Файл: Теоретические основы формирования инновационных бизнес – моделей предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на влияние продолжающегося мирового экономического кризиса, с 2010 года, по данным РАВИ, общее число действующих на российском рынке фондов увеличилось более чем в полтора раза и к настоящему моменту составило 247. При этом накопленная капитализация фондов прямых и венчурных инвестиций возросла и, по имеющимся оценкам, уверенно превысила отметку 26 млрд долл.

При этом, отметим, что, несмотря на все предпринимаемые государством меры и положительные тенденции развития на рынке венчурных инвестиций, конечный результат развития компании, привлекающей для финансирования инновационной деятельности венчурный капитал, будет определяться также уровнем компетенции всех специалистов компании, принимаемыми ими решениями, а также уровнем новизны и результативностью внедряемых инноваций.

2.2 Проблемы развития малого инновационного предпринимательства и пути их решения

У отечественного малого предпринимательства в инновационной сфере, множество проблем. Это и тяжелое налоговое бремя, и давление со стороны крупных конкурентов и коррумпированных чиновников, и недостаточное финансирование.

Другой серьезной проблемой малого предпринимательства является отсутствие нормального режима кредитования. Особенно данная проблема обострилась в современных посткризисных условиях[19].

Итак, в современных условиях необходимо активное совершенствование процессов кредитования инвестиционных проектов.

Проблемы предпринимательства можно разделить на:

Кредитование:

Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками.

Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени.

Недостаточная подготовка руководителей, которые не в состоянии сформировать эффективную систему управления.

Часто препятствием для развития МСП становится отсутствие необходимой инфраструктуры.

Нехватка информации:

Несмотря на существование многих программ помощи малому предпринимательству, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным.


Несовершенство государственного и регионального регулирования, включая законодательную базу и налоговую систему:

Хотя в условиях современной экономики применяются попытки совершенствования налогообложения предпринимательства (снижение налога на прибыль до 20%, сокращение ставок по транспортному налогу и проч.) и государственного регулирования, все же, наблюдаются существенные недостатки (например, значительная волокита при уплате налогов, несоответствие законодательных актов разных уровней и проч.).

В сложившихся условиях предпринимательство сталкивается с множеством проблем, решение которых требует незамедлительных действий со стороны органов власти разных уровней. Пути совершенствования государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в будут представлены далее.

2.3 Пути совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства

Опыт экономически развитых стран мира свидетельствует о том, что инновационное развитие обеспечивается финансированием научно-технической сферы в объеме 1,5% ВВП[20]. Роль государства в обеспечении условий инновационного лидерства в настоящее время должна быть сосредоточена на трех важнейших направлениях:

  • организация инновационного финансирования;
  • регулирование финансирования инновационной деятельности;
  • обеспечение стимулирования взаимодействия в сфере финансирования НИОКР государства, корпоративного сектора и научного сообщества.

Используя опыт стран с развитым венчурным инвестированием, сформулируем основные задачи государства по созданию национальной системы венчурного инвестирования, конкретизирующие обоснованные выше основные направления ее создания.

Во-первых, формирование спроса на венчурный капитал путем содействия развитию инновационной активности малых, средних и крупных предприятий в направлении перевода их на инновационный тип развития.

Во-вторых, рост предложения венчурных инвестиций, разнообразия их источников через содействие формированию подсистемы венчурных фондов и создание условий для участия в высокорисковой инвестиционной деятельности различных фондов, банков и прочих кредитных учреждений, корпораций, страховых компаний и т.п[21].


В-третьих, обеспечение оптимального, наиболее результативного соотношения спроса и предложения венчурных инвестиций путем развития инфраструктуры высокорискового инвестирования, создания конкурентных фондовых рынков для малых растущих высокотехнологичных инновационно активных предприятий, формирования полноценного информационного обеспечения деятельности всех участников венчурного инвестирования, всех структур национальной венчурной системы, а также укрепления взаимодействия и пропорционального развития венчурного капитала и инновационного бизнеса.

В-четвертых, развитие кооперации и интеграции в научно-технической и инновационной деятельности, а также взаимодействие всех источников капитала.

Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере образован для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере;

Венчурный инновационный фонд (ВИФ);

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);

Таблица 5 - Возможности грантового финансирования малого предпринимательства

Грантодатель

Наименование мероприятия

Сроки предоставления заявок

Объем финансирования, млн. руб.

Российский Фонд Технологического развития

Оказание финансовой помощи малым инновационным предприятиям

До 14 дней

32,3

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Оказание финансовой помощи малым инновационным предприятиям

До 15 дней

15,6

Венчурный инновационный фонд

Оказание финансовой помощи венчурному бизнесу

До 20 дней

13,6

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)

Оказание финансовой помощи малым инновационным предприятиям

10-30 дней

10,7

Свердловский областной фонд

Оказание финансовой помощи малым инновационным предприятиям

10-20 дней

5,3

Фонд «Агат»

Оказание финансовой помощи малым инновационным предприятиям

7-10 дней

2,8

Для того, чтобы обеспечить формирование более эффективной системы государственного регулирования малого предпринимательства области, можно предложить совершенствовать систему государственного контроля за предпринимательской деятельностью.

Государственное регулирование и контроль предпринимательской деятельности необходимы в современных условиях, поскольку предпринимательская деятельность оказывает значительное положительное влияние на рост экономики страны.[22]


Различают следующие способы обеспечения законности:

1) контроль;

2) надзор;

3) контрольно-надзорная деятельность.

Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией и рассматривается как функция государственного управления, как определенный этап (стадия) в управленческом цикле, как способ обеспечения законности.

Понятие контроля как одной из функций государства представлено на Рисунке 3.

Рисунок 3- Понятие контроля как одной из функций государства

Формирование эффективной системы государственного контроля и муниципального контроля предпринимательской деятельности будет способствовать росту их конкурентоспособности.

Важно отметить, что закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности и сформированная система контроля[23].

Для того, чтобы малое предпринимательство функционировало более эффективно, можно предложить формирование системы контроля на региональном уровне на основе создания соответствующей нормативной базы.

Определим собственные рекомендации совершенствования системы государственного регулирования малого бизнеса в : необходима ориентация на решение снижение следующих направлений:

1. Снижение налоговой нагрузки на малый бизнес и предоставление льгот (возможно, введение льготного налогообложения в первый год существования фирмы):

Представим предполагаемую схему уплаты налогов для малых предприятий (Рисунок 4).

Чистая прибыль малого предприятия области

Ставка льготного налогообложения 10% от величины чистой прибыли

Рисунок 4 - Предлагаемая схема льготного налогообложения для малого предпринимательства

Предполагаемая ставка налогообложения 10% позволит малым предприятиям стабилизировать свою деятельность при возможных проблемах (для многих предприятий ввиду воздействия последствий мирового финансово-экономического кризиса наблюдается спад деятельности). Указанную программу можно предложить до конца 2017 года.


Необходимо выделить сущностные характеристики эффективного госрегулирования развития малого бизнеса в аспекте предложенной рекомендации по внедрению льготного налогообложения:

Налоговые органы должны оказывать консультационную поддержку при переходе малых предприятий на льготное налогообложение по ставке 10%, предоставить полную и развернутую информацию, оказать помощь в организационных моментах.

Финансовое регулирование должно предполагать активное участие налоговых органов в формировании благоприятной налоговой среды для работы малого бизнеса.

Финансовое регулирование должно быть ориентировано на поддержку предпринимательской деятельности с применением налоговых льгот и преференций.

Совершенствование программ кредитования малого бизнеса:

Для целей совершенствования программ кредитования, в первую очередь, можно предложить совершенствовать поддержку деятельности коммерческих банков .

своих услуг программы по поддержке малого предпринимательства

В настоящее время на рынке действует более 2500 программ кредитования малого предпринимательства (в среднем банки имеют по 10-11 программ кредитования). Безусловными лидерами на рынке являются Сбербанк РФ (выдано 156 млрд. 723 млн. руб. кредитов малому предпринимательству в 2015 году) и ВТБ 24 (62 млрд 839 млн).

На долю первых тридцати банков (по объемам выданных кредитов) приходится 95,6% всей кредитов малому предпринимательству в стране за 2015 года.

Таблица 5 - Сравнительная таблица программ поддержки малого предпринимательства с наиболее выгодными процентными ставками

Банк

Ставка в руб., %

Характеристика

«Уралсиб»

12,75

Сумма кредита: от 500 тыс. до 170 млн. рублей.

Валюта кредита: рубли.

Срок кредита: от 6 до 36 месяцев.

Форма предоставления кредита: единовременный кредит, невозобновляемая кредитная линия, возобновляемая кредитная линия.

Порядок погашения кредита: аннуитетные платежи, равными долями, индивидуальный график, при ВКЛ – транши до 12 месяцев.

Отсрочка погашения основного долга: до 3 месяцев.

Обеспечение: товары в обороте, оборудование, автотранспорт, недвижимость и земельные участки, морской и речной транспорт, долговые обязательства банка; возможно 100% залогового обеспечения в виде ТМЦ.

Поручительство: обязательно собственников бизнеса – физических лиц, а также всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в группу компаний.

Траст

от 22%

Сумма от 100 000 до 1 000 000 руб.

Срок до 5 лет 

Без залога и поручителей

Промсвязьбанк

13,5%

Сумма от 100 000 до 10 000 000 руб. 
Срок от 3 до 5 лет 
Поручительство: обязательно собственников бизнеса – физических лиц, а также всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в группу компаний.

ПАО «Сбербанк России

11,2

Сумма от 100 000 до 1 000 000 руб.

Срок до 5 лет.

Поручительство: обязательно собственников бизнеса – физических лиц, а также всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в группу компаний.