Файл: Опрос граждан и наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие (исследование понятия «оперативно-розыскные мероприятия»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При поступлении в орган внутренних дел заявления о безвестном исчезновении лица сотрудники полиции должны провести ряд первоначальных розыскных мероприятий, среди которых, на наш взгляд, очень важная роль в плане познания случившегося отводится опросу [12, с. 69–70]. Проведенное нами анкетирование сотрудников розыскных подразделений позволило установить, что 90,4 % респондентов (опрошено 217 сотрудников отделов, отделений уголовного розыска МВД, ГУ(У) МВД России по субъектам Российской Федерации, УТ МВД России по ФО по организации розыскной работы, проходивших повышение квалификации в Омской академии МВД России) считают, что в течение первого месяца розыска без вести пропавших лиц наиболее эффективным оперативно-розыскным мероприятием является именно опрос. Изучение условий проведения этого мероприятия показывает его широкую доступность в силу принятия решения о его осуществлении самим оперативным сотрудником. При этом авторы большинства комментариев к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» придерживаются единого мнения о том, что опрос допускается только при добровольном согласии на беседу [6, с. 5; 9, с. 122–124; 10, с. 62]. На наш взгляд, требование добровольности должно распространяться на все категории опрашиваемых лиц, а под добровольностью следует понимать поддержание этими лицами беседы в любой форме.

Например, даже при демонстрации нежелания разговора с сотрудником полиции они все же продолжают отвечать на его вопросы. В случаях исчезновения людей, прежде всего, организуются опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства произошедшего. При этом перед оперативными сотрудниками стоит задача в кратчайшие сроки собрать информацию о личности исчезнувшего лица, его намерениях, месте нахождения и связанные с ним дополнительные сведения, которые могут способствовать его обнаружению. Помимо лиц, обратившихся с заявлением, а это обычно близкие родственники (муж, жена, брат, сестра, родители, дети), реже – дальние родственники, соседи, сослуживцы или представители администрации по месту работы или жительства (как правило, в случае исчезновения одиноко проживающего лица) опрашиваются и другие лица, которым могут быть известны сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего человека. Первичная информация о таких лицах может быть получена уже в процессе опроса лица, сделавшего заявление, осмотра жилища пропавшего (при изучении открыток, писем, телеграмм, дневников, записных книжек, домашних и сотовых телефонов, айфонов, планшетов, ноутбуков, компьютеров), прилегающей местности и мест его возможного нахождения, при осуществлении подворно-поквартирного обхода, «перехвата (мониторинга) информации, циркулирующей по сети Интернет» [2, с. 32].


В перечень таких лиц могут попасть родственники, друзья, знакомые, любовники, соседи, сослуживцы, кроме того, лица, с которыми ранее исчезнувший обучался в учебных заведениях, служил в армии, отбывал наказание, находился на отдыхе, занимался спортом, имел общие увлечения (охота, филателия и т. д.) (широкий список таких лиц можно установить через социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники»), контактировал накануне исчезновения (работники медицинских, торговых учреждений, жилищнокоммунальных хозяйств, почты, полиции, такси и т. п.). Опрос лица, обратившегося в полицию с заявлением об исчезновении человека, начинается с оформления формализованного бланка протокола заявления о пропавшем без вести, в котором последовательно отражаются анкетные данные заявителя и пропавшего; время место и обстоятельства исчезновения; что предшествовало исчезновению; пропадал ли ранее и по каким причинам; сведения о местах возможного нахождения разыскиваемого; имеются ли основания полагать, что пропавший без вести стал жертвой преступления, погиб в результате несчастного случая, заблудился, не может в силу состояния здоровья сообщить о себе, не желает сообщать и т. д.; описание примет внешности, особенностей функциональных признаков, привычек, склонностей, состояния здоровья, психологических особенностей; описание одежды, обуви и иных предметов, находившихся при лице в момент исчезновения, в том числе документов; информация о том, привлекался ли без вести пропавший к уголовной ответственности; сведения о его родственниках и знакомых; дополнительные сведения, имеющие значение для розыска. Особое внимание должно уделяться опросу заявителя, который несвоевременно обратился в правоохранительные органы с заявлением или делает нелогичные пояснения по факту безвестного исчезновения. Затем должны опрашиваться родственники, знакомые исчезнувшего и другие лица. Н. С. Ковалев в целях индивидуализации личности разыскиваемого лица предлагает схему сбора сведений о нем, в которую включает общие данные, внешние признаки, жизненный путь, жизненные сферы, поведение, темперамент и характер, мотивацию поведения, социальную адаптацию и способности [5, с. 70–71].

Полагаем, что при сборе указанных сведений необходимо устанавливать источник озвучиваемых сведений (являлся очевидцем, слышал от других), анализировать результаты беседы (логику изложения, полноту предоставляемой информации, ее правдоподобность), психологическое состояние опрашиваемого (излишне нервозен или спокоен, что не соответствует обстановке, подавлен случившимся, пытается скрыть какие-то факты или приукрасить их, придает большое значение явно малозначительным деталям и т. д.).


В ходе опросов целесообразно получить полные сведения, касающиеся факта исчезновения и обстоятельств, предшествовавших этому событию, психического и физического состояния без вести пропавшего, образа жизни и характеристики личности, его взаимоотношений с родственниками и иными лицами, а также предположений относительно судьбы пропавшего человека.

В частности, желательно получить ответы на следующие вопросы: в каких отношениях находился опрашиваемый с разыскиваемым; при каких обстоятельствах и от кого опрашиваемый узнал об исчезновении данного лица; каковы были образ жизни разыскиваемого, его увлечения, наклонности, распорядок дня; какие планы у него были перед исчезновением, чем он намеревался заниматься, с кем встретиться в ближайшее время; имеются ли у него родственные или иные связи, собирался ли куда-либо уезжать исчезнувший, уезжал ли он ранее, не поставив родных в известность (когда, куда, с кем, зачем и на какой срок); кто видел, как он уезжал, каким транспортом, кто с ним при этом находился; что и из каких источников стало известно о факте прибытия или неприбытия исчезнувшего к месту назначения; каковы вероятные места временного пребывания (времяпрепровождения) исчезнувшего, и находящиеся там связи разыскиваемого; когда и при каких обстоятельствах опрашиваемый видел без вести пропавшего в последний раз, кто при этом присутствовал, во что был одет разыскиваемый и какие предметы имел при себе; когда и на ком женился (за кого вышла замуж), какие отношения в семье (наличие супружеских измен, есть ли дети, сексуальная ориентация); какое вероисповедание (не являлся ли членом тоталитарной секты); где учился, служил в армии, отбывал наказание, работал (работает), кем (отношения с подчиненными, коллегами, начальством, конкурентами, деловыми партнерами и т. д.); каково было состояние его здоровья, какие травмы и заболевания он перенес, каким операциям подвергался, лечил ли зубы, были ли протезы, какова группа крови, в каких учреждениях здравоохранения лечился; имеются ли странности в поведении, какое отношение к спиртному и наркотикам, состоит ли на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере; страдал ли заболеваниями, которые могут повлечь скоропостижную смерть, паралич, потерю памяти; есть ли основания объяснить факт исчезновения данного лица самоубийством; была ли исчезнувшая беременной, намеревалась ли сделать аборт, при чьем содействии, где, когда; подавал ли заявления в правоохранительные органы, когда, по каким вопросам, каков результат рассмотрения заявления; имеются ли у разыскиваемого и его родственников дома, квартиры, садовые участки (дачи), гаражи, машины, дорогостоящая техника, ценности, вклады в банках (порядок их пополнения: на картсчет, онлайн и т. п.), кто является наследником исчезнувшего, имеется ли завещание, не производились ли сделки с недвижимостью; использовал ли пропавший средства сотовой связи, аккаунты в социальных сетях; звонили ли исчезнувшему на сотовый телефон; если связь отсутствовала, то с какого времени; имеется ли у звонившего лица детализация телефонных разговоров. Приведенные вопросы, конечно же, не являются исчерпывающими, их последовательность должна определяться оперативным сотрудником. Любой, даже самый неудобный или негативный для опрашиваемого, вопрос должен преподноситься как задаваемый не из простого любопытства, а потому, например, что существует «такая процедура» и мы обязаны об этом спросить. При получении объяснений от опрашиваемых следует акцентировать внимание на вопросах, касающихся взаимоотношений между исчезнувшим и его окружением. При этом нужно выяснить состав семьи, наличие и характер родственных и иных связей; участвовал ли разыскиваемый незадолго до исчезновения в драках, скандалах, с кем, причины таких конфликтов, последствия их разрешения, стали ли они предметом разбирательства в правоохранительных органах; имели ли место случаи угроз, их содержание и причины; имелись ли среди его окружения лица, склонные к агрессивности, с повышенной сексуальностью, враждовавшие с ним, заинтересованные в его смерти, в чем выражались подобные факты.


Кроме того, в процессе беседы необходимо уточнять, имеются ли поблизости от места жительства, работы, учебы или территории, где последний раз видели пропавшего, видеокамеры у магазинов, организаций, подъездов домов, на перекрестках улиц и т. д., а также автомобили с видеорегистраторами.

Помимо этого, в соответствии с п. 10 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, необходимо в ходе опросов выявлять признаки совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, о которых могут свидетельствовать такие обстоятельства, как отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания; отсутствие у него заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве; наличие по месту проживания, пребывания или нахождения без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия; наличие у без вести пропавшего лица важных событий, участие в которых было запланировано (например, сдача экзамена, защита диссертации, медицинское обследование, служебная командировка); наличие у него значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников; безвестное исчезновение лица с автотранспортом; отсутствие в течение не менее трех суток сведений о судьбе и местонахождении без вести пропавшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи); безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его имущества; наличие по последнему месту проживания, пребывания или нахождения, в автотранспорте, рабочем помещении без вести пропавшего лица или ином месте признаков и следов, указывающих на возможное совершение преступления; отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице либо несвоевременное его направление от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать; наличие конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами; наличие угроз в адрес без вести пропавшего лица и объяснений лиц о возможном совершенном преступлении в отношении без вести пропавшего лица; внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица; длительное неполучение без вести пропавшим лицом заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат при отсутствии объективных причин (например, болезнь, длительная командировка или поездка); поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом); наличие сведений о преступной деятельности и преступных связях без вести пропавшего лица; безвестное исчезновение несовершеннолетнего, сотрудников органов государственной власти (в том числе сотрудников правоохранительных органов) и лиц, занимающихся проституцией [8]. Приведенные обстоятельства не являются исчерпывающими. К криминальным признакам исчезновения могут относиться и другие, которые сопоставляются с региональными условиями, национальными традициями и обычаями или криминогенной обстановкой. Существует специфика опроса лиц, проявляющих заинтересованность в отрицательных результатах розыска исчезнувшего человека. Нежелание обнаружения пропавшего может объясняться как материальными (наличие неприязненных отношений; наличие у пропавшего должников и кредиторов; жилищные условия близких родственников, наличие и содержание завещания; очередность наследования имущества в случае признания гражданина умершим), так и криминальными (несвоевременное обращение с заявлением или нелогичные пояснения по факту безвестного исчезновения; отсутствие собственных действий по розыску; поспешное решение различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится; поведение и характер показаний при опросе) причинами, поэтому следует обращать внимание на поведенческие признаки этой категории людей. Иногда родственникам невыгодно обнаружение пропавшего человека из-за личных неприязненных отношений в силу тех или иных обстоятельств: ссор, скандалов, разрыва личных отношений; нежелания выплачивать долги и кредиты, кроме того, они в случае признания гражданина умершим или наличия завещания могут улучшить свои жилищные условия. Особое внимание должно уделяться в случае выявления криминальных признаков исчезновения человека и возбуждения уголовного дела, когда в поле зрения оперативных сотрудников попадают лица, которые могут быть причастны к исчезновению. Одним из таких признаков является несвоевременное обращение граждан с заявлением по факту безвестного исчезновения от людей, которые в силу родственных отношений должны были это сделать ввиду беспокойства за судьбу близкого человека и при этом допустили нелогичные пояснения по факту безвестного исчезновения. Это может проявляться в том, что обращение в полицию поступает спустя 2–3 недели после случившегося, а мотивировка позднего обращения сводится к тому, что все это время пытался искать сам. Другим поведенческим признаком, свидетельствующим о безразличии к судьбе исчезнувшего, будет отсутствие собственных действий по его розыску. Заявитель всем своим видом показывает, что он обеспокоен пропажей человека, но при этом не предпринимает никаких мер по его обнаружению, что проявляется в отсутствии его контактов с лицами, у которых без вести пропавший мог оказаться или которые могли обладать сведениями о его возможном месте нахождения (родственники, друзья, сослуживцы). Кроме того, безразличие может проявляться в отсутствии каких-либо предположений относительно судьбы пропавшего лица и полном игнорировании этой темы в разговорах с другими людьми. В целях выявления лиц, подозреваемых в инсценировке безвестного исчезновения, а следовательно, маскировки совершенного преступления сотрудникам уголовного розыска следует контролировать поведение и характер показаний при опросе таких лиц. А. Е. Чечетин и В. Ф. Луговик считают, что каждый виновный при беседе с оперативным сотрудником испытывает страх, который, в свою очередь, вызывает стресс, проявляющийся в поведении человека (движениях, мимике, разговоре – плохое переключение внимания, замедленность мышления, непродуманные, ошибочные решения, спешка, суетливость, сильное возбуждение, безразличие, обреченность и др.). Преступник, в отличие от невиновного, при опросе вынужден обманывать, а обман так же как и стресс, находит свое внешнее проявление в поведении виновного. При этом чем больше аргументов своей невиновности называет лицо, совершившее преступление, тем больше признаков обмана проявляется в его действиях, движениях, жестах. Виновный может достаточно хорошо контролировать, что говорит, менее успешно – как говорит, и не контролировать ход мыслей [11, с. 5–7]. При этом проявляются внешние поведенческие признаки, которые также могут свидетельствовать об обмане: человека бросает то в жар, то в холод, он нервничает, бледнеет, краснеет, происходят голосовые изменения и т. д. Полагаем, что опрос таких лиц следует проводить с участием двух оперативных сотрудников: один ведет беседу и в силу того, что он сосредоточен в большей степени на необходимости придерживаться заранее намеченного плана, не может своевременно оценить полноту, правдивость ответов, при этом отслеживать реакцию и малейшие изменения настроения подозреваемого, а второй контролирует психоэмоциональное состояние опрашиваемого лица, его реакцию на поставленные вопросы, оценивает их своевременность и логическую последовательность. С учетом анализа хода беседы и состояния опрашиваемого спустя какое-то время оперуполномоченные уголовного розыска меняются ролями, причем решение об этом должен принимать, как правило, второй, неожиданно вступая в беседу, резко меняя направленность вопросов, их темп (в ряде случаев прерывая ответы или, наоборот, давая выговориться, как бы поощряя все новые и новые подробности). В процессе опроса могут использоваться различные тактические приемы, например такой широко известный, как «плохой-хороший следователь», когда опрашиваемый, зная его суть, непроизвольно симпатизирует «хорошему следователю». К опросу можно привлекать психолога, который может помочь сотруднику уголовного розыска контролировать ход беседы, поведение опрашиваемого лица и анализировать ответы. А в случае выявления лиц, заподозренных в сокрытии информации об исчезновении или непосредственно причастных к этому событию, рекомендуется пройти тестирование на полиграфе [1, с. 64–66; 3, с. 14–20; 4, с. 78–84], который используют «для проверки показаний подозреваемых, потерпевших, свидетелей, получения информации о возможной причастности или непричастности лица к совершенному, а также подготавливаемому преступлению, для уточнения оперативных версий и выявления скрываемой информации, прояснения неизвестных деталей исследуемого события» [7, с. 78–84]. Уже сам по себе их отказ от тестирования подтверждает нежелание предоставлять информацию, а следовательно, требует дополнительной оперативной разработки этих лиц с применением всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, средств и методов оперативно розыскной деятельности. Изложенное позволяет констатировать, что опрос, являясь общедоступным и распространенным оперативно-розыскным мероприятием, тем не менее, представляет собой основанное на жизненном опыте сложное в методическом плане действие оперативного сотрудника, сопряженное с познаниями не только в сфере юриспруденции, но и логики, психиатрии, медицины и др. Поэтому обучить методике опроса можно практически любого человека, но не каждый оперативный сотрудник в одном и том же конкретном случае способен получить оперативно значимую информацию.


Заключение

Современный этап развития нашей страны характеризуется прогрессивными социально-экономическими преобразованиями, включая построение правового государства на основе правового регулирования различных сфер общественных отношений, а также укрепления правопорядка, включая наступательную борьбу с преступностью. В связи с этим правоохранительные органы стоят перед необходимостью, опираясь на накопленный практический опыт и научные исследования, постоянно вести поиск эффективных методов и средств раскрытия преступлений и изобличения преступников.

Важнейшее значение в этом процессе принадлежит научно обоснованному совершенствованию правовых основ организации и тактики осуществления оперативно-розыскной деятельности, которая является весьма сложной и креативной в связи со своей поисковой направленностью.

Поисковый характер оперативно-розыскной деятельности определяется ее задачами, включающими выявление лиц, имеющих отношение к подготовке или совершению преступлений, лиц, без вести пропавших, свидетелей противоправных деяний, а также на установление фактов, характеризующих объективную и субъективную стороны преступлений и выступающих доказательствами по уголовному делу. В основе оперативно-розыскной деятельности лежит получение информации, необходимой для решения указанных задач.

Одним из наиболее широко применяемых оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих получение информации, значимой для раскрытия преступлений и изобличения преступников, является оперативный опрос. В то же время его проведение часто связано со значительными трудностями правового, организационного и тактического характера, а также с нежеланием опрашиваемых лиц делиться такой информацией и их противодействием. В связи с этим исследование теоретических и прикладных аспектов проведения оперативно-розыскного мероприятия «оперативный опрос», совершенствование его правовых основ, организации и тактики, является важной задачей повышения эффективности деятельности оперативных подразделений и актуальной научной проблемой.

Видится, что эффективность проведения оперативными подразделениями оперативно-розыскного мероприятия «оперативный опрос» перейдет на новый более качественный уровень в результате научногоисследования теоретико-правовых и организационно-тактических аспектов его осуществления. Обозначенное исследование должно проводиться в рамках диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. По нашему мнению, целью диссертационного исследования должна стать выработка научно-обоснованных рекомендаций и предложений, обеспечивающих создание дополнительных предпосылок совершенствования правовых основ, организации и тактики проведения оперативно-розыскного мероприятия «оперативный опрос» работниками оперативных подразделений.