Файл: Нотариат в РФ (Характеристика законодательства о нотариате).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В наше время случились некоторые перемены в деятельности нотариата Российской Федерации.

Необходимость реформирования нотариата возникла с развитием предпринимательства, переходом к рыночным отношениям, а так же в связи с появлением многообразных форм собственности. Официально утвердившим частный нотариат в нашей стране был принятый в 1993 году новый закон о нотариате "Основы законодательства РФ о нотариате". В связи с этим в одном экономическом пространстве были два нотариуса: частный и государственный.

Между этими нотариусами разница состояла в том, что частный нотариус за исключением выплат налогов взимал тариф, который полностью оставался у него, а государственный нотариус за совершение нотариальных действий всю пошлину передает государству, получая от него гарантированно заработную плату. В лице Федеральной нотариальной палаты нотариат РФ в 1995 году стал членом Международного Союза Латинского нотариата, являющейся одной из крупнейших организаций, состоящей из 66 национальных организаций.

Целью данной работы является показать, что такое нотариат в Российской федерации, указать плюсы и минусы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать понятие нотариату,
  • Провести параллель между частным и государственным нотариатом,
  • Рассмотреть характеристику законодательства о нотариате.

Новый интерес нотариат РФ стал испытывать на себе со стороны обывателей а так же государственной власти с появлением сделок на приобретение права собственности. Решающее значение органы нотариата стали приобретать в условиях формирования рынка, а так же развития гражданских отношений связанных с ним.

1. Понятие нотариата

Нотариат РФ относится к органам, защищающим субъективные права и охраняемым законом интересов организаций и граждан России.

В первую очередь нотариат является системой органов, которая отвечает за свидетельствование документов, выписок из документов, удостоверение прав и фактов, а так же придание исполнительной силы документам и выполнения прочих нотариальных действий для обеспечения защиты законных интересов и прав юридических лиц и граждан страны.

Система нотариата Российской Федерации состоит не только из частных и государственных нотариусов. Сюда входят должностные лица консульских учреждений РФ, которые могут совершать на территории иностранных государств нотариальные действия, должностные лица органов исполнительной власти, командиры воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, дежурные врачи в больницах и иных стационарных учреждений, директора, главные врачи домов инвалидов и домов престарелых и ряд других лиц. Если в населенном пункте отсутствует нотариус, то нотариальные действия могут совершать должностные лица органов исполнительной власти. Нотариат по своему характеру и функциям относится к числу органов государственного управления. Это объясняется тем, что совершать нотариальные действия могут только органы, имеющие определенные властные полномочия.


Во-вторых, это отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность. И главное, деятельность нотариата в Российской Федерации организована в соответствии с требованиями Основ законодательства о нотариате, но не нужно думать, что деятельность нотариуса регулирует только названный Закон. Круг законодательных актов, так или иначе организующих деятельность нотариуса или совершение конкретных нотариальных действий, достаточно широк, и первое место в нем занимают Гражданский кодекс Российской Федерации и Гражданско- и Уголовно-процессуальные кодексы РФ, Закон о госпошлине и другие.

Признаками, определяющими правовую природу нотариата, считаются функции правоохранительные и юрисдикционные. Они как бы являются продолжением, детализацией функции Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи. Министерство юстиции России ведет реестр частных нотариусов и государственных нотариальных контор. Так же суд и нотариат выполняют единую функцию предварительного и последующего контроля законности в гражданском обороте.

Перед нотариатом стоит, и всегда стояла главная задача обеспечения надежной защиты интересов и прав участников гражданских правоотношений. Именно из Основ законодательства РФ о нотариате вытекает эта задача, выполняя которую Федеральная нотариальная палата, нотариусы и нотариальные палаты субъектов Российской Федерации обязаны строго выполнять требования закона, вместе с этим должно быть обеспечено соблюдение принципов, на которых наш нотариат основан.

Еще одной важной задачей нотариата РФ является превентивное правосудие. Юридическое закрепление бесспорных прав помогает избежать обращения в суд и экономит как средства таки время сторон, а так же и государственные затраты на судебную систему.

Главными принципами я назвал бы независимость и беспристрастность нотариусов, их подчинение только закону при совершении нотариальных действий, обязательное страхование имущественной ответственности и обязательное членство в нотариальной палате, а так же полная имущественная ответственность за результаты своей деятельности.

2. Государственный и частный нотариат

Новое Положение о государственном нотариате СССР, а далее и в РСФСР было принято 30 сентября 1965 года. Затем была принята Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР. На Министерства юстиции РСФСР и союзных республик теперь возлагалось руководство нотариатом, разграничивалась компетенция государственных нотариальных контор и иных органов, осуществляющих нотариальные действия, и вводились должности старших нотариусов.


Контроль, за нотариатом на Совет Министров РСФСР и союзных республик и соответствующие Министерства юстиции возлагал закон СССР от 19 июля 1973 года "О государственном нотариате". Перечень нотариальных действий был расширен, порядок и совершения регулировался более детально. В то время лица могли быть нотариусами, если они имели высшее юридическое образование, а в некоторых случаях если они имели стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, но не имели высшего юридического образования.

На государственные нотариальные конторы возлагалось:

а) засвидетельствование копий документов, а так же выписок из них;

б) нотариальное удостоверение сделок;

в) засвидетельствование подлинности подписей;

г) совершение протестов;

д) засвидетельствование фактов и обстоятельств, которые имеют юридическое значение;

е) регистрация арестов, налагаемых на право застройки и строения, а равно снятие и изменение их;

ж) хранение документов.

К нотариусу попадало формальное удостоверение сравнительно небольшого числа сделок, ведение наследственных дел, копий, свидетельствование подписей на документах, факта нахождения гражданина в живых и иные малозначительные действия.

Множество споров вызвано сегодня появление занимающихся частной практикой нотариусов. Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года были приняты Основы законодательства, регламентирующие построение свободного нотариата.

В наше время в РФ имеется так называемый "свободный нотариат". Международный латинский нотариат раскрывает понятие "свободный". Так как в нашей стране долгое время был только государственный нотариат, то ему требовалось дать другое название, и его стали называть частным. Частный нотариус сейчас получает свои полномочия приказом начальника отдела юстиции.

Частнопрактикующий нотариат благодаря существующей самостоятельной системе финансирования в профессионально-трудовых отношениях не состоит ни с кем. Назначение нотариуса на должность отделом юстиции не является трудовыми отношениями. Государство дает право на ведение нотариальных действий о его имени, наделяя свободный нотариат лишь полномочиями в лице органа юстиции.

Для защиты и представления интересов нотариусов были созданы нотариальные палаты: по РФ в целом - Федеральная нотариальная палата, а в регионах страны: – региональные. Нотариальная палата является координационной структурой, контрольным органом, профессиональным сообществом, объединением нотариусов.


Нотариальную палату возглавляет президент-лицо представляющее интересы нотариусов. Его помощник-вице-президент является, исполнителем представительной власти. Правлением нотариальной палаты является орган, в который входят нотариусы, уполномоченные принимать решения по всем профессиональным вопросам, касающимся деятельности нотариата в регионе. Собрание нотариусов региона представляет собой Высший орган. Если говорить о роли органа юстиции и его взаимодействии с нотариальной палатой, то можно привести следующий пример. Сегодня органы юстиции наделены правом выдачи лицензии на ведение нотариальной деятельности, но ни один лицензиат не может получить право на ее применение без согласия нотариальной палаты. Лицензия сама по себе свидетельствует только о том, что человек прошел стажировку, сдал квалификационный экзамен и потенциально у него есть возможность стать нотариусом.

3. Характеристика законодательства о нотариате

Конституция Российской Федерации 1993 года является основой для текущего законодательства и актом высшей юридической силы, в котором закреплены основные положения о государственном устройстве, а так же права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ не обошла своим вниманием и нотариат. В части 1 статьи 48 сказано: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи», а нотариальная деятельность защищает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, и оказывает юридическую помощь. Согласно Конституции РФ нотариат также находится в совместном ведении Российской Федерации, и ее субъектов, то есть РФ устанавливает основные принципы деятельности органов нотариата, но субъекты могут детализировать, развивать определенные положения.

Основы о нотариате являются основным нормативным актом, который регулирует деятельность нотариусов. В связи с объективной необходимостью защиты частной собственности, зарождением имущественного оборота, вовлечением в гражданский оборот недвижимости, земли и иного дорогостоящего имущества, принятие Основ было закономерным явлением. Они ввели институт свободных нотариусов – независимых представителей государства, т.е. пошли по пути учреждения свободного нотариата.

Основы о нотариате структурно делятся на два раздела: Организационные основы деятельности нотариата и Нотариальные действия и правила их совершения. В первый раздел входят главы о правовом статусе нотариусов, об их правах и обязанностях, порядке учреждения, замещения и ликвидации должностей нотариусов, а также должностей стажера и помощника нотариуса; о финансовом обеспечении и контроле над деятельностью нотариусов и о нотариальных палатах как особых профессиональных объединениях нотариусов, занимающихся частной практикой. Во втором разделе главы посвящаются определению круга нотариальных действий, а так же правилам их совершения, и применению нотариусами норм иностранного права и международных договоров.


Своеобразным «процессуальным кодексом» долгое время для нотариусов была Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденная приказом Министра юстиции РСФСР от 06 января 1987 года № 01/16-01. В этой инструкции достаточно подробно был описан общий порядок совершения нотариальных действий и правила совершения отдельных видов, но применительно к уже давно утратившему силу законодательству, и 26 апреля 1999 года приказом Министра юстиции № 73 была признана утратившей силу. Таким образом, сложилась ситуация, в результате которой, кроме Основ, не было ни одного акта, регулирующего порядок совершения нотариальных действий; однако его положения не являются исчерпывающими и требуют более детального регламентирования. В связи с этим Федеральная нотариальная палата РФ рекомендовала руководствоваться некоторыми отмененными положениями инструкции, так как они являлись единственными положениями, регулирующими порядок совершения нотариусами некоторых нотариальных действий, а их отмена увеличивала количество пробелов, правового регулирования порядка совершения нотариальных действий.

ФНП рекомендовала придерживаться 88 положений инструкции из 195. Но спустя некоторое время, 15 марта 2000 года были утверждены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ приказом Министра юстиции №91.

Также существует Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденная Министерством юстиции 19 марта 1996 года. В этой инструкции детально определен порядок совершения нотариальных действий, отнесенных к компетенции должностных лиц органов исполнительной власти.

Существует и ряд актов определяющих правовой статус лиц, желающих стать нотариусами, утвержденных Министерством юстиции РФ:

- Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса;

- Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Одним из важнейших законов, регулирующих порядок деятельности нотариусов, является «Закон о государственной пошлине» от 09 декабря 1991 года (в редакции 31 декабря 1995 г., с последующими изменениями). Согласно которому за выполнение нотариальных действий, нотариусы, занимающиеся частной практикой, взимают плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом (ст.22 Основ о нотариате).