Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Сущность и регулирование аудиторской деятельности.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях рыночных отношений аудиторская деятельность имеет большое значение в развитии экономики. Она способствует прозрачности экономического оборота и создания условий для выявления резервов роста производительности труда, повышения прибыли и конкурентоспособности предприятий любой отрасли.

Сегодня в России наблюдается тенденция уменьшения числа субъектов аудиторской деятельности и соответственно объёмах аудиторских услуг. Одной из причин уменьшения числа субъектов аудиторской деятельности является низкий уровень государственного регулирования указанной деятельности. Ее осуществление в настоящее время сопровождается большим количеством проблем и недостатков, вытекающих из пробелов и неудачных положений действующего законодательства.

Отмеченные аспекты обусловили актуальность темы исследования и необходимость сосредоточиться, в первую очередь, на проблемах правового регулирования аудиторской деятельности и предложениях по ее совершенствованию.

Объектом исследования данной работы выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением аудиторской деятельности. Предмет исследования – нормы законодательства. регулирующие аудиторскую деятельность, а также положения юридической науки, посвященные проблемам современной аудиторской деятельности.

Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть понятие, содержание аудиторской деятельности, а также ее проблемы и перспективы развития. Задачи курсовой работы вытекают из ее цели и состоят в следующем:

- раскрыть понятие аудита и аудиторской деятельности;

- охарактеризовать особенности правового регулирования аудиторской деятельности в современной России;

- исследовать особенности саморегулирования аудиторов;

- проанализировать проблемы, связанные с низким уровнем развития российского рынка аудиторских услуг;

- сформулировать выводы по результатам проведенных исследований.

Для написания курсовой работы были использованы следующие источники:

- нормативно-правовые акты, среди которых важнейшее значение имеет Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции от 03.07.2016);

- учебники по предпринимательскому праву и научные статьи, в частности таких авторов, как Е.В. Анохова, Л.И. Булгакова, Ю.А. Данилевский, И.В. Макарова, А.В. Турбанов, Г.А. Шакирова и др.

Методы исследования. В настоящем исследовании были использованы как общенаучные методы (анализ и синтез, моделирование, исторический и системный подходы), так и частно-научные методы (формально-юридический при анализе положений действующего законодательства, сравнительно-правовой при сопоставлении норм зарубежного и российского права).


Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения можно использовать как основу для написания выпускной квалификационной работы, научных статей и рефератов по теме аудиторской деятельности. Особую ценность исследованию придает то, что в ней рассматриваются проблемные аспекты аудиторской деятельности, предлагаются решения по ним.

Структура работы соответствует требованиям по написанию курсовых работ. Исследование состоит из содержания, введения, двух глав, составляющих основную часть работы и разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Сущность и регулирование аудиторской деятельности

1.1. Понятие и содержание аудиторской деятельности

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. Как отмечает Г.А. Шакирова, необходимость аудиторского контроля основана на том, что непосредственно государство, администрация предприятия и их владельцы заинтересованы в правильности ведения учета и составления отчетности[1].

Аудиторская деятельность – это вид деятельности, который различным образом рассматривается законодательством и наукой. При этом отдельные отрасли научного знания также предполагают различные подходы к данному явлению.

Если рассматривать аудиторскую деятельность как экономико-правовую категорию, то с экономической точки зрения, аудит представляет собой особую организационную форму контроля, которая составляет одну из функций управления. Экономическая сущность аудиторской деятельности раскрывается через ее учетные и контрольные функции и отражается в качестве подтверждения факта достоверности отчетов по результатам проверки хозяйственно-финансовой деятельности проверяемого субъекта, оказание консультаций по вопросам управления, с целью повышения эффективности системы управления хозяйствующим субъектом. Аудиторская деятельность включает в себя две группы юридических и фактических действий: собственно аудит и сопутствующие аудиту услуги (см. приложение 1).[2]


Если же рассматривать аудит как правовую категорию с юридической точки зрения, то аудит это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере аудиторской деятельности. Эта совокупность норм в свою очередь образует самостоятельный, комплексный правовой институт, в котором гармонично сочетаются частно-правовые и публично-правовые начала.[3] Однако основа данного института - гражданско-правовые нормы.

Необходимо обратить внимание на то что, законодательные акты утвержденные на ранних этапах становления аудита в России отождествляли понятия «аудиторская деятельность» и «аудит». Понятие «аудит» уже, чем «аудиторская деятельность». Аудиторская деятельность включает в себя не только проведение аудита, но и оказание сопутствующих аудиту услуг.

Авторы фундаментального учебника американские специалисты Э.А. Аренс и Дж. К. Лоббек приводят следующее определение: «Аудит - это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям».[4]

В соответствии с последней редакцией Закона РФ № 403-03 от 01.12.2014 «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.[5] К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности. Учитывая данное определение необходимо отметить, что в российском законодательстве на настоящий момент, в отличие от Закона РФ № 119-ФЗ от 7 августа 2001г. «Об аудиторской деятельности»[6] установлено соотношение понятий «аудита» и «аудиторской деятельности». Более того, «аудиторская деятельность» включает как проведение аудита, так и оказание сопутствующих ему услуг.

При этом некоторые ученые не разделяют понятия аудита и аудиторской деятельности. Так, российский ученый Л.И. Булгакова предлагает под аудитом в узком смысле понимать вид предпринимательства, профессиональную деятельность аудиторских организаций, созданных в качестве осуществляющих коммерческую деятельность юридических лиц, а так же граждан - индивидуальных аудиторов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в установленном законом порядке.[7] Однако некоторые ученые, например, Данилевский Ю.А., считают, что аудиторская деятельность - это «деятельность аудиторских фирм (аудиторов) по осуществлению аудиторских проверок (аудита) и оказанию иных, сопутствующих аудиту услуг», разграничивают понятия аудита и аудиторской деятельности.[8]


Прежде чем определить, что же такое аудиторская деятельность предварительно необходимо понять значение таких понятий, как «аудит», «услуги, сопутствующие аудиту» и о тождественности данных понятий понятию «аудиторская деятельность».

В соответствии с законом РФ «Об аудиторской деятельности» аудит - это независимая: проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Если понятие «аудита» рассматривается вне зависимости от понятия аудиторской деятельности, то оно неоднозначно определяется и оценивается в современной правовой науке.

Под термином «аудит» часто понимается «независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия, проводимая квалифицированными специалистами (аудиторами)».[9]

В соответствии с глоссарием международных терминов контроля «audit» - это обзор деятельности и операций организации для того, что бы убедиться, что они выполняются в соответствии; с утвержденными целями, бюджетом, правилами и стандартами.[10]

Необходимостью такого обзора является периодическое выявление отклонений, которые в процессе становления аудита требуют корректирующих действий. Английские ученые, например, Р. Адамс, определяют аудит как «независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом».[11]

Учитывая вышеизложенное, можно обратить внимание на то, что термин аудит значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Особенность аудита как одной из формы контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей а, учитывая потребности сегодняшнего клиента, разрабатывает для него предложения по оптимизации хозяйственной деятельности, которые позволят рационально расходовать средства, что должно в итоге привести к увеличению прибыли. Также следует отметить, что аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса, путем выявления его слабых сторон и назначения рекомендаций по их устранению.

1.2. Правовое регулирование аудиторской деятельности в России


В настоящее время аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 307-Ф3)[12], от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон № 315-Ф3)[13] и иными нормативно-правовыми актами, которые сформировали современные архитектуру и модель управления, базирующиеся на сочетании государственного и профессионального регулирования. Принятие Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 403-Ф3 (далее - Закон № 403-ФЗ)[14] отражает новые видение и подход государства к регулированию деятельности аудиторского сообщества.

Функции государственного регулятора аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России). Согласно ст. 15 Закона № 307-Ф3 к числу функций Минфина России применительно к аудиторской деятельности относятся:

- выработка государственной политики в данной сфере;

- нормативно-правовое регулирование;

- ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов (далее - СРОА) и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

- анализ состояния рынка аудиторских услуг в России.

Для обеспечения интересов аудиторской профессии при Минфине России создан Совет по аудиторской деятельности. Закон № 307-ФЗ впервые определил количественный состав Совета, включающий 16 членов, и четко зафиксировал порядок их ротации. В состав Совета входят 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, два представителя Минфина России и по одному представителю от Банка России и минэкономразвития России, а также два представителя от СРОА.

Функции СРОА обширны и многообразны. Они должны представлять интересы профессионального сообщества; готовить предложения по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности; проводить профессиональную общественную экспертизу международных стандартов финансовой отчетности (мСФО); осуществлять контроль соблюдения членами профессионального сообщества действующих в области бухгалтерского учета и аудита стандартов и т. д. Анализ предоставленных полномочий и распределения функций между органами управления аудиторской деятельностью позволяет говорить о том, что в целом создана основа для профессионального осуществления и развития аудита с соблюдением принципа его независимости. Вместе с тем очевидно, что указанный выше подход к формированию состава Совета отражает явный дисбаланс: численность представителей пользователей (потребителей аудиторских услуг) и государства в семь раз превышает число представителей профессии.