Файл: Доходы местных бюджетов, пути их роста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в 2015 году поступило по НДФЛ - 3 855 млн руб. Отсюда следует, что общая сумма НДФЛ равна 9 637 млн руб., из которых поступило в региональный бюджет от городского округа Тольятти - 5 782 млн руб. Рассчитаем, как изменились бы отчисления в местный бюджет при разных нормативах за 2015 год.

Таблица 2.1 - Оценка эффективности от увеличения норматива распределения по НДФЛ, млн руб.

Норматив отчислений по НДФЛ

50 %

60 %

70 %

80 %

90 %

100 %

Значение

показателя

до/после

3855

4818

3855

5728

3855

6745

3855

7709

3855

8673

3855

9637

Эффективность

963

1 873

2 890

3 854

4 818

5 782

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что при каждом увеличение норматива на 10 %, НДФЛ принес бы дополнительно местному бюджету в среднем 953 млн руб. При нормативе 90 %, местное самоуправление могло бы обеспечить все свои потребности без предоставления средств из вышестоящих бюджетов.

Также для того чтобы увеличить поступления от НДФЛ необходимо уменьшить количество безработных, создав новые рабочие места. На начало 2014 года уровень безработицы в городе, по опубликованным данным Центра занятости населения Тольятти составляет 2,28%. В кризисные периоды разных лет уровень безработицы в нашем городе доходил до 4%. По статистике центра занятости, количество безработных в нашем городе составляет более 10 тысяч человек, и это только официальные данные. Каждый четвертый из зарегистрированных на бирже труда потерял работу в результате сокращения штатов. Велика и «скрытая безработица»: свыше 45 тысяч горожан на 51 предприятии Тольятти трудятся в режиме неполного рабочего времени.

Одним из основных направлений увеличения налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти должно стать сокращение числа безработных до минимального.

Отметим еще одну проблему, характерную для городского округа

Тольятти и тесно связанную с выше озвученной. Это убыль населения, при чем, в первую очередь, - трудоспособного. За 2015 год число жителей нашего города уменьшилось на 7,2 тысячи человек. Достаточно высокая рождаемость не может исправить ситуацию: население сокращается по миграционным причинам. Начиная с 2010 года в Тольятти происходит нехарактерная для России ситуация с миграционной убылью населения. Убыль населения в


Тольятти настолько велика, что естественный прирост не может ее компенсировать. Отметим, что рождаемость в городе уже много лет подряд превышает смертность. Редеют же ряды тольяттинских горожан по причине того, что от нас уезжают, а к нам не едут. Стоит отметить, что за 2015 год население Ставропольского района, например, увеличилось на 3 тысячи человек. А число жителей Самары уменьшилось всего на 700 человек, Сызрани - на 724 человека. Чуть больше тысячи покинули Новокуйбышевск, а население Жигулевска сократилось лишь на 400 человек. То есть Тольятти является «самым покидаемым» городом Самарской области. Создание благоприятных условий в городе будет способствовать уменьшению оттока трудоспособного населения и вкупе с созданием рабочих мест увеличит налоговую базу по НДФЛ.

Также нами предлагается уменьшить значение показателей, учитывающих величину доходов от вида предпринимательской деятельности, определяющие коэффициент К2. Действующие показатели на 2016 год представлены в приложении Е. Самые высокие значения установлены по видам деятельности: розничная торговля и в оказание автотранспортных услуг, ветеринарные услуги, мойка автотранспортных средств (показатель равен 1). Предприятия, занимающиеся данными услугами, составляют около 37 % всех предприятий городского округа.

Таблица 2.2 - Динамика предприятий розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования за 2012 - 2014 годы

Предприятия

Год

2012

2013

2014

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

10 892

9 827

9 804

Данные таблицы показывают, что количество зарегистрированных предприятий с 2012 по 2014 годы уменьшилось на 1 124.

Уменьшение значения коэффициента К2 вызовет заинтересованность у предпринимателей и, соответственно, увеличит налоговую базу по ЕНВД.

Мерой, позволяющей повысить поступления в местные бюджеты доходов от имущества, является оптимизация льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Речь идет о льготах, установленных на всех уровнях управления: федеральном, региональном и местном. В частности, применение установленных на федеральном уровне льгот по имущественным налогам приводит к недополучению доходов муниципалитетами.

Также в Бюджетном послании на 2016-2018 годы отмечается, что «...нужно обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот, установленных на федеральном уровне, применение которых приводит к недополучению доходов региональных и местных бюджетов. А если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов этих бюджетов» [16].


В таблице 2.3 представим данные по выпадающим доходам бюджета городского округа Тольятти, связанных с предоставлением льгот по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.

Таблица 2.3 - Сумма выпадающих доходов от предоставления льгот, предусмотренных постановлениями и решениями Думы городского округа Тольятти за 2012-2015 годы, тыс. руб. *

Показатель

Годы

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

Налог на имущество физических лиц

2 099

3 032

3 690

20 621

Земельный налог

8 563

14 993

13 784

4 287

Итого выпадающих доходов

10 662

18 025

17 474

16 334

* На основании данных налоговых органов городского округа Тольятти Межрайонных инспекций ФНС РФ №№ 2, 19 по Самарской области

Таким образом, упорядочение льгот по имущественным налогам приведет к значительному увеличению доходов муниципалитетов.

Еще одним из направлений, повышающих эффективность взимания налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти, должно стать решение организационно-структурного вопроса мэрии, а именно, создание полноценного отдела по местным налогам при мэрии городского округа Тольятти.

Так, например, в городе Москва существует «Управление налогов и доходов» (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Структура Управления налогов и доходов в г. Москва

В Пермском крае в г. Губаха в структуру финансового управления входит Отдел налоговой политики и планирования доходов. В г. Новокузнецк Кемеровской области действует Отдел сбора местных налогов и организации торговли. В г. Шахты Ростовской области - Отдел мониторинга и анализа местных налогов. В Тюменской области г. Ханты-Мансийск составляющей структуры Департамента финансов является Отдел оценки и развития налогового потенциала, результатом работы которого является большой удельный вес налоговых доходов в бюджете города.

Рисунок 2.3 - Доходы г. Ханты-Мансийск Тюменской области

Что касается запланированных направлений деятельности бюджетной и налоговой политики по городскому округу Тольятти, то их основной целью является повышение эффективности администрирования доходов бюджета. В настоящее время осуществляется работа по следующим направлениям:


  • выявление объектов недвижимости, в том числе земельных участков, не стоящих на налоговом учете или использующихся не по назначению в рамках муниципального земельного контроля, увеличение в 2012-2015 годах количества плановых мероприятий по муниципальному земельному контролю;
  • проведение работ по сокращению недоимки в части организации своевременного предъявления требований по уплате задолженности, передачи исполнительных листов в службы судебных приставов, усиления работы межведомственной комиссии по урегулированию задолженности по доходам бюджета и легализации недекларируемой части заработной платы при мэрии городского округа Тольятти, организации мероприятий по уплате местных налогов через средства массовой информации, а также выявление и списание невозможной к взысканию недоимки;
  • проведение инвентаризации муниципального имущества, выявление свободного (неиспользуемого) имущества, с целью дальнейшего перевода на арендные отношения;
  • проведение мероприятий по выявлению отсутствия технической инвентаризации, наличия не зарегистрированных прав на объекты, закрепленные за предприятиями, использования имущества не по назначению, в том числе земельных участков;
  • применение критериев оценки эффективности управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа с целью повышения эффективности управления указанным имуществом;
  • осуществление мероприятий, способствующих сохранению единой государственной политики в сфере охраны окружающей среды в части администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду;

выявление нелегальных перевозчиков пассажиров и багажа легкового транспорта.

Выводы:

Таким образом, для решения вопросов налоговой обеспеченности бюджета городского округа было предложено несколько возможных решений, способствующих увеличению собираемости налоговых доходов и повышению результативности работы органов местного самоуправления. По нашему мнению, законодательное закрепление хотя бы одного из них, будет способствовать экономическому росту муниципального образования и увеличению доли собственных доходов в бюджете городского округа.

Местный бюджет - один из основных источников финансирования социальной сферы и инфраструктурного обустройства соответствующей территории. С другой стороны - экономический метод управления территорией, так как доходная часть бюджета ставится в зависимость от эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Через данный фонд денежных средств осуществляется влияние на процессы общественного воспроизводства, проводится мониторинг экономических процессов на территории муниципального образования, а также контролируется полнота и своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов местного самоуправления.


Одним из основных источников финансирования местных задач являются налоговые доходы. В их действующий состав входят местные налоги, доли отчислений от федеральных налогов - от НДФЛ и от государственной пошлины и налоги, взимаемые в связи с применением патентной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога.

Анализ налоговых доходов на примере бюджета городского округа Тольятти выявил ряд проблем, требующих изменения, как федеральном уровне, так и на местном. Были выявлены низкие поступления по местным налогам, высокая зависимость от безвозмездных поступлений, незначительная доля от ЕНВД, заставляющая задуматься о теневом характере предпринимательской деятельности. Основным же бюджетообразующим налогом на протяжении с 2012 по 2015 годы остается НДФЛ.

Заключение

Проанализировав налоговые доходы местного бюджета в консолидированном бюджете субъекта РФ была определена отрицательная тенденция, где за 2013 год доля местного бюджета составила всего 3,8 % регионального. Стоит отметить, что ни от одного регионального налога, не поступают отчисления в местный бюджет.

Для решения, образовавшихся проблем, требуется совершенствование действующего механизма формирования налоговых доходов и законодательных основ.

Проводимая реформа налоговой системы, Правительством РФ с 1998 года, продолжает кардинальным образом менять не только механизмы исчисления и уплаты налогов, но и существенным образом меняет саму налоговую систему, отменяя действовавшие ранее налоги и вводя новые.

В настоящее время на местном уровне действуют всего два налога - налог на имущество физических лиц и земельный налог. Первоначально налог на имущество физических лиц включал в себя два налога: налог на строения, здания и сооружения и налог на водные и воздушно-транспортные средства, но с 2003 года с принятием главы «Транспортный налог» налог на водные и воздушно-транспортные средства заменены транспортным налогом, являющейся региональным.

Кроме того, в 2005 году был отменен еще один местный налог - налог на наследование или дарение, распространенный в развитых странах.

Очевидно, что местный уровень власти с каждым годом лишается своих налоговых источников. Отсюда следует, отменяя важные для развития территории источники финансовых ресурсов, необходимо сначала найти новые надежные источники финансирования.