тарифы на электроэнергию будут расти выше инфляции, но почти в 2 раза медленнее, чем ранее планировалось.
На розничном рынке для всех категорий потребителей, кроме населения, цены в 2015 г. – на 6,3% против 11,5–12,5% в прежнем сценарии. Для населения рост 3,7% в 2015 г. против сценарных 12–15%.
Следовательно, данные меры непосредственным образом скажутся на величине сбытовой надбавки и на общем финансовом состоянии энергосбытовых компаний. Для энергосбытовых компаний, через которые проходят денежные потоки всех участников рынка, особую важность имеет четкая организация бизнеса. [19]
По оценке экспертов средний уровень оплаты электроэнергии физическими лицами по стране составляет пока 65- 70%, а с учетом того, что физические лица составляют значительную часть в отпуске электроэнергии, неоплаты населения представляют серьезную проблему для энергосбытов.
К числу неплательщиков относятся бюджетные потребители с недостаточными лимитами финансирования, предприятия сферы ЖКХ, управляющие компании многоквартирных домов, отдельные граждане должники, крупные промышленные предприятия, оказавшиеся в тяжелом финансовом положении из-за кризиса.
Низкая платёжная дисциплина потребителей является одной из критичных проблем, которая отражается в том числе, и на стоимости электроэнергии.
По словам Александра Новака, в настоящий момент задолженность за электроэнергию на розничном рынке составляет порядка 207 млрд. рублей, на оптовом – 47 млрд. рублей.
За весь 2014 год объём задолженности за электроэнергию удалось снизить на 1,6 млрд. рублей, а за первые три месяца текущего года она выросла на 3,2 млрд. рублей.
В результате почти треть сбытовых компаний вынуждена работать в условиях недостатка кредитных ресурсов для покрытия кассовых разрывов. В целях решения этой проблемы Минэнерго РФ разработало законопроект, предусматривающий повышение размера пени за просрочку платежей, введение института обеспечения платежей для категорийных потребителей (включая финансовые гарантии), введение административной и уголовной ответственности, а также обязательство расторжения договоров аренды в случае неоплаты арендатором платежей за ресурсы.
На сегодняшний день отсутствует реальная возможность отпускать энергию только добросовестным потребителям, а также существует проблема дифференциации платежеспособности потребителей, препятствующая эффективной работе энергосбытовой компании на основе равных возможностей и справедливой конкуренции.
Определенные трудности также возникают при управлении финансовыми потоками из- за наличия кассовых разрывов — оплата энергии на оптовом рынке идет по факту, а потребители платят приблизительно с месячной задержкой.
Это приводит к постоянной необходимости в кредитовании разрывов со стороны для оплаты закупленной электроэнергии. При этом тарифы на электроэнергию в ближайшие годы регулируются государством, рентабельность энергосбытового бизнеса в России невелика, а значит, вопрос своевременной оплаты счетов потребителями является критически важным для развития и даже существования энергосбытовых компаний.
Кассовые разрывы, вызванные существующей системой оплаты за потребляемую электроэнергию и задержкой оплаты со стороны потребителей, снижают финансовую устойчивость энергосбытовой компании. А от финансовой устойчивости этих компаний зависит их способность отвечать по обязательствам перед производителями электроэнергии и обеспечение надежного энергоснабжения.
Таким образом, низкая платежная дисциплина в условиях неопределенности нормативно-правовой базы может привести к потере финансовой устойчивости энергосбытовых компаний, надежности на розничном и неплатежам на оптовом рынках электроэнергии.
Одним из негативных факторов также является перераспределение тарифов между группами потребителей (перекрестное субсидирование), в соответствии с которым снижение тарифа для населения и сельскохозяйственных потребителей компенсируется повышением его для промышленных предприятий.
Таким образом, промышленные предприятия безвозмездно финансируют население и сельскохозяйственных потребителей.
Все вышеперечисленные негативные факторы оказывают прямое воздействие на эффективность функционирования энергосбытовых компаний и их развитие.
Поэтому данные факторы нужно не только учитывать при осуществлении деятельности энергосбытовой компании, но и уметь минимизировать их влияние, что, несомненно, может привести к укреплению конкурентных позиций на рынке для каждой энергосбытовой компании.
ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ
2.1. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В РФ
В последние годы во многих странах мира происходит процесс глобализации экономических отношений. Существенной характеристикой глобализационно детерминированных рыночных экономических отношений является рост потребности в формировании прогрессивных организационных форм, какими являются промышленные кластеры.
В этих условиях механизмы формирования промышленных кластеров становятся важным фактором позитивности экономического развития топливно- энергетического комплекса.
Для нашей страны рассматриваемые вопросы являются особенно актуальными. В России рыночные реформы в экономике привели к потребности в новых управленческих механизмах на промышленных предприятиях.
В стране было положено начало созданию практически новой сферы рыночного управления развитием предприятий ТЭК России, базирующемся на использовании управленческих факторов экономического роста.
Сегодня – с учетом реальностей глобального экономического кризиса - эффективность моделей управления и самого осуществления функциональной деятельности предприятий ТЭК России во многом стала определяться возможностями оптимизации отраслевых хозяйственных связей. В этой ситуации руководители многих предприятий осознали, что их стратегии управления, не учитывающие факторы отраслевых хозяйственных связей, стали сдерживать развитие функциональной деятельности вместо того, чтобы поддерживать ее.
В этих условиях политика использования фактора хозяйственных связей становится важнейшим компонентом развития предприятий ТЭК России, в связи с чем особое значение приобретает формирование глобализационно детерминированной парадигмы совершенствования управления на основе формирования промышленных кластеров.
Вопросы использования факторов отраслевых хозяйственных связей через формирование промышленных кластеров становятся приоритетными на национальном, отраслевом и региональном уровнях управления топливно-энергетическим комплексом России.
Особую актуальность рассматриваемых проблем подчеркивают многочисленные решения по проблемам совершенствования управления топливно-энергетическим комплексом России, принятые Президентом и Правительством РФ, Государственной Думой РФ, министерствами и ведомствами, а также особое внимание уделяемое этим вопросам руководством регионов России. [20]
В качестве основы реформирования электроэнергетической отрасли была принята и осуществляется концепция ее либерализации и дерегулирования, в том числе:
- разделение всех видов деятельности на естественно-монопольные (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и конкурентные (генерация, сбыт, ремонтное обслуживание, непрофильная деятельность);
- полное дезагрегирование вертикальной структуры управления - с РАО «ЕЭС России» на вершине управленческой пирамиды - через распродажу акций;
- постепенный переход к оптовому рынку электрической энергии и мощности (ОРЭМ) через отмену регулирования цен со стороны государства, т.е. отказ от обязательных регулируемых договоров и переход на полностью рыночные формы торговли электроэнергией, мощностью, финансовыми контрактами.
Реализуемый вариант реформирования электроэнергетики не учитывает необходимости формирования механизмов управления на региональном уровне.
Существующая региональная структура промышленных, в том числе энергетических, предприятий представляет собой неструктурированное сообщество предприятий различных организационно-правовых форм и типов, принадлежащих различным собственникам. [21]
В результате уход государства из числа акционеров, например, электроэнергетических предприятий привел к утрате реальных рычагов управления, что может быть нивелировано путем формирования соответствующих кластеров.
Таким образом, крайне актуальным является рассмотрение проблем совершенствования механизмов формирования промышленных кластеров в рыночной среде с учетом особенностей влияния глобального экономического кризиса в отраслях ТЭК России.
Вместе с тем, пока нет целостного представления о том, как должны выглядеть системы управления предприятиями ТЭК нашей страны, в условиях, когда использование факторов отраслевых хозяйственных связей становится важным аспектом конкурентоспособности в глобализированной экономике ХХI века.
Закономерности механизмов формирования кластеров в глобализационно детерминированных процессах развития предприятий ТЭК России с учетом особенностей влияния глобального экономического кризиса пока не описаны в систематическом виде.
Создание эффективного механизма, определяющего выбор направлений формирования промышленных кластеров в условиях глобализации, позволит обеспечить эффективное регулирование экономических отношений, возникающих в процессе рыночного развития ТЭК России, в том числе в условиях влияния глобального экономического кризиса.
Необходима разработка комплекса мер по повышению эффективности управления процессами развития ТЭК России в условиях глобализации с учетом особенностей влияния глобального экономического кризиса за счет совершенствования механизмов формирования промышленных кластеров.
Механизм укрепления кластерного управления должен включать:
- подготовку государственной программы перехода на модель формирования промышленных кластеров и принятие дополнительных экономических, социальных и других мер, обеспечивающих достижение поставленной цели;
- создание региональных структур, ответственных за координацию деятельности в области формирования промышленных кластеров;
- формулировку целей и задач формирования промышленных кластеров;
- перечень сведений, необходимых для принятия решений;
- организацию системы мониторинга за ключевыми показателями развития промышленных кластеров;
- сбор и обработку информации, поступающей от системы мониторинга; распространение полученной информации;
- составление комплексных прогнозов; повышение уровня общественного участия. [22]