ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последний этап становления и развития нотариата в России, который выделяют авторы А. Зенин, И.А. Ипатова начинается в 1993 г и заканчивается сегодняшним днем. «В 1993 г. с принятием Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и появлением частнопрактикующих нотариусов многие представители нотариального сообщества стали говорить об исторических традициях дореволюционного российского, а также классического западноевропейского нотариата»[18]. Основными чертами этого периода считается то, что нотариус работал при судебных органах и под достаточно жестким контролем с их стороны. С.М. Кармишев пишет, что «история развития российского нотариата тесно связана с историей нашего государства. За пять веков существования нотариат прошел долгий и сложный профессиональный путь.

В истории появления и развития в России нотариальных учреждений в условиях частного гражданского права можно выделить три основных периода»[19]. Первый период начинается в XVI в. и заканчивается Соборным уложением 1649 г. (Дореволюционный период России). Появляется сословие площадных подьячих, специализирующихся в совершении за плату гражданских сделок в интересах, обращавшихся к ним лиц. Для этого периода характерно свободное развитие института площадных подьячих, под номинальным контролем государственной власти. Одним из главнейших преобразований в этот период и имевшим решительное влияние на дальнейшее историческое развитие нотариально го дела в России, следует считать установление строгого надзора за площадными подьячими и зависимости их от органов правительственной власти[20]. Второй период, с 1649 г. по 1866 г., определяется бессистемным формированием различных нотариальных учреждений, создаваемых для регулирования различных групп правоотношений, и осуществляющих свою деятельность под фактическим контролем государства[21].

Третий период обозначен появлением и функционированием единого, универсального института нотариата, как формы публичной деятельности независимых нотариусов, уполномоченных государством на совершение нотариальных действий, предупреждающих нарушение права путем закономерного, исключающего споры, укрепления подлинных волеизъявлений сторон. Этот период начинается 14 апреля 1866 г., утверждением Положения о нотариальной части и заканчивается 29 октября 1917 г. принятием «Декрета о земле», положившим начало ликвидации частного гражданского права[22]. Дальнейшее развитие институт нотариата получил в декабре 1919 г. после опубликования декрета о суде № 2, в котором было подчеркнуто, что нотариальные действия совершаются нотариусами, и в случае их отсутствия лицами их заменяющими.


При этом нотариальные отделы местных Советов были заменены нотариальными столами. В дальнейшем Советом Народных Комиссаров РСФСР было принято «Положение о государственном нотариате», которое заложило основы Советского нотариата. Задачи и организация государственного нотариата закреплялись новым законом СССР «О государственном нотариате» от 19 июля 1973 г., в котором отражались принципы его деятельности, компетенция, общие правила совершения нотариальных действий и применение законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. Этим законодательным актам для совершения нотариальных действий были созданы государственные нотариальные конторы. Современный российский нотариат в настоящее время переживает второе рождение.

Становление и развитие российского частного нотариата связано с процессами приватизации, изменившими отношения собственности в России и потребовавшими адекватных правовых способов их защиты, в том числе и путем развития системы нотариата. Таким образом, хочется отметить, что «история развития нотариата достаточно противоречива. Причины возникновения нотариата кроются в отсутствии грамотности населения».

Развитие нотариата продолжается. Законодатели различных государств еще занимаются поиском наиболее эффективной модели юридической службы защиты прав участников гражданского оборота. Тем более это касается судьбы российского нотариата, преодолевающего стадию проб и ошибок[23].

2.2.Правозащитная функция современного нотариата

В условиях продолжающейся административной реформы важное значение приобретает совершенствование всех элементов правового механизма. Одним из таких элементов, играющих системообразующую роль в правовой сфере России, выступает нотариат. Роль нотариата в условиях правовых реформ во многом зависит от тех функций, которые он выполняет. В свою очередь, данные функции являются производными от правовой природы нотариата. Нотариат действует в точке пересечения частного и публичного права и в силу этого обладает дуалистической природой. Нотариус одновременно выступает как уполномоченный представитель государства, выражающий его волю в правоотношениях, и как независимый юридический консультант субъектов правоотношений. Отсюда закономерно вытекает потребность в существовании независимого нотариата, свободного как в организационном, так и в процессуальном отношении.


В условиях конвергенции частого и публичного права такая позиция нотариуса оказывается наиболее гармоничной, и этот институт вполне вписывается в существующую правовую систему[24]. Важно отметить, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариус не является предпринимателем, он действует от имени государства. Его назначение на должность производится государственным органом — органом юстиции. Выступая как правомочный представитель государства, нотариус осуществляет определенные правовые функции, в основном применительно к имущественным правоотношениям граждан и юридических лиц.

По мнению В.В. Яркова, эти функции можно разделить на две группы. Первая группа представляет собой социальные функции нотариата, которые характеризуют место данного института в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России в целом. Вторая группа характеризуется цитируемым автором в качестве содержательных функций, которые отражают характер и специфику нотариальной деятельности. В рамках данной классификации правозащитная функция нотариата может быть отнесена к его социальным функциям.

В современных условиях именно эта функция нотариата выступает на первый план. Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных все функции нотариата подразделяют на две большие группы:

1) функции нотариата, вытекающие из публично-правового характера нотариальной деятельности;

2) функции нотариата, вытекающие из частноправового содержания нотариальной деятельности. В каждую из указанных групп включается различное количество функций.

Так, в первую группу входят: – правоохранительная (выражается в обеспечении законности в сфере гражданского оборота); – правоприменительная (характеризуется разрешением юридических дел в отношении конкретных фактических ситуаций, например, совершение исполнительных надписей); – предупредительно-профилактическая осуществляется по следующим направлениям:

а) обеспечение процесса доказывания в суде;

б) разрешение гражданско-правовых дел бесспорного характера.

В современных условиях предусмотренная законодательством деятельность нотариусов способствует закреплению и реализации имущественных прав граждан. Нотариус юридически оформляет право собственности на недвижимость, наследственные права и т.д. Именно благодаря деятельности нотариата имущественные, а в некоторых случаях и личные неимущественные права граждан оказываются более защищенными, и у граждан не возникает необходимости отстаивать эти права в суде. Поэтому институт нотариата в контексте его деятельности вполне может рассматриваться в виде особой формы защиты гражданских прав и охраняемых законом субъективных интересов.


Правозащитная функция нотариата является производной от его правовой природы. Именно эта функция в определенной мере сближает нотариат с судебными органами. Ее значимость повышается в условиях правового государства, где существует выраженная потребность в эффективных юридических механизмах, позволяющих осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов общественных отношений.

В современной России нотариат представляет собой негосударственный институт, которому в соответствии с ч. 1 ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению одной из важнейших государственных функций, а именно по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Для реализации данной функции нотариат наделен некоторыми полномочиями государственно-властного характера.

В данном качестве он в своей деятельности реализует публичную власть и государственную волю. В связи с этим современные ученые рассматривают нотариуса как «лицо, не являющееся государственным органом, но выполняющее от имени государства государственную функцию, направленную на защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц».

Аналогичный подход встречается не только в Российской Федерации, но и в других государствах, входящих в романо-германскую правовую семью. Об этом свидетельствует, в частности, одно из положений резолюции Европейского парламента, где говорится, что «деятельность нотариуса характеризуется передачей ему государством части своей верховной власти… что необходимо, в частности, для удостоверения подлинности соглашений и придания им публичного характера и доказательственной силы…». Правозащитная функция нотариата тесно взаимосвязана с таким важным принципом его деятельности, как принцип публичности. Защищая права и законные интересы граждан и юридических лиц, нотариус тем самым обеспечивает реализацию публичного интереса, что проявляется в создании благоприятных условий для экономической деятельности и гражданского оборота, для стабильного развития общества.

При этом сам принцип публичности основан на делегировании государством части своих властных функций нотариату. Он находит свое отражение в организации и деятельности нотариата, проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах, включая формирование системы нотариата по воле государства, осуществление нотариальных действий от имени государства и в установленном государством порядке, наличие в деятельности нотариата четко определенных государством процессуальных форм. Установление и соблюдение необходимых процессуальных форм в деятельности нотариусов можно рассматривать в качестве важного фактора реализации правозащитной функции нотариата. Как уже отмечалось выше, многие особенности правовой природы нотариата определяются тем, что публично-правовой характер его деятельности гармонично сочетается с ее частноправовыми аспектами.


При этом публичные и частные элементы в нотариальной деятельности не являются взаимоисключающими, а взаимно дополняют и обогащают друг друга. Возложенная на нотариат государством обязанность защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере частного права определяется конституционной обязанностью государства признавать и защищать права и свободу человека и гражданина. В условиях существования рыночных отношений в современной экономике осуществление полноценного гражданского оборота невозможно без такого важного правового института, каким является нотариат. «Юридически безупречное, основанное на высоких принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность неотъемлемым элементом справедливой и эффективной правовой системы, демократического правового государства».

В современной научной литературе отдельным аспектам правозащитной деятельности нотариата уделяется достаточно много внимания. Например, нотариус Т.Г. Калиниченко предпринял попытку сформулировать собственное определение нотариальной защиты прав и законных интересов, под которой предлагается понимать систему мер материально-правового порядка, применяемых в целях устранения препятствий на пути осуществления права, так и деятельность по применению этих мер, осуществляемая нотариусами в определенной процессуальной форме.

В то же время процитированный автор обращает внимание на то, что Гражданский кодекс РФ не упоминает нотариат в числе органов, осуществляющих защиту гражданских прав (ст. 11). В юридической литературе также, как правило, не предусматривается возможность нотариальной формы защиты. Ряд авторов ограничивает правозащитную деятельность нотариуса только совершением исполнительной надписи, причем с определенными оговорками.

Данный подход, по мнению цитируемого автора, во многом обусловлен неопределенностью роли и места нотариуса в правовой системе России, недопониманием его правозащитной функции. С такой позицией вполне можно согласиться. Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате устанавливает, что главной задачей нотариата является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан. К числу основных способов нотариальной защиты гражданских прав (охраняемых законом интересов) законодательство относит признание бесспорных прав и подтверждение бесспорных юридических фактов. Данные способы имеют материально-правовой характер.

В.М. Жуйков, характеризуя нотариат как орган превентивного правосудия, в качестве подтверждения своей мысли приводит «те случаи, когда нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия».