Файл: Баланс и отчетность (Особенности составления бухгалтерской отчетности (на примере ООО «АХА»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Долг0срочные кредиты и займы, предоставленные Обществу, учитываются на счете 67 «Расчеты по д0лгосрочным кредитам и займам». В нашем примере строка 1410 равна кредитовому остатку по счету 67, т.е. 170 тыс. руб.

Отл0женные налоговые обязательства п0являются, когда расходы в бухгалтерском учете признают п0зже, чем в нал0говом, а доходы — раньше. Их сумму 0тражают по кредиту счета 77 «Отл0женные налоговые обязательства». По стр0ке 1420 указывают кредитов0е сальдо по эт0му счету, не списанн0е на конец отчетного пери0да. В нашем примере, это 453 тыс. рублей.

Раздел III Баланса Общества равен суммам строк 1410 и 1420, т.е. 623 тыс. рублей.

По строке 1510 «Заемные средства» отражается информация о состоянии краткосрочных (срок погашения которых не превышает 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, т.е. сальдо кредитовое по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» плюс сальдо кредитовое по счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (в части задолженностей, срок погашения которых на отчетную дату не более 12 месяцев).

В нашем примере строка 1510 Баланса равна кредитовому сальдо по счету 66, т.е. 8 543 тыс. рублей.

По строке 1520 «Кредиторская задолженность» указывается сумма кредиторской задолженности, срок обращения (погашения) которой не превышает 12 месяцев после отчетной даты. В нашем примере строка 1520 сложилась из:

  1. кредитового остатка по счету 60: 796 819,04 рублей;
  2. кредитового остатка по счету 62: 432 рубля;
  3. кредитового остатка по счету 63: 30 161,29 рублей;
  4. кредитового остатка по счету 68: 1 185 024,43 рублей;
  5. кредитового остатка по счету 69: 135 634,52 рублей;
  6. кредитового остатка по счету 70: 319 563,54 рублей;

Итого 4 468 тыс. рублей.

Как было сказано выше, кредитовое сальдо должно быть отражено по строке актива баланса «Дебиторская задолженность» со знаком «минус». Следовательно, строка 1520 баланса должны быть равна 4 468 – 30 = 4 438 тыс. рублей.

По стр0ке 1540 баланса отражают суммы 0ценочных обязательств, предполагаемый ср0к исполнения кот0рых не превышает 12 месяцев после 0тчетной даты. Заполнять эту стр0ку необходимо в с00тветствии с ПБУ 8/2010. Вся инф0рмация о суммах оценочных 0бязательств отражается на счете 96 «Резервы предст0ящих расходов» (организация создает резерв на оплату отпусков). В Обществе на конец 2014 года данная строка равна кредитовому остатку по 96 счету, то есть 626 тыс. рублей.

Итого пятого раздела баланса Общества равен сумме строк 1510 и 1520 и 1540, то есть 11 637 тыс. рублей.

Пассив баланса равен сумме разделов 3-5 баланса, то есть 90 585 тыс. рублей.


Сумма актива баланса соответствует сумме пассива баланса, значит баланс арифметически составлен верно. Заполненную форму Бухгалтерского Баланса Общества см. в Приложении А.

Формы годовой бухгалтерской отчетности отчетность ООО «АХА» установлены Приказом Минфина России №66н от 2 июля 2010 года.

Годовая отчетность ООО «АХА» предоставляется по завершении отчетного года в рамках 90 дней, если иные сроки не определены нормативно-правовыми актами. Ранее были установлены ограничения на предоставление отчетов раньше срока, а точнее существовали границы - отчетность необходимо было сдать в пределах от 60 до 90 дней (не раньше, не позже) после окончания года.

Проанализировав все данные аспекты, можно резюмировать, что годовая бухгалтерская отчетность ООО «АХА» предоставляется в налоговый орган не позднее 31 марта.

Таким образом, бухгалтерский учет в ООО «АХА» организован в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учетная политика утверждена приказом директора ООО «АХА». Технология составления бухгалтерской отчетности включает: инвентаризацию имущества и обязательств, реформацию баланса, составление бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах и сдачу бухгалтерской отчетности.

3. Проблемы формирования бухгалтерской отчетности и пути их решения

Бухгалтерская (финансовая) отчетность является одним из важнейших инструментов управления организацией, а также источником информации о результатах ее деятельности, позволяющим оценить текущее положение фирмы и дальнейшие перспективы ее функционирования. Кроме того, бухгалтерская (финансовая) отчетность является основой для принятия управленческих решений.

Во время исследования годовой бухгалтерской отчетности ООО «АХА» за 2015 год были выявлены следующие ошибки:

  1. неверное включение в строку «Основные средства» Бухгалтерской Баланса суммы по дебету 08 счета;
  2. неверное включение в строку «Дебиторская задолженность» Бухгалтерского баланса сумму по дебету 97 счета и не включение в нее кредитового сальдо по счету 63.
  3. неверное формирование строки «Кредиторская задолженность» по причине включение в нее кредитового сальдо по счету 63.

Поскольку в случае с ООО «АХА» проверялась отчетность за 2015 год, которая уже утверждена и произведена сдача во все инспекции, предоставлена для внешних пользователей, порядок исправления ошибок должен быть проведен в соответствии с ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»[15]. Важно при составлении отчетности за 2015 год осуществить анализ ошибок по операциям прошлых лет, которые были выявлены в текущем году после утверждения отчетности за предшествующие периоды.


Большую достоверность отчетности в ООО «АХА» может обеспечить использование следующих методов.

1. Проведение плановых и внеплановых инвентаризаций активов и обязательства.

Порядок проведения инвентаризации необходимо закрепить в учетной политике  ООО «АХА»,  это установлено п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [16], п. 8 Приказа № 34н[17]. При этом решением  руководителя экономического субъекта устанавливаются случаи, а также сроки, порядок проведения и перечень объектов, подлежащих инвентаризации, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации.

Общие правила проведения инвентаризации содержатся в Методических указаниях № 49[18], полностью переписывать их в учетную политику не стоит. Целесообразно на основании общих правил утвердить внутреннее положение  по порядку проведения инвентаризаций в организации с учетом специфики ее  вида деятельности, наличия и характера активов и обязательств, структуры организации, документооборота и т.п. При этом порядок проведения инвентаризации в организации  не должен противоречить Методическим указаниям № 49.

Руководитель приказом назначает персональный состав инвентаризационной комиссии, включив в него представителей администрации, работников бухгалтерии, а также других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.д.). Кроме того, пунктом 2.3  Методических указаний № 49 допускается участие в инвентаризации  аудиторов. Это могут быть представители службы внутреннего аудита  или  независимой аудиторской организации. Участие в проведение инвентаризации независимых профессионалов значительно повышает достоверность ее результатов.

При проведении инвентаризации можно выделить следующие этапы:

А. Подготовительный этап, в том числе формирование инвентаризационной комиссии, подготовка приказа о проведении инвентаризации, определение сроков и видов активов и обязательств подлежащих инвентаризации.

Б. Проверка, т.е. выявление  фактического наличия объектов инвентаризации (активов, обязательств), составление инвентаризационной ведомости и сопоставление  результатов с данными бухгалтерского учета, составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений.

В. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

2. Подготовка к формированию показателей отчетности: проверка и пересчет хозяйственных операций.


Перед составлением годового отчета важно владеть следующей информацией:

А. Документ, в котором отражены предстоящие изменения на следующий год, а именно, изменится ли метод амортизации или срок полезного использования активов. Срок полезного использования должен ежегодно контролироваться организацией для уточнения. Если возникают корректировки, они должны быть должны быть отражены в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного года. При проверке готовой отчетности аудиторами, данную информацию затребуют в обязательном порядке.

Б. При изменении сроков полезного использования основных средств, согласно п. 3. ПБУ 21/2008 среди оценочных значений назван срок полезного использования основных средств[19]. Однако, положение ПБУ 21/2008, предусматривающее изменение оценочных значений основного средства, связанных с изменением срока его полезного использования, не вполне согласуется с положением, которое регулирует бухгалтерский учет основных средств организаций, то есть ПБУ 6/01[20].

В. В обязательном порядке необходимо показать в бухгалтерской (финансовой отчетности) финансовые вложения в составе внеоборотных и оборотных активов. Финансовые вложения представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты.

В итоге можно сделать вывод, что перед составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо осуществлять все контрольные процедуры руководствуясь ПБУ и нормативно-законодательной базой для сопоставления данных совершаемых фактов хозяйственной жизни. Необходимо организовывать внутренний аудит для обеспечения достоверности данных и своевременного исправления ошибок.

3. Проверка взаимоувязки различных показателей форм финансовой и налоговой отчетности.

В ряде случаев правильность формирования данных бухгалтерской отчетности можно проверить путем их соотнесения с показателями налоговых деклараций. К примеру, декларацию по налогу на прибыль можно сверить не только с отчетом о финансовых результатах и отчетом о движении денежных средств, но и с балансом.

Такой способ проверки позволит своевременно выявить расхождения между отдельными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, внести необходимые исправления (в случае признания данных расхождений ошибочными), что в дальнейшем избавит от объяснений с налоговой инспекцией и необходимости представления уточненных деклараций.


Сверку показателей отчетности проводят и налоговые органы. Для этого существуют специальные контрольные соотношения, которые до недавнего времени являлись закрытой служебной информацией. В настоящее время гриф «ДСП» снят и соотношениями могут воспользоваться все налогоплательщики. Обновленные контрольные соотношения ФНС России направляет открытыми письмами и размещает их на своем официальном сайте.

В случае выявления расхождений между отдельными показателями налоговых деклараций и данными отчетных форм налоговый орган может потребовать представить пояснения причин таких расхождений (п. 3 ст. 88 НК РФ)[21]. При этом в некоторых случаях такие расхождения могут стать основанием для проведения углубленной камеральной проверки или для включения организации в список претендентов на выездную.

4. Усиление механизмов внутреннего контроля.

Усиление механизмов внутреннего контроля за состоянием учета и формированием отчетности может быть осуществлено при помощи внутреннего аудита. Внутренний аудит является инструментом внутрикорпоративного контроля, необходимого для координации корпоративных отношений, позволяющий осуществлять аудит организации с учётом согласования широкого спектра интересов субъектов.

Предупреждение конфликта между целями и интересами различных процессов, требующий принятия компромиссных решений, устраивающих каждую группу субъектов и деятельность организации в целом. Внутренний аудит осуществляется с учетом специфических особенностей (например, отраслевых), тенденций развития, адаптации к изменениям внешней и внутренней среды, с учетом приобретения корпоративными отношениями новых характеристик, обеспечивающих более высокий их уровень.

Значительна его роль в создании оптимального механизма системы корпоративного управления, так как аудит позволяет четко обозначить роль и вклад каждого из субъектов корпоративного управления, выявить сильные и слабые их стороны и, соответственно, ставить определённые задачи перед руководством, контролировать их реализацию, привязывая к системе мотивации и стимулирования, выстраивая эффективные коммуникации. На основе подготовленных рекомендаций по повышению уровня системы корпоративного управления – внутренним аудитором формируется комплексный план по созданию оптимальной внутренней корпоративной среды.

6. Переход на международные стандарты финансовой отчетности.

Основой составления бухгалтерской (финансовой) отчетности по МФСО является следование всем стандартам и нормативным документам. Достоверной по МФСО считается отчетность, которая правдиво отражает реальное рыночное положение организации, ее деятельность во всех аспектах и не содержит ошибок, искажений и необъективных оценок.