Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основной задачей аудита является формирование определенного мнения у пользователей финансовой отчетности о результатах деятельности компании. От подобной деятельности напрямую зависит авторитет проверяемой организации. Поэтому во избежание серьезных ошибок при проверке, для проведения аудита должна быть создана мощная универсальная база регулирования аудиторской деятельности.

На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Актуальность выбранной для исследования темы определяется важностью вопросов, связанных с проводимыми в России реформами в области аудита, которые должны быть учтены в практической деятельности аудиторских фирм.

Объектом исследования выбрана аудиторская деятельность.

Предметом исследования является аудиторская деятельность в период реформ.

Целью настоящей работы выступает исследование проблем, связанных с организацией аудита на современном этапе, а также в выработке предложений по учету изменений федерального законодательства, в работе аудиторских фирм.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие основные задачи выпускной работы:

  • Рассмотреть понятие аудита;
  • Проанализировать структуру МСА;
  • Изучить законодательное регулирование аудиторской деятельности в РФ;
  • Рассмотреть структуру национальных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ.

Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.

Глава 1. Общие положения об аудиторской деятельности

1.1. Понятие и цели аудита

Основным правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность в России, выступает Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее Закон об аудиторской деятельности). Понятие «аудиторская деятельность» закреплено в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Предмет аудита представлен на рисунке 1. Отметим, что он расширен внесенными в Закон изменениями.


Рисунок 1. Предмет аудита

Таким образом, проверка надзорной финансовой отчетности является аудитом.

Аудиторские фирмы, наряду с аудитом отчетности, также достаточно часто предоставляют широкий перечень дополнительных консультационных услуг[1]. Однако аудиторская фирма является субъектом финансового контроля. Основными видами контроля выделяют предварительный, текущий, последующий и документальный контроль[2].

С целью разграничения состава услуг, которые может оказывать аудиторская фирма, определены допустимые и недопустимые аудиторские услуги, показаны на рисунке 2.

Рисунок 2. Аудиторские и неаудиторские услуги

В развитии антикоррупционного законодательства (антикоррупционная экспертиза принимаемых правовых актов, ужесточение уголовной ответственности, запрет на открытие счетов за рубежом для должностных лиц и пр.), в Закон об аудиторской деятельности введена норма, согласно которой если при оказании аудиторских услуг аудиторской организации становятся известными случаи коррупционных правонарушений (риски данных нарушений), аудиторская организация обязана информировать об этом учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя. Аудиторская организация самостоятельно определяет 1) то лицо, которому она направляет соответствующую информацию, и 2) объем и форму этой информации. При этом адресат указанной информации зависит от характера выявленной ситуации[3].

Принятые во всем мире международных стандартов аудита влечет за собой ряд преимуществ особенно в отношении аудиторских компаний, чьи отчеты попадают в руки пользователей финансовой отчетности в различных юрисдикциях – транснациональных компаний.

Некоторые из преимуществ представлены ниже:

  • уменьшение «перегрузки» стандартами: международные стандарты аудиторской деятельности носят универсальный характер, который относится непосредственно как к аудиторской деятельности, а также находит свое отражение в стандартах международной финансовой отчетности и в национальных стандартах бухгалтерского учета, что влечет за собой исключение действий двойного и противоречащего права;
  • улучшение качества проведения аудита;
  • а также снижение риска проведения аудита.

В дополнение к вышеперечисленным плюсам можно отметить, что во официальном введении общепринятых стандартов аудита говорится, что стандарты способствуют:

  • развитию эффективного проектирования аудиторских пособий и инструкций, а также позволяют оптимизировать внутренние процессы аудита;
  • распространению достоверной информации об аудиторских стандартах аудита в глобальном масштабе во всех странах перспективных инвестиций, что позволит укрепить европейский рынок капитала.

Количество и качество проверок в соответствии с МСА очень выросло за последние годы. Таким образом можно сделать вывод, что принятие МСА для целей обязательного аудита будет способствовать пути развития как компании, так и национального законодательства в целом. Также следует отметить, что установление МСА в целом способствует снижению затрат, так как способствует соблюдению правовых норм и законов. Более того, становится легче проверять соответствие праву и соблюдение законов при проведении аудита консолидированной отчетности транснациональных компаний[4].

Компании должны иметь уверенность в том, что независимо от того, где компания проводит свою деятельность, установлены те же высокие стандарты, обеспечивающие качественную проверку, о которых идет речь. Широко признано и очевидно, что инвесторы будут более диверсифицировать свои инвестиции заграницу, если они могут полагаться на финансовую отчетность, собранную и проверенную аудитором в соответствии с МСА[5].

1.2. Структура МСА

На сегодняшний день МФБ представлено 36 международных стандартов аудиторской деятельности (International Standarts in Auditing - ISAs) и международный стандарт контроля качества (МСКК, International Standard on Quality Control, ISQC).

Прежде всего следует начать с выпущенного Федерацией Предисловия к международным стандартам контроля качества, аудита, проведения обзорных проверок, прочих форм подтверждения достоверности информации и сопутствующих услуг (Handbook of International Quality Control, Auditing, Review, Other Assurance, and Related Services Pronouncements). В нем представлены глоссарий различных терминов, встречающихся в стандартах, а также вводная часть и практические примеры (International Auditing Practise Notes (IAPNSs).

Также Предисловие ссылается на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО, IASs и IFRS). МСА имеют структуру, в которой информация представляется несколькими секциями:


  • введение (Introduction) – включает в себя информацию о цели, сфере, предмете стандарта, в дополнение к ответственности аудиторов в контексте установленного стандарта;
  • общие цели аудитора (Objectives) – каждый стандарт аудиторской деятельности содержит четкое определение целей и задач аудитора в области применения стандарта;
  • определения (Definitions) – для лучшего понимания стандартов определяются термины и пояснения к ним в каждом стандарте аудиторской деятельности;
  • требования (Requirements) – каждая задача, прописанная в стандарте, основывается на требованиях, представленных в этом же стандарте. Требования всегда выделяются фразой «В обязанности аудитора входит…»;
  • практическое применение и прочие пояснительные материалы (Application and Other Explanatory Material) – объясняют более точно требования, прописанные в стандартах и для чего они предназначены, а также включают в себя примеры процедур, которые могут быть уместны в данных обстоятельствах.

Также МФБ было разработано положение по практическому применению международных стандартов аудита: IAPN 1000 «Особые аспекты аудита финансовых инструментов».

IAPN предоставляет аудиторам практическую помощь. Предполагается, что они должны распространяться лицами, ответственными за национальные стандарты или использоваться при разработке соответствующих национальных документов. Они также содержат материалы, которые могут использоваться фирмами при создании своих учебных программ и внутренних нормативных документов.

ISA 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита» В данном стандарте определяются общие обязанности независимого аудитора при проведении аудита финансовой отчетности в соответствии с МСА, в том числе общие цели независимого аудитора, характер и объем аудита, позволяющие независимому аудитору реализовать эти цели. Также разъясняются сфера действия, правомочия и структура МСА, устанавливаются требования к общим обязанностям независимого аудитора, применяемым ко всем видам аудита, включая обязанность соблюдать МСА. МСА не регулирует обязанности аудитора, которые могут быть установлены законодательными, нормативными или иными актами в связи, например, с публичным размещением ценных бумаг. Соответственно, хотя аспекты, оговоренные в МСА, могут оказаться полезными в подобных обстоятельствах, аудитор обязан исполнять все применимые законодательные, нормативные и профессиональные обязанности.


ISA 210 «Согласование условий аудиторского задания» Стандарт следует рассматривать в совокупности с МСА 200. Он определяет сферу ответственности аудитора при согласовании условий выполнения аудиторского задания с руководством и, если необходимо, представителями собственника организации, в том числе формирование мнения о наличии определенных предпосылок для проведения аудита, ответственность за которые возлагается на руководство, и, если необходимо, представителей собственника.

ISA 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности» Данный стандарт определяет обязанности аудитора в отношении процедур контроля качества аудита финансовой отчетности, а также, если применимо, обязанности лица, осуществляющего обзорную проверку качества выполнения задания. Данный стандарт следует рассматривать в совокупности с применяемыми этическими нормами.

ISA 230 «Аудиторская документация» Данный стандарт определяет задачи аудитора в области подготовки аудиторской документации при проведении аудита финансовой отчетности. В приложении приведены другие МСА, содержащие специальные требования к оформлению документации и практические рекомендации. Специальные требования к документации других МСА не ограничивают применение данного стандарта. Дополнительные требования к документации могут устанавливаться законодательными и нормативными актами.

ISA 240 «Обязанности аудитора в случае выявления мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности» Данный стандарт определяет обязанности аудита в случае выявления мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности. В частности, он устанавливает порядок проведения стандартов ISA 315 и ISA 330 по отношению к рискам существенного искажения в результате мошенничества.

ISA 250 «Учет законодательных и нормативных актов при аудите финансовой отчетности» Данный стандарт определяет задачи аудитора в области учета законодательных и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности. Настоящий стандарт не распространяется на иные задания по подтверждению достоверности информации, в которых задача аудитора состоит в проверке и составлении заключения по выполнению требований конкретных законодательных или нормативных актов.

ISA 260 «Информационное взаимодействие с представителями собственника» Данный стандарт определяет задачи аудитора в области информационного взаимодействия с представителями собственника при аудите финансовой отчетности. Несмотря на то, что данный стандарт применяется независимо от структуры управления и размеров организации, особые рекомендации относятся к случаям, когда все представители собственника вовлечены в управление организацией, и к котируемым (публичным) организациям. Данный МСА не определяет требований к информационному взаимодействию аудитора с руководством или владельцами организации, если они не наделены функциями управления.