Файл: Понятие и виды банкротства, процедура банкротства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На данном этапе развития отечественной экономики ключевой проблемой многих организаций является эффективность их функционирования и экономический рост. Систематически анализируя финансовое состояние организации, можно установить тенденции изменения финансовых результатов деятельности, контролировать соотношение уровня финансовых показателей организации и его конкурентов, как в целях долгосрочного планирования развития, так и для принятия решений в текущем планировании. Финансовый анализ может использоваться для определения угрозы банкротства, риска вложения капитала в определенную организацию или вид деятельности. Результаты анализа могут использоваться банками для определения суммы займов, которые они могут без риска невозврата кредита предоставить той или иной организации.

Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики является одной из важнейших проблем российской экономики настоящего времени.

Особую актуальность указанная проблема приобретает вследствие роста числа преступлений в ходе реализации дел о несостоятельности и предпринимаемых попытках завладения чужим бизнесом, доведения собственного бизнеса до преднамеренного и фиктивного банкротства и т.д.

Целью исследования является изучение критериев несостоятельности предприятия. Задачи исследования:

  • изучить понятие, виды и процедуру банкротства;
  • изучить теорию ликвидации должника в РФ;
  • охарактеризовать ответственность в РФ за преднамеренное и фиктивное банкротство;
  • изучить правовую природу требования о распределении имущества ликвидированного юридического лица;
  • охарактеризовать борьбу с преднамеренным банкротством предприятий;
  • охарактеризовать проекты по улучшению регулирования банкротства в РФ.

Объектом исследования является вероятность банкротства предприятия.

Предметом исследования являются критерии банкротства (несостоятельности) предприятия.

Теоретическую базу исследования составила литература по теме исследования. Нормативную базу исследования составило законодательство РФ, в частности, Федеральный закон № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Банкротство и его особенности в РФ

Понятие и виды банкротства, процедура банкротства

Банкротство – признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

Неправомерное банкротство, согласно Уголовного кодекса РФ (УК РФ)[1], подразделяется на преднамеренное и фиктивное. Оба типа банкротств несут крупный ущерб и совершаются с умыслом.

Существует множество способов совершения неправомерных действий при банкротстве, одним из которых, как раз таки и является фальсификация финансовой документации, с помощью которой организация может скрыть обязательства и расходы, занизить выручку, неправильно оценить активы[2].

Различают две категории банкротства: объективное и необъективное. К необъективному банкротству относятся «фиктивное» и «преднамеренное».

Согласно ст. 197 УК РФ под фиктивным банкротством понимается заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности.

Ст. 196 УК РФ дает определение преднамеренного банкротства. В соответствии со ст. 196 УК РФ под преднамеренным банкротством понимается совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедура банкротства урегулирована Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»[3] и включается в себя пять этапов: наблюдение, внешний контроль, финансовое оздоровление, конкурсное производство и мировое соглашение.

1. Наблюдение – первая стадия процедуры банкротства.

Главой 4 закона «О банкротстве» закреплена необходимость проведения надзора. Процедура наблюдения при банкротстве устанавливается на срок до 7 месяцев. К главным целям надзора относят:


  • анализ, оценку и поиск способов сохранения финансовых активов «проблемного» субъекта;
  • проведение первого собрания кредиторов;
  • составление реестра требований кредиторов к неплатежеспособному субъекту.

На данной стадии появляется лицо, уполномоченное контролировать деятельность должника – временный управляющий. Именно на основе составленного им отчета о финансовом состоянии предприятия арбитражный суд принимает решение о прекращении процедуры банкротства (должник признается платежеспособным) или необходимости наступления стадии внешнего управления.

2. Финансовое оздоровление как процедура банкротства.

Процедура финансового оздоровления – это процесс удовлетворения финансовых требований кредиторов и возвращение должнику статуса платежеспособного. Этот этап, согласно закону «О банкротстве», может длиться до 2 лет. На этой стадии процедура банкротства заключается в следующем: рис. 1 Приложения 1.

3. Внешнее управление как альтернативный способ оздоровления предприятия. 

Внешнее управление как процедура банкротства уместна, когда существует подозрение в некомпетентности руководящих органов неплатежеспособного субъекта. В таком случае назначается внешний управляющий. Согласно общему правилу эта стадия предусмотрена только для юридических лиц, однако закон «О банкротстве» делает исключение для крупных фермерских хозяйств. Внешнее управление может устанавливаться арбитражным судом сроком до 18 месяцев с возможностью продления на 6 месяцев.

4. Конкурсное производство – этап реализации средств должника на публичных торгах. 

Конкурсное производство  как процедура банкротства считается конечной обязательной стадией  банкротства. Арбитражный суд провозглашает данный этап, когда исчерпаны все возможные пути оздоровления должника. Цель такого конкурса заключается в продаже всех финансовых активов должника для удовлетворения требований кредиторов и оплаты обязательных государственных платежей. Срок данного этапа не должен превышать 1 год, а в случае необходимости может быть продлен на срок до 6 месяцев.

5. Мировое соглашение – факультативный этап процесса банкротства. 

Данная стадия может быть проведена на любом этапе процесса банкротства (наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурса). Цель мирового соглашения – достижение компромисса между кредитором и должником путем удовлетворения финансовых требований первого и возобновления платежеспособности должника[4]


Итак, процедура банкротства – это сложный и длительный процесс, суть которого заключается в максимальной защите интересов должника и кредитора. Главная задача сторон заключается в четком соблюдении всех требований и этапов, предусмотренных законом РФ «О банкротстве».

Теория ликвидации должника в РФ

В соответствии с законом банкротство ликвидируемого должника - это ситуация, ставшая неожиданностью для компании. Участники компании не знали о реальном положении дел и о недостаточности активов своего предприятия.

Согласно положениям ст. ст. 61, 62 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)[5] процедура ликвидации выглядит следующим образом:

  • общим собранием или единственным участником принимается решение о ликвидации юридического лица и назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор;
  • затем осуществляется выявление кредиторов с целью их уведомления о начале ликвидации компании, так же размещается сообщение о принятии решения о ликвидации, с целью выявления кредиторов, которые не отражены в учетах компании;
  • следующим шагом ликвидатор проводит инвентаризацию имущества должника, выявляет дебиторскую задолженность, определяет ликвидность активов и возможность их реализации;
  • далее ликвидатор принимает заявления кредиторов и формирует реестр их требований;
  • в итоге составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражается соотношение активов с размером заявленных требований.

Проанализировав экономическое положение должника, ликвидатор может прийти к выводу о невозможности расчета со всеми кредиторами, в этом случае он обязан подать в Арбитражный суд заявление о признании компании банкротом.

Таким образом, в момент обращения в суд ликвидатор имеет на руках готовый анализ финансового состояния должника, тем самым как бы проведя процедуру наблюдения, целью которой являлось выявление кредиторов и определение активов для расчета с ними.

В соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) если, должнику изначально ясно, что его активов недостаточно для расчета с кредиторами, ни о какой процедуре ликвидации речи идти не должно, он обязан подать заявление о банкротстве в общем порядке и прекратить добровольную ликвидацию.


Однако на практике все происходит иначе. Должнику достаточно формально соблюсти лишь часть условий, а именно принять решение о ликвидации, назначить ликвидатора и внести соответствующую информацию в ЕГРЮЛ.

С 1 июля 2015 года должник обязан разместить, в Едином федеральном реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – ЕФРСФДЮЛ), сообщение о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Однако, по нашему мнению, это условие является не более чем еще одной формальностью, и вот почему.

П. 4 ст. 37 закона о банкротстве давно предусматривает обязанность должника уведомить всех кредиторов, однако это условие никогда не соблюдалось и препятствием в проведении процедуры банкротства не являлось. Крайне редко кредиторы отслеживают данные в ЕФРСДЮЛ, и даже если будет, подобная публикация станет лишь сообщением, которое не позволит воспрепятствовать должнику объявить себя банкротом.

Дело в том, что к заявлению кредитора установлен ряд требований, так право требования кредитора должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Как показывает практика, должник, начинает процедуру ликвидации с последующим выходом на процедуру банкротства и конкурсного производства, не дожидаясь получения судебного акта своих кредиторов, поэтому кредиторы, могут лишь наблюдать за действиями должника, не имея возможности перехватить инициативу.

С учетом требований о размещении публикаций наиболее выигрышное положение будет сохраняться за кредитором, требование которого уже подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Так что должникам, планирующим собственное банкротство, необходимо будет обзавестись «дружественным кредитором», обладающим значительным количество голосов, с целью сохранения контроля над процедурой банкротства.

Чаще всего для суда достаточно соблюдения трех аспектов ликвидации должника: наличие решения о ликвидации; наличие решения о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора; наличие записи в ЕГРЮЛ;

Суд не принимает во внимание, что отсутствует публикация о ликвидации, с момента внесения записи в ЕГРЮЛ до подачи заявления о банкротстве прошло всего 1-2 дня, не идет речи о формировании реестра кредиторов, ни о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Такая позиция судов объясняется формулировками п. 1 ст. 224 Закона о банкротстве - «В случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом». В ст. ст. 224, 225 Закона о банкротстве содержаться так же условия о необходимости формирования ликвидационной комиссии или назначения ликвидатора. Нормы Закона о банкротстве не содержат императивных предписаний относительно условия о необходимости внесения записей в ЕГРЮЛ. Однако, в этом вопросе, судебная практика уже давно исходит из того, что верным стоит считать только запись, внесенную в Реестр. К тому же нормы ГК РФ прямо указывают на условие о достоверности для любых третьих лиц только сведений, внесенных в ЕГРЮЛ.