Файл: Опрос граждан и наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие (Специфика оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Пресечение, раскрытие, выявление преступлений является важнейшей составляющей правоохранительных органов. Вообще одной из важных направлений деятельности является имена деятельность по пресечению данных преступлений, так как государство в этом случае является единственной правовой защитой против общественно опасных деяний. Оперативно-розыскные мероприятия являются одним из важнейших составляющих деятельности оперативников, которые совершает действия по установление источников фактов.   

 ОРМ – оперативное-розыскные мероприятия, которое подразумевают средства и методы (в том числе скрытые и открытые) по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений, выполняемые уполномоченными на то государственными органами.     Данная деятельность очень важна в рамках уголовных процессов, так как при помощи именно данных мероприятий и составляется полная картина о совершенном преступлении. Стоит понимать, что эта деятельность отличается от следственных действий, о чём мы также поговорим ниже.     Кроме того, стоит уточнить, что ОРМ является частью большого блока, являющегося ОРД (оперативно-розыскная деятельность).

В рамках оперативно-розыскной деятельности и проводятся оперативно-розыскные мероприятия.     ОРМ не являются доказательствами по делу, но могут ими являться при помощи производства определенной процедуры. Поэтому результаты ОРД не всегда являются доказательством, тем не менее, они могут показать реальную картину дела. Некоторые ОРД и вовсе нельзя приобщить в качестве доказательства, так как они, например, не могут стать такими из-за самого их статуса и порядка проведения.     Зато в рамках проведения ОРМ, как мы уже сказали, можно больше узнать о деле. Например, дело еще не было возбуждено, а значит производить следственные действия нельзя. Таким образом, проводятся ОРМ. Например, поступили сообщение о том, что в определенном районе было совершено преступление. В рамках оперативно-розыскных мероприятий можно провести опрос местных жителей для того, чтобы подтвердить этот факт. Предположим, что большинство жителей подтвердили этот факт, но опрос не всегда является письменным, поэтому их показания после возбуждения дела будет невозможно применить в качестве доказательства. Для этого после возбуждения уголовного дела, они могут быт привлечены в качестве свидетеля, и будет производится их допрос (но это уже будет считаться следственным действием).

Таким образом, уже здесь ОРМ помогли сформировать мнение по делу, но тем не менее никаких доказательств по нему нет.     Уточним, что результаты ОРД могут являться поводом и основаниям для возбуждения уголовного дела. То есть по этим результатам можно возбудить уголовное дело, но так как уголовное дело – это процесс по доказывание вины лица, то там уже придется пользоваться следственными действиями.     ОРМ в данном случае опять-таки могли сыграть вспомогающую роль, так как в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативники уже опрашивали лиц, то этих же лиц может привлечь в качестве свидетелей и можно ожидать официальный показаний, которые уже лягут в доказательство по уголовному делу.     


Объект исследования – оперативно-розыскные мероприятия.

Предмет исследования – опрос и наведение справок в системе оперативно-розыскных мероприятий.

Цель исследования – определение структуры опроса и наведения справок, как оперативно-розыскных мероприятий.

Глава 1. Теоретико-методологическое исследование понятия «оперативно-розыскные мероприятия»

1.1 Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий

Под оперативно-розыскной деятельностью понимается один из самостоятельных видов деятельности, который относится к компетенции соответствующих оперативных подразделений и государственных органов.

Это система выполняемых разведывательно-поисковых мероприятий, которые осуществляются при помощи негласных методов и средств. К ним же относится раскрытие преступлений и поиск преступников, которые скрылись. Основная цель оперативно-розыскной деятельности заключается в получении ориентирующей информации, потому что данные, которые получены оперативным способом, не могут служить в качестве доказательств.

Оперативно-розыскная деятельность может иметь гласный и негласный характер. Под гласной оперативно-розыскная деятельностью понимается прочесывание местности, преследование преступника по горячим следам, поквартальный обход, опрос очевидцев и т.д. Суть негласного метода состоит в оперативных наблюдениях, личных сысках и т.д. После того как возбуждено уголовное дело ОРД может проводиться исключительно по поручению следователя.

Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Конституция РФ является правовой основой ОРД. Помимо этого другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти регулируют работу ОРД. Органы, которые осуществляют ОРД, выпускают акты, в пределах своих полномочий, которые регулируют тактику и организацию осуществления оперативно-розыскных мероприятий.


В законе «Об оперативно-розыскной деятельности» содержится основа ОРД, которая проводится на территории России, также в нем закреплена система гарантий при ее осуществлении. Среди задач ОРД выделяются:

выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступления, а также выявить и установить лица, которые их подготовили, совершают или совершили;

осуществить розыскные мероприятия лиц, которые скрываются от структур дознания, суда и следствия, уходят от уголовного наказания, помимо этого осуществить розыск без вести пропавших лиц;

добыть информацию о действиях или событиях, которые создают угрозу военной, государственно, экологической или экономической безопасности РФ.

Закон об ОРД устанавливает ключевые принципы осуществления оперативно-розыскных мероприятий, согласно им важно соблюдать конституционные принципы законности, уважать и соблюдать права и свободы гражданина и человека, следовать принципам ОРД при условиях строгой секретности, а также строго сочетать гласные и негласные способы и средства их осуществления.

Ст. 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает на то, что органы и должностные лица, которые осуществляют ОРД, не должны:

осуществлять ОРД в целях определенной политической партии, религиозного или общественного объединения;

участвовать негласно в работе федеральных структур государственной власти, органов местного самоуправления, структур государственной власти субъектов РФ и зарегистрированных в определенном порядке политических партий, объединений по религиозным и общественным вопросам, для того чтобы оказать воздействие на особенности их деятельности;

распространять информацию, которая касается неприкосновенности личной жизни, частные и семейные тайны, доброе имя и честь людей, имена которых стали известны во время проведения оперативно-розыскной деятельности, без получения на то согласия. Исключением являются случаи, когда это предусмотрено федеральными законами.

В состав закона об ОРД входит перечисление оперативно-розыскных методов, применять которые возможно во время осуществления разного рода оперативно-розыскных действий. В них входят: опросы граждан, наведение справок, проверочные закупки, сборы образцов в целях сравнительного исследования, анализ документов и предметов, наблюдения, изучение зданий, помещений, сооружений транспортных средств и местности, осуществление контроля почтовых отправок и любых других сообщений, снятие данных с технических каналов связи, контроль поставок, оперативные внедрения и эксперименты. Для осуществления данных действий возможно использование информационных систем, видео-, кино- и аудиозаписи. Но важно отметить, что применение данных средств не должно угрожать жизни и здоровью людей, а также наносить вред окружающей среде. Об этом речь идет в ч.3 ст.6. Правительством РФ установлен перечень методов специальных технических средств, предназначенных для получения информации негласным способом.


Ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» дает возможность оперативно-розыскным органам сотрудничать с лицами, которые изъявили желание оказывать конфиденциальное содействие. Они могут использовать для своих целей имущество предприятий, служебные помещения, транспорт и связь, документы и требовать от юридических и физических лиц выполнения их предписаний.

Также в ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что оперативно-розыскным органам необходимо выполнять поручения правоохранительных органов, предоставлять информацию другим органам об фактах деятельности, имеющей противоправный характер, которые относятся к компетенции данных органов, принимать меры, защищающие конституционные права и свободы личности, гарантировать безопасность государства и общества, обеспечивать безопасность своих работников и лиц, которые оказали конфиденциальную помощь.

Все это предполагает высокую психологическую подготовку работника оперативно-розыскных органов.

Законодательство и прокурорский надзор контролируют деятельность работников органов внутренних дел (ОВД). Среди ее видов выделяют:

организаторскую деятельность;

познавательную деятельность;

коммуникативную деятельность;

конструктивную деятельность;

удостоверительную деятельность.

Важная роль в ОРД отводится организаторской деятельности. Это обусловлено тем, что расследование и раскрытие преступления, установление лиц, которые его совершили, розыск преступника, который скрылся от органов дознания, суда и следствия возможно исключительно после проведения тщательного этапа подготовительной работы.

Для сотрудников, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, важно потратить большие усилия на организацию использования эффективной техники, криминалистических средств и приемов, ряда психологических методик ведения оперативно-розыскной работы. Помимо этого необходимо уделить время подготовке и анализу разных документов, которые зашифровывают личность, ведомственную принадлежность учреждений, предприятий и организаций.

Организаторская работа предполагает конкретного обозначения людей, которые будут приглашены к работе в тактических операциях. Данная работа выполняется оперативными работниками, специалистами или частными лицами, которые сотрудничают с ОВД. Во время создания оперативной группы, в особенности в тех случаях, когда привлекают специалистов, отдельных людей или должностных лиц, важно внимательно проверить их личность (прошлое отношение к правоохранительным органам, профессиональные навыки и знания, наличие добровольного согласия на участие в работе).


Во время подготовки оперативно-розыскной деятельности, в частности по поручению следователя или прокурора, важно проверить факт того, не перекладывают ли соответствующие органы свою работу на оперативно-розыскную службу. Необходимо удостовериться, что задача оперативно-розыскных мероприятий состоит в раскрытии опасного преступления, совершенного в неочевидных условиях. Речь идет об умышленном убийстве, грабеже, разбойном нападении и др.

Еще одна задача организаторской деятельности оперативно-розыскной службы – это доказывание суду важности осуществления определенных мероприятий (прослушивание телефонных разговоров, установка скрытого наблюдения за человеком и пр.). данную необходимость надо подтвердить документально.

Часть организаторской деятельности проводится оперативно-розыскной службой по привлечению к сотрудничеству людей, не судимых в прошлом, занимающихся общественной важным трудом, тех, что имеют постоянное место жительства. Конечно, сотрудничество возможно и с лицами, которые ранее привлекались к административной или уголовной ответственности.

Согласно Закону «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 18, лицо, которое состояло в преступной организации, совершившей противоправное действие, за которым не последовали тяжелые последствия, и которое привлекли сотрудничать со структурами ОРД, активно способствующие раскрытию противоправных действий, лица, которые возместили нанесенный ущерб или другими способами загладили нанесенный вред, освобождаются от уголовной ответственности согласно законодательству РФ.

Также одно из направление оперативно-розыскной службы – организация материального вознаграждения и иных выплат людям, активно содействующим ей. Помимо этого организация обеспечения государственной защиты этих лиц, а также представителей их семей.

Подготовка и прослушивание телефонных разговоров тоже является одной из задач в работе оперативно-розыскных органов. Каждый участник, который прослушивает разговоры, предупреждается об ответственности в случае разглашения информации, полученной во время ОРД. Большие организаторские усилия уходят на подготовку и проведение проникновения в помещение вне воли живущего в нем лица, обыска и выемки материалов, для того чтобы обнаружить орудия преступления, имущество, документы, которые добыты преступным способом. В данной ситуации оперативные работники и следователь работают вместе.

В случае организаторской работы по поиску без вести пропавших людей осуществляется совместно с прокурором. В этой ситуации важно решить вопрос законности ОРД независимо от того, был ли зафиксирован случай заведения уголовного дела по этому вопросу или нет.