Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Основы нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях про верки обстоятельств совершения и удостоверения сделок и договоров нотариус может быть вызван судом в качестве свидетеля, что дополняется исследованием самого документа при наличии оснований полагать, что документ подписывался под влия­нием обмана или заблуждения.

Исследователи предлагают предоставить нотариусам право ус­тановления факта наличия родственных отношений. Этот вопрос часто возникает при оформлении наследственных прав и нередко сопровождается ситуацией, когда наследники не могут представить документа, подтверждающего наличие родственных отношений (таковые попросту отсутствуют, например, церковная книга сгоре­ла во время войны). Сейчас в подобном случае нотариус обязан на­править стороны в суд, который делает те же запросы, что уже на­правлялись нотариусом, и в конечном счете вызывает свидетелей, которые могут подтвердить наличие отношений родства, хотя нет препятствий против того, чтобы нотариусы сами осуществляли эту процедуру, тем более что они в соответствии с законодательством вправе удостоверять свидетельские показания60.

Вышеназванные функции института нотариата относились к его деятельности в сфере рассмотрения и разрешения судами граж­данских дел. Однако в настоящее время происходит интеграция различных отраслей законодательства, что обусловлено происходящими в стране реформами, развитием и становлением правового государства. В соответствии с этим меняется представление о некото­рых правовых институтах, а также понимание их роли и значения в правовой сфере.

Как весьма перспективное исследователями рассматривается участие нотариуса в процедуре исполнения меры пресечения в виде залога путем принятия в депозит денежных сумм в случае уклоне­ния от получения денег в качестве залога соответствующего органа, чтобы исключить возможность злоупотреблений.

Нотариус мог бы значительно способствовать сбору доказа­тельств.

Представляется, что совершенствование деятельности нота­риата в качестве института предупредительного правосудия поло­жительным образом скажется на качестве обеспечения и защиты прав граждан, а также будет способствовать эффективной работе системы правоохранительных органов в целом и прежде всего ­судов.

Немаловажно, что финансовое обеспечение судебной деятель­ности происходит полностью за счет государства. Нотариальная деятельность финансируется государством только в части деятель­ности государственных нотариусов, нотариусы, занимающиеся ча­стной практикой, работают на принципе самофинансирования и полного отсутствия дотаций со стороны государства.


По мнению целого ряда юристов, нотариусы могут освободить суды от значительного объема дел[31]. При сегодняшней загруженно­сти судов расширение нотариальной компетенции могло бы способ­ствовать более эффективной работе судебной системы.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие вы­воды.

1. Институт нотариата представляет собой орган предупреди­тельного (превентивного) правосудия, предупреждающего обраще­ние граждан в суд в случаях, когда для возникновения или реали­зации бесспорного субъективного права необходимо публичное волеизъявление компетентного органа, официальное признание. подтверждение им этого права.

2. На сегодняшний день можно выделить два направления деятельности нотариата по предупреждению правовых конфликтов и содействию их разрешению:

- деятельность института нотариата в качестве института пре­вентивного, предупредительного правосудия, т.е. по непосредственному обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, что дает возможность субъектам права избежать обращения в суд за защитой тех же прав;

- деятельность по защите прав граждан и юридических лиц уже на стадии судебного рассмотрения и разрешения спора, когда обращения к правосудию избежать не удалось. В данном случае деятельность института нотариата направлена на содействие полному И всестороннему исследованию обстоятельств дела, оптимизируя процесс доказывания, облегчая и упрощая деятельность правосудия.

3. Следует подчеркнуть, что выполнение нотариатом функции органа предупредительного правосудия никоим образом не подме­няет собой деятельность суда по осуществлению правосудия.

4. В качестве органа превентивного, предупредительного право­судия институт нотариата выполняет следующие основные функ­ции по обеспечению и защите прав граждан и юридических лиц:

- обеспечивает возможность принудительного исполнения обя­зательств без обращения в суд;

- способствует формированию и четкому закреплению взаим­ных прав и обязанностей субъектов гражданских правоотношений, внося в них определенность, юридическую непротиворечивость" также придавая официальный характер.

5. Осуществляя содействие разрешению правовых конфликтов, нотариусы:

- обеспечивают доказательства, необходимые в случае возник­новения дела в судах или административных органах;

- создают предпосылки для выдачи судом судебного приказа;

- обеспечивают формирование непротиворечивой и полной доказательственной базы для разрешения дела (в силу официального характера нотариальных актов и путем участия в деле в качестве свидетелей).


6. В целях совершенствования роли нотариуса в предупрежде­нии правовых конфликтов необходимо:

а) законодательно закрепить необходимость ведения нотариу­сом протоколов по процедуре совершения отдельных видов нотари­альных действий;

б) предоставить нотариусу полномочия по удостоверению одно­сторонних заявлений или двухсторонних соглашений сторон граж­данско-правового спора, находящегося на рассмотрении суда, по отдельным процессуальным вопросам;

в) распространить деятельность нотариата как органа пре­вентивного правосудия не только на гражданскую, но и на дру­гие сферы судопроизводства, в частности на уголовное судопроиз­водство.

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, следует еще раз остановить внимание на то, что роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования до­кументов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

Институт нотариата, изначально обладая характером относи­тельно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имеющей органы нотариального самоуправления, за­родился и развивался в тесном взаимодействии с публичной вла­стью, государством, судебной властью. Нотариусы назначались на должность государством, находились на государственной службе.

Государство осуществляло контроль за осуществлением нотариаль­ной деятельности и придавало нотариальным документам офици­альный характер.

Роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования до­кументов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

Нотариат можно определить как институт гражданского об­щества, представляющий собой самоуправляющееся профессио­нальное сообщество нотариусов, наделенный в лице нотариусов властными полномочиями и осуществляющий от имени РФ публичную деятельность по реализации функции госу­дарства по защите прав и законных интересов граждан, юридиче­ских лиц и общества в целом путем совершения нотариальных дей­ствий на принципах профессионализма, беспристрастности и неза­висимости.

Институт нотариата, обеспечивая защиту прав, свобод и за­конных интересов граждан и юридических лиц, выполняет функ­цию по реализации конституционного права на получение квалифи­цированной юридической помощи. Эта функция осуществляется нотариатом посредством нотариальной деятельности, в том числе при совершении нотариусами установленных законодательством нотариальных действий.


Оказание нотариатом квалифицированной юридической помо­щи состоит в обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан и юриди­ческих лиц; содействии беспрепятственной и эффективной реализа­ции имеющихся прав и обязанностей субъектами правовых отноше­ний.

Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и закон­ных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия деле­гированы ему государством и для их реализации нотариат в лице нотариусов наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ.

Нотариат представляет собой уникальный институт с двойст­венной правовой природой, сочетающий в своей организации и дея­тельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет и ярко выраженное частноправовое содержание.

Определяющая тенденция в развитии нотариата в РФ должна выражаться в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии («латинскому нотариату»). Сохранение государственного нотариа­та противоречит правовой природе нотариата как института граж­данского общества, не входящего в систему государственных орга­нов, негативно отражается на принципах независимости и беспри­страстности нотариусов и экономически нецелесообразно.

Он организационно не входит в систему органов государствен­ной власти, что позволяет определить его место в совокупности пра­вовых явлений России как полноценного института гражданского общества, независимого от государства и действующего на принци­пах самоуправления.

Нотариат может значительно разгрузить судебную систему, которая в РФ уже сильно загружена. К примеру, стороны - кредитор и должник - могут прийти к соглашению о своих обязательствах друг перед другом, а также о том, что их принудительная реализация допускается без обращения в суд; достоверность и законность соглашения удостоверяется независимым и компетентным лицом, действующим по поручению государства, - нотариусом. Наличие такого соглашения дает все основания предполагать отсутствие спора о праве, что делает излишней судебную процедуру.

Институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества и государства. Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно закономерно наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса.


Библиографический список

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской федерации. М.: Тандем, 2000. – 48 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) (ред. от 29.11.2007). М.: Юрайт - Издат, 2002, 176 с.
  3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002), (ред. от 04.12.2007). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»
  4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) (от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от05.01.2008). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  5. Федеральный закон (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 02.10.2007) «Основы законодательства о нотариате». // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  6. "Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утв. Минюстом РФ 19.03.1996), (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1996 N 1055). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  7. Письмо ФНС РФ от 18.05.2005 N 04-2-03/67 "О расходах частнопрактикующего нотариуса".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  8. Приказ Минюста РФ от 21.06.2000 N 179 (ред. от 01.08.2005) "Об утверждении порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность " (вместе с ПОРЯДКОМ, утв. Приказом Минюста РФ от 21.06.2000 N 179, решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.05.2000) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2000 N 2281). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  9. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 " Об утверждении методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  10. Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» (утв. Приказом Минюста РФ от 17.02.1997 N 19-01-19-97) (ред. от 01.08.2005) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.1997 N 1268). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  11. Постановление Совмина РСФСР от 11.03.1976 N 171 (ред. от 30.12.2000) "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  12. Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 № 82
    "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерскихуслуг".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  13. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 № 15-П
    "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  14. Решение Верховного Суда РФ от 04.08.1998 N ГКПИ98-238 «О признании недействующим положения о порядке выдачи лицензийна Прево нотариальной деятельности, УТВ. Минюстом РФ 22.11.1993 N 8-5/149-081293» // СПС «Консультант Плюс: Высшая Школа», выпуск №8. // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.