Файл: Юридические факты в гражданском праве ( Классификация юридических фактов, юридический состав и его виды).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
Результативные действия относятся к группе юридических поступков, но они, несомненно, выделяются из их числа, образуя самостоятельную группу, поскольку результативные действия обладают целым рядом специфических признаков, на которые следует обратить внимание.
Эта группа действий отличается от прочих односторонних действий целевой направленностью: лица, совершающие результативные действия, вовсе не имеют целью достижение правового результата, ими движет стремление получить реальные плоды своих фактических действий. И только с появлением реальных плодов (объективированного результата) совершения фактических действий возникают конкретные юридические последствия. Так, изготовление вещи влечёт возникновение права собственности на неё, создание произведения литературы или искусства – исключительных прав и т.д., поскольку именно эти последствия предусмотрены нормой права в случае появления указанных результатов деятельности[36].
Особенностью результативных действий является то, что право предусматривает возникновение последствий не в связи с совершением действия, а именно с появлением объективированного результата этих действий – созданной вещью, изобретением, произведением искусства, кладом и т.п. В отсутствие же этого объективированного результата фактических действий говорить о совершении результативного действия не приходится.
При совершении результативного действия воля лица была направлена совершение фактических действий, но не на создание юридических последствий. Но поскольку в рассматриваемом случае в силу правовых предписаний юридические последствия возникают не с волеизъявлением данного лица, которое может и не подозревать правового эффекта совершаемого им действия, а с объективированным результатом, который является следствием его деятельности. Юридические последствия возникают и при отсутствии воли на их создание: результативные действия сами по себе влекут наступление правового результата (как правило, возникновение гражданского правоотношения).
Кроме гражданско-правовых актов, на развитие гражданских правоотношений могут оказывать и оказывают влияние юридические акты, совершаемые в соответствии с нормами иных отраслей права. Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправлении, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанности[37].
Административные акты государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные законом и иными правовыми актами в качестве основания возникновения гражданских правоотношений, являются по своей природе ненормативными и непосредственно направлены на возникновение гражданских прав и обязанностей у конкретного субъекта – адресата акта.
В условиях существования в России государственной централизованно регулируемой экономики на формирование содержания гражданских правоотношений, опосредовавших экономические процессы, большое влияние оказывали плановые акты по распределению товаров и продукции, по определению объема, характера, количества и содержание услуг и т.п., представлявшие собой разновидность административных актов.
К примеру, договоры поставки заключались на основании нарядов, разнарядок, панов прикрепления, где прописаны были виды продукции, их объемы, сроки поставки. Отступление от условий, указанных в административных актах, не допускалось.
В условиях рыночной экономики в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей выступают качественно иные административные акты.
Нужно отметить, что в ГК РФ термин «административные акты» не употребляется. В ст. 8,12,13 ГК РФ они названы актами государственных органов и органов местного самоуправления и рассматриваются как юридические факты, воздействующие на движение гражданского правоотношения (то есть признаются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей). В литературных источниках их называют публичными актами[38].
Например, одним из средств упорядочения рыночных отношений является лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности[39]. Выдача государственным органом какому-либо субъекту права лицензии означает предоставление ему права осуществлять, е выходя за границы лицензии, определённую деятельность, (например, перевозку грузов, производство лекарственных средств)[40].
Другой разновидностью административных актов, порождающих гражданские права и обязанности, являются акты. Подобные вынесению органами государственной власти или местного самоуправления решений об изъятии земельных участков, которые не используются в соответствии с их назначением, а также реквизиция имущества (ст. 242 ГК РФ).
Важную роль в процессе возникновения, изменения или прекращения гражданских правоотношений играют такие административные акты, как государственная регистрация юридических действий и событий.
Государственные органы и органы местного самоуправления совершают юридические акты (односторонние действия) во исполнение установленных для них законом обязанностей в соответствии с объёмом и содержанием своей компетенции. Они могут проявлять своё усмотрение только в рамках выбора наиболее рационального решения из нескольких возможных (если закон предоставляет им такое право), исходя из лежащей на них общей обязанности по совершению данных действий[41]. В соответствии с этим наиболее обоснованным, законным и разумным решением они и должны совершать юридический акт.
Акты государственных органов и органов местного самоуправления, как и односторонние сделки, весьма разнообразны. Как и односторонние сделки, публичные акты можно разделить на те, которые автономно влекут движение гражданского правоотношения, и те, которые наряду с иными юридическими фактами входят в юридический состав, влекущий определённые юридические последствия.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования являются носителями публичной власти. Поэтому акты государственных органов и органов местного самоуправления могут быть как публично-властными (административными) актами, так и сделками. В рамках данной работы мы рассматриваем те акты названных органов, которые являются основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей[42].
Особым видом юридических актов являются судебные решения, устанавливающие гражданские права и обязанности. В качестве примера можно привести решения о признании права собственности на самовольное строение при условии, что земельный участок в установленном порядке будет предоставлен застройщику (ст. 222 ГК РФ), признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Судебное решение – своеобразный вид публичных актов. Оно выделяется из ряда прочих тем, что процессуальное законодательство подробно регламентирует не только порядок его принятия, но и способ оформления, в силу чего судебное решение иногда называют наиболее формализованным правоприменительным актом.
Недопустимое предъявление искового требования о признании его недействительным является отличительной чертой судебного решения[43]. Такое исключение из общего правила обусловлено тем, что судебный акт допускает его проверку в особом порядке, определённом арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством. Судебное решение в соответствии со ст. 8 ГК РФ, определяющей основания возникновения гражданских прав и обязанностей, обособленно от органов государственного и местного самоуправления. Но такое выделение вовсе не свидетельствует о том, что судебное решение – не акт государственного органа. Просто наличие многих отличительных черт выделяет судебное решение из ряд прочих актов государственных органов.
Вправе выносить судебное решение не только государственные органы – государственные суды, но и иные специально уполномоченные органы, которые не являются государственными, - третейские суды (арбитражи).
Термин «решение» сегодня используется по меньшей мере в трёх смысловых значениях:
- акт правоприменительной деятельности суда по делу, подразумевающий ответ суда по существу дела ( то есть материально-правовое предписание суда, адресованное сторонам дела);
- процессуальное действие суда, завершающее рассмотрение текущего вопроса или дела в целом;
- акт-документ, фиксирующий результат правоприменительной деятельности в случае разрешения дела по существу[44].
Бесспорно использование единого термина для обозначения указанных правовых явлений, которые существенно отличаются друг от друга, безусловно, создаёт некоторые проблемы в понимании их правовой природы, прежде всего при уяснении различий между судебным решением как актом правоприменительной деятельности и оформляющим этот акт документом, имеющим наименование «решение», а также даёт некоторые мотивы для отрицания за судебным решением качеств самостоятельного юридического факта, порождающего юридические последствия. До сих пор некоторые учёные отрицают за судебным актом материально-правовое значение, поскольку результат правоприменительной деятельности суда ими не разграничивается с процессуальным действием – подведением итога всего судебного разбирательства и вынесением решения по существу дела.
Отчасти препятствием для правильного понимания существа судебного решения служит и тот факт, что поименованные в ст.8 ГК РФ основания для возникновения гражданских прав и обязанностей изложены по-разному.
Из них часть определена как действия: «приобретение» имущества, «создание» произведений науки, литературы и т. п., «причинение» вреда, «необоснованное» обогащение, иные действия.
Следуя буквальному смыслу ст. 8 ГК РФ, сложно определить как действия договоры и сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления и судебные решения. Если бы редакция этой нормы закрепляла такие обстоятельства, как заключение договоров и сделок, издание актов государственных органов и органов местного самоуправления, вынесение судебного решения, то можно было бы говорить о том, что здесь к обстоятельствам, с которыми норма права связывает наступление определённых последствий, отнесены именно действия. Такая редакция нормы сняла бы многие вопросы и существенно снизила «напряжение» в понимании правовой природы некоторых юридических фактов.
Рассматривая судебное решение с позиции ст. 8 ГК РФ под термином «судебное решение» понимаем действие суда по вынесению правоприменительного акта (судебного решения по существу дела).
Говоря о соотношении решений государственных судов и решений судов негосударственных – третейских судов (арбитражей), сопоставляя их, Рожкова М.А. отмечает, что решение государственного суда:
- могут обжаловаться в вышестоящую инстанцию суда – апелляционную, кассационную, надзорную инстанцию (при этом обжалование решения до вступления его в законную силу отодвигает это вступление до момента принятия постановления судом вышестоящей инстанции);
- являются общеобязательными, что означает подчинение всех субъектов выводу суда, содержащемуся в резолютивной части решения;
- на основании выдаваемого судом исполнительного листа подлежат принудительному исполнению;
- создают преюдицию для участников процесса: выводы суда в отношении конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части решения, не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного сора между теми же лицами [45].
Что касается решений третейского суда (арбитража), то они:
- являются обязательными для сторон третейского разбирательства (стороны, заключившие арбитражное соглашение, тем самым принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда (ст.31 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации));[46]
- исполняются добровольно (ст.44 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»). При отсутствии добровольного исполнения могут быть приведены в исполнение принудительно, однако исполнительный лист выдаётся государственным судебным органом после проверки решения третейского суда на соответствие требованиям закона;
- оспорены могут быть в компетентный государственный суд (ст.34 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже», ст.40 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»). Исключение из общего правила имеет место, если в арбитражном соглашении стороны не предусмотрели, что решение третейского суда (арбитража) является окончательным (ст.40 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»);
- не создают преюдицию[47].
Необходимо отметить, что вопрос о роли судебного решения в возникновении, развитии и прекращении гражданского правоотношения до сих пор в юридической литературе не имеет единого мнения, хотя исследовали эту проблему такие видные учёные, как Гурвич М.А., Алексеев С.С., Исаков В.Б., Халфина Р.О.[48] и другие.