Файл: Индивидуальное предпринимательство (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что государственная регистрация в качестве ИП утрачивает свою силу со смертью физического лица, право на предпринимательскую деятельность по наследству не передается, наследуется только имущество предпринимателя.

Государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФНС России) и ее территориальные органы.

Отказ гражданину в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя возможен при непредоставлении им необходимых для регистрации документов или при обращении в ненадлежащий регистрирующий орган.

Государственная регистрация утрачивает силу с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо с иного момента (например, смерти, принятия судом решения о признании гражданина-предпринимателя банкротом или о принудительном прекращении его предпринимательской деятельности, вступления в силу приговора суда).

Индивидуальный предприниматель обязан платить фиксированный платёж в социальные фонды вне зависимости от дохода. В 2009 году – 7274.40 руб., в 2010 – 12002.76 руб., в 2011 – 16159.56 руб., в 2012 – 17208.25 руб., в 2013 – 35664.66 руб., в 2014 - 20727,53, в 2015 - 22261,38.

Сумму налога при упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы» (в том числе по патенту) или ЕНВД можно уменьшить на размер этого платежа, если индивидуальный предприниматель не является работодателем. Систем налогообложения четыре: три – как и у юридических лиц: УСНО («упрощёнка»), ЕНВД и ОСНО (основная), характерная для индивидуального предпринимателя учётом дохода по оплате, а НДС по методу начисления, ещё одна – характерная только для индивидуального предпринимателя: УСНО на основе патента.

Сельскохозяйственные производители (главы крестьянского (фермерского) хозяйства, являющиеся индивидуальным предпринимателем), имеют право применять единый сельскохозяйственный налог.

В России индивидуальный предприниматель на УСНО без работников представляет отчетность [16, с. 254].

Индивидуальный предприниматель имеет право выбирать и применять ту систему налогообложения, которая наилучшим образом соответствует его интересам.

Во-первых, налогообложение индивидуального предпринимателя может происходить по общей схеме (ОСН), по какой работают предприятия - юридические лица.

Во-вторых, его могут перевести на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), и этот переход не является добровольным.


В-третьих, если позволяет размер прибыли, ИЧП могут применить упрощенную систему обложения налогами (УСН), в рамках которой выбрать объект налогообложения: доходы, доход минус расход или патенты на отдельные виды деятельности. Наконец, если деятельность предпринимателя связана с сельскохозяйственным производством, он может применить единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) [17, с. 275].

В заключение отметим, что важной особенностью осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы.

Индивидуальный предприниматель обязан платить фиксированный платёж в социальные фонды вне зависимости от дохода. В 2009 году – 7274.40 руб., в 2010 – 12002.76 руб., в 2011 – 16159.56 руб., в 2012 – 17208.25 руб., в 2013 – 35664.66 руб., в 2014 - 20727,53, в 2015 - 22261,38.

2.2 Особенности правового статуса и налогообложения
индивидуального предпринимателя

в Республике Крым и городе Севастополь

Обращаясь к особенностям налогообложения индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации, в частности в новых субеъктах Российской Федерации – Республике Крым и города Севастополь, отметим следующее.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [2] Республика Крым и город федерального значения Севастополь приняты в состав Российской Федерации.

Статьей 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и г. Севастополя с 1 января 2015 года.


До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и г. Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулировались нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

При этом согласно пункту 1 Положения «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период», утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. № 2010-6/14, отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения на территории Республики Крым регулируются до 1 января 2015 года в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено указанным положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.

В соответствии с пунктом 13 Положения «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период» предусматривается, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной пошлины на территории Республики Крым применяется в отношении:

- юридических лиц, местом нахождения которых является территория Республики Крым, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым, сведения о которых внесены соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – со дня внесения сведений в указанные государственные реестры;

- филиалов и представительств российских организаций, созданных на территории Республики Крым, – со дня внесения сведений об их создании в Единый государственный реестр юридических лиц;


- иных обособленных подразделений российских организаций, а также обособленных подразделений иностранных организаций, созданных на территории Республики Крым после 18 марта 2014 года, – со дня создания обособленного подразделения.

Аналогичные положения содержатся в статьях 1 и 18 Закона города Севастополь от 18 апреля 2014 г. № 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период».

На период 2015-2016 годов на территории г. Севастополя и Республики Крым установлены льготные налоговые ставки для малых и средних предприятий:

- патентная система налогообложения – 1 %;

- единый сельскохозяйственный налог – 0,5 %;

- налог на прибыль организаций – 6 %;

- налог, уплачиваемый при применении упрощённой системы налогообложения (с объектом налогообложения «доходы» – 3 %, с объектом налогообложения «доходы – расходы» – 7 %).

Кроме того, введена в действие система налоговых преференций для участников свободной экономической зоны Республики Крым:

- На 10 лет устанавливается нулевая ставка налога на прибыль в части, подлежащий зачислению в федеральный бюджет. Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополь может устанавливаться пониженная ставка налога, зачисляемого в бюджеты субъектов, но не выше 13,5%. Данные ставки применяются при условии ведения налогоплательщиками раздельного учёта доходов (расходов) от деятельности, осуществляемой в качестве участника свободной экономической зоны, и доходов (расходов) от иной деятельности.

- Освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет (с момента регистрации).

- Освобождение от уплаты земельного налога на 3 года (с момента приобретения права собственности).

- Возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств.

- Пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 %, из них в Пенсионный фонд – 6 %, в Фонд социального страхования – 1,5 %, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,1 % (в Российской Федерации в среднем составляет 30-34 %). Данная льгота будет применяться только для тех участников, кто зарегистрировался в первые три года.

Пунктом 10 Положения «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период», утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. № 2010-6/14, предусмотрено, что отчетность по налогам, сборам, взносу на общеобязательное государственное социальное страхование заполняется в рублях.


В 2014 году Республика Крым и г. Севастополь были полноправными участниками программы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

Порядок прекращения деятельности частным предпринимателем, ранее зарегистрированным на территории Украины, законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

Для осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица в иных субъектах Российской Федерации вышеуказанным физическим лицам необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом наличие у физического лица статуса предпринимателя, полученного по законодательству, действовавшему на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации указанных субъектов, не является ограничением для регистрации такого физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2014 г. № 1261-ст срок действия ОКВЭД ОК 029-2001 продлен до 1 января 2016 г.

Учитывая изложенное, организации, созданные на территории Республики Крым и города Севастополь в период после принятия этих территорий в состав Российской Федерации, применяют российское налоговое законодательство.

В заключение отметим, что статьей 15 ФКЗ от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и г. Севастополя с 1 января 2015 года.

Согласно пункту 1 Положения «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период», утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. № 2010-6/14, отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения на территории Республики Крым регулируются до 1 января 2015 года в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено указанным положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.