Файл: Оборотные активы предприятия (основы политики управления оборотными активами на предприятии).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы политики управления оборотными активами на предприятии
1.1Оборотные активы предприятия: понятие, сущность, источники формирования
1.2 Особенности политики управления оборотными активами
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ООО «ПАЛЫЧ»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Финансовый анализ состояния предприятия
2.3. Анализ оборотного капитала предприятия
- точка заказа определяет нижнюю границу запаса, при достижении которой необходимо организовать очередной заказ на пополнение запаса по данной товарной позиции.
Для определения этих величин используются классические методы логистического анализа.
На основании статистических данных выделяются ассортиментные группы, которые характеризуются различной значимостью в общем товарообороте (категории А,В,С) и различной степенью предсказуемостью поведения (X,Y,Z). И для них применяются соответствующие методы планирования, учета и контроля. Категория «А» включает ограниченное количество наиболее существенных в стоимостном отношении позиций, которые требуют тщательного планирования, учета и контроля.
Например, лесоматериалы, строительные материалы и санитарно-техническое оборудование. Они обеспечивают 80процентов объема продаж и занимают до 50процентов от оборота.
Товары категории «В» требуют обычного контроля и налаженного учета: изделия из керамики и стекла, обои, чистящие средства. Они обеспечивают 15процентов объема продаж и занимают от 50процентов до 80процентов от оборота.
Для категории «С» допустимы упрощенные методы планирования, учета и контроля, например, скобяные изделия, ручные инструменты, водопроводное и отопительное оборудование. Они обеспечивают 5процентов объема продаж и занимают от 80процентов до 100процентов от оборота.
Такое разбиение позволяет сосредоточиться на главном, а не мучиться, планируя позиции, которые составляют 0.001процентов оборота. Статистические методы регулирования параметров заказа хорошо работает при наличии массивов накопленных данных и стационарности процесса на достаточно длительном интервале времени.
Для анализируемого предприятия также можно эффективно использовать материальные и энергетические ресурсы, что потребует организации экономии сырья, материалов и энергетических ресурсов, которые должны охватить все сферы деятельности ООО «СТД «Палыч». Основой для организации этой экономии является ориентированное на нее технологическое развитие предприятия, которое охватывает четыре комплексные задачи:
1. Экономия сырья, материалов и энергетических ресурсов, заложенная в процессе разработки изделий.
2. Экономия сырья и материалов посредством улучшения аппликации изделия.
3. Экономия сырья и материалов посредством усовершенствования технологического процесса.
4. Экономия сырья и материалов и энергетических ресурсов посредством осуществления исследований и разработок в областях использования сырья и материалов и энергетических ресурсов
- учет всех отходов производства;
- подготовку и обработку отходов производства (во взаимодействии с производственным выпуском готовой продукции);
- складирование отходов производства;
- использование отходов производства в качестве вторичного сырья.
Поскольку вторичное использование отходов производства предписано законом, то затраты, необходимые для осуществления этого мероприятия, тоже следует уменьшать. То же самое следует делать и с точки зрения предпринимательской этики.
С чисто экономической точки зрения нужно, чтобы затраты на учет и перепись отходов производства, на их подготовку и обработку, на складирование, хранение и возвращение отходов в качестве вторичного сырья, включая сюда и затраты на возможные технологические процессы по обработке отходов, должны быть одинаковой величины или ниже, чем затраты на приобретение и обработку первичного сырья и материалов.
Экономическое использование материальных ресурсов может оказать для данного предприятия решающее влияние на снижение издержек производства, себестоимости продукции, а следовательно повышение прибыльности и рентабельности работы предприятия. Доведение материальных запасов до реально необходимого и достаточного уровня способствует высвобождению оборотных средств, вовлечению дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создает условия для выпуска дополнительного количества продукции
Второй аспект проблемы увеличения оборотных средств в ООО «СТД «Палыч» - совершенствование системы расчетов. Для ускорения расчетов, прежде всего, необходимо знать всех плательщиков - нужен реестр, включающий сведения о договорных суммах, сроках и других параметрах, связанных с поступлением платежей. При этом стоит учитывать, кто задержит платежи и на сколько, а кто и вовсе не заплатит.
Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
Для того, чтобы оптимизировать работу с дебиторами, можно порекомендовать выполнить следующие действия:
- структурирование дебиторов по срокам платежа. К примеру, могут быть выделены следующие группы дебиторов со сроком погашения: до 15 дней, от 15 до 20 дней. По каждой из групп нужно назначить ответственного (как правило, менеджера по продажам), контролирующего своевременность и полноту выполнения обязательств контрагентами. Целесообразно ввести бонусную схему мотивации менеджеров, привязанную к срокам погашения дебиторской задолженности, например 1процентов от объема денежных средств, поступивших в срок; 0,5процентов при поступлении денежных средств с задержкой один-два дня;
- работа с существующей дебиторской задолженностью должна строиться следующим образом. Начать нужно с инвентаризации дебиторов компании, то есть с уточнения размера дебиторской задолженности и сроков ее погашения по каждому контрагенту. Также на этапе инвентаризации проводится оценка вероятности возникновения безнадежной задолженности. Затем определяются методы воздействия на дебиторов в зависимости от состояния долга (время просрочки, размер);
- рассмотрение вариантов реализации дебиторской задолженности компании-фактору;
- разработка формализованных принципов оценки кредитоспособности клиентов. Можно порекомендовать считать покупателя кредитоспособным до тех пор, пока средства, поступающие от него за ранее отгруженную продукцию, покрывают себестоимость реализованного товара. Для вновь привлеченных клиентов оправдано использование в качестве основного условия поставки полной или частичной предоплаты;
- формирование шкалы скидок за досрочное погашение и прогнозирование роста потоков денежных средств. Прежде чем принимать новые условия расчетов с контрагентами, необходимо смоделировать ситуацию, построив бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов. Если получен оптимальный результат, новая схема расчетов утверждается приказом по предприятию.
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех способов:
- предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
- оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т. е. происходит как бы обмен товара на деньги);
- оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).
В рыночной экономике именно последний способ является основным и осуществляется обычно в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, ООО «СТД «Палыч» должно определиться по следующим ключевым вопросам:
- срок предоставления кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
- стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
- система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
- система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
- система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).
Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями ООО «СТД «Палыч» должна включать в себя:
- качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;
- четкую процедуру предъявления претензий;
- определение оптимальных условий кредитования;
- контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.
ООО «СТД «Палыч» вынуждено организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины. Эта система, называемая системой администрирования взаимоотношений с покупателями должна подразумевать:
- регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.;
- направление платежных документов по надлежащим адресам;
- аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты;
- минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;
- четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.
Управление дебиторской задолженностью на предприятии предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности предприятия должны стать направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех способов:
- предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
- оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т. е. происходит как бы обмен товара на деньги);
- оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).
Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями подразумевает:
- качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;
- определение оптимальных условий кредитования;
- четкую процедуру предъявления претензий;
- контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие вынуждено организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины. Эта система, называемая системой администрирования взаимоотношений с покупателями, подразумевает:
- регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.;
- минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;
- направление платежных документов по надлежащим адресам;
- аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты;
- четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.
Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью.
1. Постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям.
2. Установить определенные условия кредитования дебиторов, например:
- покупатель получает скидку в 2процентов в случае оплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара;
- покупатель оплачивает полную стоимость, если оплата совершается в период с 11-го по 30-й день кредитного периода;
- в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого зависит от момента оплаты.
3. По возможности ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими покупателями.
4. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.
Существование фирмы на рынке нереально без управления денежными потоками. Поэтому важно в совершенстве овладеть приемами управления денежным оборотом и финансовыми ресурсами фирмы.
Чтобы денежные потоки работали на предприятие, необходимо их пускать в оборот с целью получения прибыли:
- расширять перечень предоставляемых услуг, что приведет к увеличению денежной наличности;
- обновлять основные фонды, приобретать новые технологии – как основной стимул для производительности труда (например, замена оборудования);
- досрочно погашать кредиты банка и другие обязательства с целью уменьшения расходов по обслуживанию долга.
Основными резервами денежных средств ООО «СТД «Палыч» могут стать:
- Фонд амортизационных отчислений основных средств;
- снижение норматива оборотных средств;
- ремонтный фонд;
- резерв на оплату отпусков;
- резерв на страхование имущества и коммерческих рисков предприятия;
- резерв по сомнительным долгам;
- резервный фонд предприятия.