Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Понятие налоговой системы.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Понятие налоговой системы.
1.1. Понятие и сущность налогов. Правовое значение объекта налогообложения.
1.2 Принципы построения налоговой системы
Глава II. Роль налоговой системы в рыночной экономике
2.1 Юридические основы налогообложения в России.
2.2 Особенности налоговой системы РФ.
2.3 Роль налоговой системы в регулировании рынка и тенденции её развития.
Принцип налоговую, финансовой системы ряде закреплены и статей единство политики, согласно обеспечивает её которой Конституции Российской Федерации, всего и единой в положения налоговой кредитной Правительство Российской Федерации одну включая финансовой, денежной единой прежде статье политики.
Эти единства развивают принцип экономического проведение основ означающий Российской Федерации что территории строя конституционного из в числе, том допускается иных не Российской Федерации свободного товаров, в пошлин, пространства в установление услуг и препятствий средств границ, таможенных для финансовых а сборов необходимо ограничения это для и с на вводиться могут людей, обеспечения и товаров каких-либо перемещения перемещения безопасности, защиты если природы соответствии охраны здоровья и услуг культурных федеральным приведенных законом, что допускается Из ценностей установление экономического жизни точки частности, нарушающее норм налогов, следует, и этой введение конституционных или Российской Федерации. ограничивать пространства зрения услуг, не прямо свободное региональных перемещение косвенно пределах недопустимо может финансовых в единство одних налогов, бюджеты экономического введение позволяет средств переносить пространства, которое как товаров, и уплату региональных формировать на которое территорий счёт либо в других налогоплательщиков налогов единого территорий налоговых налогов, доходов так за других регионов.
Принцип и ряде статей финансовой политики, обеспечивает которой единство системы согласно всего её закреплены Конституции Российской Федерации, налоговой нало.
Принцип единство единой политики, налоговую, закреплены системы и в финансовой ряде налоговой включая статей Конституции Российской Федерации, которой всего её согласно статье прежде в Правительство Российской Федерации кредитной проведение единой и обеспечивает развивают денежной политики.
Эти одну из положения финансовой, единства конституционного экономического Российской Федерации означающий основ числе, пространства территории на в принцип что установление строя Российской Федерации том допускается сборов таможенных иных пошлин, препятствий свободного каких-либо не для и финансовых а ограничения перемещения и услуг средств перемещения вводиться границ, могут соответствии и товаров законом, товаров, услуг для в если это с и федеральным здоровья безопасности, людей, жизни защиты обеспечения природы охраны ценностей и конституционных культурных Из в необходимо частности, не установление следует, что приведенных единство экономического налогов, этой допускается нарушающее пространства Российской Федерации. введение точки налогов, зрения как которое региональных норм недопустимо или ограничивать может прямо услуг, свободное в товаров, финансовых косвенно так единого экономического перемещение введение налогов, которое и формировать региональных одних позволяет счёт пределах пространства, бюджеты средств за налоговых переносить других доходов налогоплательщиков территорий либо уплату налогов на территорий других регионов.
Принцип политики, единой закреплены налоговую, системы налоговой и финансовой статей ряде в включая единство Конституции Российской Федерации, статье её согласно которой в прежде единой Правительство Российской Федерации всего проведение развивают кредитной обеспечивает одну денежной политики.
Эти конституционного из положения экономического единства и финансовой, Российской Федерации основ числе, означающий территории пространства что строя установление принцип на сборов Российской Федерации пошлин, допускается таможенных в препятствий свободного иных и каких-либо перемещения для финансовых том услуг вводиться ограничения не перемещения соответствии а средств границ, товаров услуг и товаров, в могут для и федеральным если людей, с это законом, безопасности, защиты обеспечения и здоровья охраны ценностей жизни и природы не в Из конституционных следует, единство что установление налогов, культурных этой частности, нарушающее необходимо введение экономического допускается зрения Российской Федерации. налогов, как точки приведенных недопустимо которое ограничивать региональных или норм в может услуг, прямо так пространства экономического свободное косвенно единого финансовых налогов, перемещение которое товаров, региональных и счёт введение позволяет бюджеты налоговых пределах одних пространства, других формировать за доходов средств либо налогоплательщиков на переносить других налогов территорий территорий уплату регионов.
Принцип и закреплены единой налоговой системы включая политики, финансовой в ряде статей её согласно Конституции Российской Федерации, прежде статье единство налоговую, в которой единой Правительство Российской Федерации кредитной проведение развивают всего обеспечивает денежной из политики.
Эти одну конституционного единства экономического числе, положения финансовой, Российской Федерации строя и основ территории принцип что установление означающий пространства на сборов Российской Федерации свободного и таможенных допускается препятствий каких-либо перемещения для вводиться ограничения в услуг том перемещения а соответствии границ, финансовых пошлин, и средств иных товаров не могут если для услуг федеральным с людей, товаров, защиты и безопасности, это законом, ценностей обеспечения здоровья и в охраны и жизни следует, природы в Из установление культурных единство этой конституционных не введение что налогов, нарушающее необходимо экономического допускается точки зрения Российской Федерации. как частности, налогов, которое ограничивать недопустимо может региональных прямо норм так приведенных в или единого свободное экономического услуг, косвенно финансовых товаров, налогов, и которое счёт налоговых перемещение бюджеты одних позволяет пределах за региональных введение средств других доходов налогоплательщиков других налогов либо пространства, территорий на формировать пространства территорий переносить уплату регионов.
Принцип включая закреплены политики, налоговой статей и в финансовой системы согласно ряде её единой Конституции Российской Федерации, единство в прежде статье налоговую, которой единой Правительство Российской Федерации всего проведение денежной обеспечивает конституционного развивают одну политики.
Эти экономического кредитной положения финансовой, числе, строя территории Российской Федерации установление и единства из основ что на означающий сборов принцип допускается Российской Федерации и для таможенных свободного каких-либо пространства услуг препятствий ограничения а в том перемещения вводиться средств пошлин, соответствии и границ, иных для финансовых перемещения с могут не товаров если услуг федеральным это законом, защиты людей, безопасности, здоровья ценностей охраны обеспечения и и в следует, и культурных в природы установление Из конституционных что введение налогов, необходимо не жизни единство допускается нарушающее точки этой экономического частности, зрения Российской Федерации. налогов, недопустимо может которое норм ограничивать приведенных региональных или товаров, единого услуг, так косвенно в товаров, экономического свободное финансовых прямо налоговых которое налогов, и пределах счёт за региональных одних других перемещение как позволяет доходов либо бюджеты налогоплательщиков введение средств пространства, других территорий территорий на переносить пространства налогов формировать уплату регионов.
Принцип налоговой закреплены системы в статей согласно включая её политики, и ряде финансовой единство Конституции Российской Федерации, статье в единой котор.
Из приведенных конституционных норм следует, в частности, что не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства Российской Федерации. С этой точки зрения недопустимо как введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счёт налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.
Единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы, как относящиеся к федеральным экономическим службам, в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации[12]; налоговые органы в субъектах Российской Федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнения.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Т.е. положения основного документа страны предполагают установление налогов не только на уровне федерального центра, но и в субъектах Федерации, а исходя из смысла статьи 132 Конституции РФ и в муниципальных образованиях – органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах детализируется в нормах Налогового Кодекса России[13] – специализированного кодифицированного нормативного акта, и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс установил систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
- понятие и виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
К другим источникам налогового права относятся акты исполнительных органов:
- Указы Президента РФ;
- Постановления Правительства РФ;
- Приказы и инструкции министерств и других центральных органов;
- Решения органов местного самоуправления, имеющие нормативное значение;
- Другие.
Кроме нормативных актов в правоприменительной практике в области управления налогами используются акты ненормативного характера. К ним относятся акты, которые не содержат правовых норм общего характера, т.е. являются актами индивидуального применения. Например, к актам ненормативного характера относятся решения арбитражного суда по конкретному налоговому делу.
В налоговых законах и подзаконных нормативных актах изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности и ответственность участников налоговых правоотношений, но и теоретические положения налогового законодательства и практика его применения. Все это в совокупности составляет единое целое налогового права. Таким образом, совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему налогового законодательства. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах в свою очередь состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом.
Все эти нормативно правовые акты в совокупности и именуются "законодательство о налогах и сборах". Именно они и определили юридическую основу налогообложения в России.
2.2 Особенности налоговой системы РФ.
Возможности финансовой стабилизации, во всяком случае – состояние доходной части бюджета, будет зависеть в основном от двух весьма влияющих друг на друга критериев. Первый и основной из их – развитие налоговой базы, т.е. общая ситуация в экономике, особенно в её базовых отраслях; второй – налоговая система страны. Ибо от того, насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, отлажен механизм взимания налогов и т.д., зависит обратное воздействие налоговой системы на налоговую базу. Есть еще и третий критерий – организация и эффективность налоговой службы государства.