Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами (ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО,  КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

1.1. Зарождение и возникновение института опеки и попечительства в России

1.2. Понятие, субъекты, формы и виды опеки и попечительства

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОПЕКЕ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ В РОССИИ

2.1. Нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и деятельность органов опеки и попечительства в России

2.2. Правовой статус опекунов и попечителей в России

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ОТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОБЛАСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

3.1. Судебные разбирательства по проблемам сиротства и усыновления

3.2. Типовые судебные разбирательства по вопросам установления и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними и совершеннолетними недееспособными гражданами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В XX веке в России произошли кардинальные изменения в социально-экономическом строе. Отказ от идеологии социализма повлек за собой изменение положения личности в обществе. С одной стороны, человек стал более свободным, но с другой - социальная забота о личности значительно снизилась. Одной из форм социальной заботы о гражданах, особо нуждающихся в ней, является установление опеки или попечительства.

Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность, проявлением которой стало принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также обзора практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 2011 года. Основной целью совершенствования традиционной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание.

Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - предоставляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан.

Потребность в принятии закона об опеке и попечительстве была обусловлена необходимостью не только введения новых правил правовой регламентации соответствующих отношений, но и унификации в этой части законодательных актов субъектов РФ. Внедрение на уровне субъектов иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, породило противоречия в правовом регулировании схожих форм воспитания детей либо наоборот, формальное дублирование законов.

Принятие специального закона позволило разрешить множество вопросов, но многие новеллы и механизм их реализации нуждаются в теоретическом осмыслении.

Применение различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, создало условия для формирования самостоятельных правоотношений между ребенком и лицами, принявшими на себя обязательства по его воспитанию. Наиболее похожей на опеку и попечительство является приемная семья, которая ранее действовавшим законодательством признавалась отдельной формой воспитания детей. На идентичность соответствующих правоотношений неоднократно обращалось внимание в науке семейного права.


Признание опеки и попечительства в качестве основной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а приемной и патронатной семей - ее разновидностями обусловило необходимость исследования новых положений законодательства с целью определения степени их эффективности.

Вопрос о правовой природе опеки и попечительства периодически подвергается исследованию в науке гражданского права. При этом объектом внимания выступают различные аспекты правовой регламентации соответствующих отношений: правовое положение опекуна (попечителя) и подопечных; обеспечение имущественных прав и интересов лиц, находящихся под опекой (попечительством); порядок установления и прекращения правоотношений по опеке (попечительству).

Обращение к правовой природе опеки и попечительства на современном этапе развития законодательства дает основание для выводов об изменении вектора в развитии данного правового института. Длительное время опека и попечительство как институт занимали самостоятельное место и в гражданском, и в семейном законодательстве.

Цели и задачи исследования.

Целью работы являются - исследование правовой природы опеки и попечительства; определение отраслевой принадлежности института опеки и попечительства в системе права и в системе законодательства; выявление и обоснование специфики правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми; выявление существующих проблем в организации системы опеки и попечительства; научное обоснование перспектив развития института опеки и попечительства.

Задачи исследования:

- рассмотреть опеку и попечительство, как правовой институт его зарождение и возникновение в России;

- раскрыть понятие, субъекты, формы и виды опеки и попечительства;

- исследовать законодательное регулирование отношений возникающих при опеке или попечительстве в России;

- выявить проблемы судебного регулирования на отношения, возникающие в области опеки и попечительства в России.

Предметом исследования составляют нормы российского законодательства различной отраслевой принадлежности, определяющие основания возникновения и прекращения правоотношений по опеке (попечительству) над несовершеннолетними, содержание и специфику названных правоотношений.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при установлении и осуществлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми.

Методологическую основу исследования составили историко-правовой, анализ и изучение научной литературы, как метод познания науки гражданского права, а также практики применения опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.


ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО,  КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

1.1. Зарождение и возникновение
института опеки и попечительства в России

Прежде чем перейти к изучению общей характеристики исследуемого нами института, в том числе: понятие, субъекты, формы и виды опеки и попечительства, обратимся к выявлению становления и развития института опеки и попечительства в России.

Так, институт опеки и попечительства в российском семейном праве возник как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный институт в российском законодательстве прошел сложный путь становления и развития. Основная цель этого института - содержание, воспитание, образование, защита прав и интересов детей.

Первые сведения о законодательном закреплении института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми встречаются в «Русской Правде», по которой, опека устанавливалась тогда, когда малолетний ребенок оставался без родителей или без отца, а мать повторно вступала в брак. Если мать в новый брак не вступала, то воспитывала и содержала своих детей, которые подчинялись ее воле.

До 1917 г. в российском праве существовало два способа назначения опекунов и попечителей - по завещанию и по назначению. Так, Р.Л. Музрин вполне обоснованно считает, что и в современном праве вполне жизнеспособны оказались бы нормы, позволяющие родителям на случай своей смерти назначить ребенку опекуна или попечителя, сделав это в завещании или в заявлении, адресованном органу опеки и попечительства[1]. В тоже время, Л.Ю. Михеева, поддерживая данную позицию, предлагает что, необходимо дополнить часть третью Гражданского кодекса РФ[2] (далее - ГК РФ) статьей «Завещательное назначение опекуна»[3].

Так, в Соборном Уложении 1649 г. права опекуна и подопечного по сравнению с предыдущим законодательством были расширены, но само понятие опеки как правового отношения не было регламентировано. Соборное Уложение устанавливало предельный возраст подопечного (15 лет), что признавалось достижением совершеннолетия и его право обратиться с жалобой в суд, если опекун ущемляет его интересы[4].


Со времен Петра I на основании Указа о единонаследии 1714 г. и инструкции 1724 г. устанавливалась единая законная опека, которая принадлежала наследнику в недвижимом имуществе и осуществлялась государством.

Значительным шагом в законодательном регулировании института опеки явилось учреждение сословных учреждений для осуществления опекунской деятельности при Екатерине II. Так, по закону 1775 г. были созданы дворянская опека, сиротский суд и другие органы. Опекуны ежегодно давали отчеты Дворянской опеке, которая подчинялась Верховному земскому суду. По этому закону опекун осуществлял свою обязанность возмездно, имея право на 5 % от доходов малолетнего, полученных в результате хозяйственной деятельности, на него возлагался учет приходов и расходов средств опекаемого в специальных книгах.

До 1775 г. в отечественном праве долгое время существовала только опека, под которой понималось «установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены, взамен власти родителя, отца». В то же время по римскому праву различалась tutela (опека) и cura (попечительство). Попечительство длилось от совершеннолетия лица до достижения им 25 лет.

Третий способ устанавливания опеки над несовершеннолетним состоял в назначении опекуна компетентными органами. Опекунами могли быть как родственники, так и посторонние люди. В юридической литературе конца XIX - начала XX в. нет единого мнения по вопросу преимущества определенной категории лиц, назначаемых опекунами.

Новацией явилось осуществление опеки над малолетними до достижения ими совершеннолетия (21 г.), а также отобрание детей от порочных родителей для помещения их на воспитание в добропорядочную семью, приют или иное соответствующее учреждение. Проект принят не был, а, следовательно, он не оказал влияния на формирование института опеки и попечительства над несовершеннолетними в России.

В начале XX в. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что отличие опеки и попечительства состоит в объеме дееспособности подопечных[5], а В.И. Синайский указывал на то, что «... идея попечительства, несомненно, уже идеи опеки»[6]. Налицо значительное сходство правил об опеке и попечительстве над несовершеннолетними по действующему ГК РФ с положениями российского законодательства конца XIX - начала XX в. с одной только разницей - в начале XX в. лицо находилось под опекой до 17, а не до 14 лет.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что потребность развернутого правового регулирования отношений, связанных с опекой и попечительством над несовершеннолетними, породила существование целого института, история развития которого позволяет прийти к следующим выводам.


Институт опеки и попечительства, имеет глубокие корни в своем становлении и развитии, что отражено в закреплении исследуемых правоотношений в таких источниках права, как: Русская правда, княжеский и царский судебники 1497 и 1550 гг. соответственно, Соборное уложение 1649 г., указы Петра великого, Свод законов Российской империи 1832 г., а также кодифицированное советское гражданское и семейное законодательство.

В дореволюционной России долгое время существовала только опека, под которой понималось «установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены, взамен власти родителя, отца».

Значительным шагом в законодательном регулировании института опеки явилось учреждение сословных учреждений для осуществления опекунской деятельности при Екатерине II.

Процесс становления института опеки и попечительства в России фактически завершился в XIX в. Основания и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, оставались неизменными вплоть до 1917 г. Очередная и последняя попытка реформирования опекунского права была предпринята в 1915 г. Межведомственным совещанием под председательством министра юстиции И.Е. Ильяшенко, которая закончилась разработкой нового проекта опекунского устава. По проекту высшими опекунскими начальниками становились участковые мировые суды, а в качестве высших опекунских установлений - съезды мировых судей.

1.2. Понятие, субъекты, формы и виды опеки и попечительства

Рассмотрев зарождение и развитие института опеки и попечительства в отечественном законодательстве, обратимся непосредственно к изучению общей характеристике исследуемого нами института, в том числе определению понятийной составляющей, субъектов, формы и видов опеки и попечительства.

Так, опека и попечительство устанавливаются, прежде всего, для обеспечения оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей либо не имеющих нормальных условий для воспитания в семье. Эти отношения изучаются наукой семейного права.

Вместе с тем многие правила об опеке и попечительстве носят гражданско-правовой характер, поскольку этот институт служит и цели защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также недееспособных лиц и лиц с неполной дееспособностью либо дееспособных, но по состоянию здоровья не имеющих возможности самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности[7]. Посредством гражданско-правовых норм регулируются отношения по опеке над имуществом умершего гражданина или признанного безвестно отсутствующим.