Файл: Управление формированием затрат на предприятии (Теоретические особенности управления затратами на предприятии.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
Рассмотрим исчисление фактической себестоимости одного декалитра спирта в ООО «Золотой Велес» за декабрь 2013 года.
За отчетный месяц было произведено следующее количество спирта: сорт Люкс — 12750 дал, ректификат высшей очистки — 14970 дал. Кроме того, 237 дал спирта ректификата высшей очистки было выделено из водно-спиртовых растворов, поступивших для переработки из цеха производства водки. В процессе переработки сырья получили также 1193 дал эфироальдегидной фракции и сивушных масел и 3469 т барды.
Расчет фактической себестоимости спирта включает следующие этапы.
1. Определение фактического объема спирта, произведенного за месяц:
12750 + 14970 + 237 = 27957 дал.
2. Исчисление совокупной суммы производственных затрат за месяц. В ее состав включаются прямые материальные затраты (7819574 руб.), стоимость спирта, поступившего из цеха производства водки (77140 руб.), прямые затраты на оплату труда с отчислениями на социальное и медицинское страхование (473543 руб.), и косвенные производственные затраты (1803305 руб.). Таким образом, сумма фактических затрат на производство спирта составила за месяц 10173562 руб.
3. Распределение затрат по сортам спирта. Для этого используются следующие коэффициенты: 0,95 – для первого сорта; 1,0 – для ректификата высшей очистки; 1,3 – для сорта Люкс. Значения этих коэффициентов не базируются на технологических особенностях производства, а рассчитаны исходя из потребительского спроса на тот или иной сорт спирта за истекший месяц. Поэтому величина коэффициентов в течение года колеблется.
Таким образом, суммы распределенных затрат составили:
— по спирту Экстра: 10173562/(53224,5*1+44625*1,3)*53224,5*1 = 4867828 руб.
— по спирту Люкс: 10173562/(53224,5*1+44625*1,3)* 44625*1,3 = 5304684 руб.
4. Определение фактической себестоимости одного декалитра каждого сорта спирта.
Для этого сумму фактических производственных затрат по тому или иному сорту спирта делят на фактический объем произведенного спирта. Таким образом, себестоимость одного декалитра составила: для спирта ректификата высшей очистки — 319,8 руб. (4867828/53224,5), а для спирта сорта Люкс — 421,72 руб. (5304684/44625).
Как видно из приведенного выше примера, фактический объем спирта состоит из спирта, выработанного из зерна, и спирта, переданного в виде водно-спиртовых растворов, поступивших для переработки из цеха производства водки.
В состав фактических производственных затрат включена стоимость спирта, переданного в виде водно-спиртовых растворов. Такой подход является дискуссионным, так как не позволяет достоверно определить объем выпущенного спирта и суммы производственных затрат, связанных с производством спирта из зерна. Кроме того, из общей суммы производственных затрат не исключены затраты, связанные с получением эфироальдегидной фракции, сивушных масел и барды, а также сверхнормативные потери сырья в производстве.
В результате необоснованно завышается сумма производственных затрат на основной продукт (спирт). Другой недостаток заключается в том, что коэффициенты распределения затрат по сортам спирта не увязаны с технологическими особенностями их производства, вследствие чего не способствуют достоверному исчислению себестоимости одного декалитра спирта.
Глава 3 Управление затратами в ООО Золотой Велес» с помощью планирования затрат
Информация о затратах и себестоимости продукции не отличается оперативностью и полезностью. Кроме того, она не информативна, и поступает к руководителям подразделений лишь после окончания отчетного периода, вследствие чего не способствует принятию оптимальных решений по управлению затратами.
Так, в автомобильном секторе давно развита возможность 3D-осмотра автомобиля. Мебельные интернет-магазины предоставляют возможность on-line проектирования мебели и калькуляции ее расчета, дизайнерские агентства предлагают возможность по самостоятельному созданию предварительного макета дизайнерского решения интерьера. С изобретение виртуальной реальности возможности разработки уникальных рекламных технологий еще более расширятся. Итак, в сети Интернет можно применять такие технологии рекламы, которые будут качественно отличаться от привычных рекламных технологий. Во многом интернет-реклама более эффективна, чем классическая реклама, т.к. дает больше возможности манипулирования общественным мнением и сознанием потребителя – с помощью вирусных роликов, интерактивных элементов, интегрированности в пространство социальных сетей и других возможностей. Интернет-реклама даже может не содержать прямой информации о продукте – это может быть анимированное интерактивное изображение, которое просто привлекает внимание и заставляет сделать клик-переход. Также как отмечено у И. Успенского, в Интернете распространено такое явление, как использование зонтичного брендирования, что может происходить с помощью двух основных способов. Во-первых, запрещенный согласно закону о рекламе предмет может рекламироваться с помощью других событий или товаров, при просмотре которых потребитель ассоциирует их с действительным объектом рекламы. Так, например, официально реклама крепких спиртных напитков при транслировании хоккейного или футбольного матча по телевизору запрещена, поэтому борта поля содержат рекламные логотипы «разрешенных» спонсоров, в Интернете же такого запрета нет, реклама на бортах заменяется в соответствии с оплаченным рекламным местом. [1]
Второе направление – это продвижение продукции менее крупной фирмы из-под бренда более известной и крупной организации. Итак, можно сказать о том, что Интернет-реклама – это форма предоставления и распространения рекламной информации в сети интернет, которая несет в себе цель донесения информации о преимуществах организации, ее бренда, продукции до целевой аудитории. В основе рекламной стратегии в Интернете лежит один принцип – привлечение внимания потребителей к продукции/бренду/организации. Любая интернет-реклама, в конечном счете, призвана привести потребителя либо на сайт самой организации и ее продукции, либо на страничку, посвященную конкретной локальной рекламной акции. При формировании рекламной стратегии в первую очередь следует учитывать основные цели и задачи, которые поставлены перед организацией в начале формирования рекламной стратегии – чему она будет посвящена. При оценке финансовой стороны формирования рекламной стратегии особенность сети Интернет как рекламной площадки в том, что аудитория сети очень обширна и разнообразна – и выбор технологий рекламы будет в основном зависеть от целевой аудитории, а, в свою очередь, от рекламной технологии будет зависеть ее стоимость. Так, при рекламе в соцсетях организации платят либо за клик, либо за показ рекламного объявления в ленте новостей или на местах для рекламы, при рекламе на информационных порталах производится оплата исходя из времени существования рекламы и частоты ее показа и т. п. В настоящее время наиболее распространен такой вид рекламы в сети Интернет, как баннерная реклама – рекламный макет, который в формате jpg или gif демонстрируется аудитории на базе посещаемого целевой аудиторией ресурса – социальной сети, форума, популярного блога, новостного портала, on-line СМИ и т.п. Клик по баннеру, как правило, ведет на сайт рекламодателя или продукции, или сопряженной рекламной акции.
Таким образом, предлагаемый подход к учету затрат и калькулированию себестоимости продукции это стандартный «absorption costing» на основе попроцессного метода. Для применения этого метода на предприятиях по производству спирта и ликероводочной продукции необходимо выполнить следующие требования:
— разработать нормы прямых затрат и нормативы косвенных производственных затрат на единицу продукции;
— составить гибкие сметы на основе разработанных норм и нормативов затрат по центрам ответственности;
— организовать оперативный учет, контроль и анализ отклонений от норм по статьям и видам затрат с определением причин и лиц, ответственных за эти отклонения;
— исчислять фактическую себестоимость продукции на основе предварительно рассчитанных норм затрат;
— отражать информацию о затратах и себестоимости продукции на счетах бухгалтерского учета.
3. Результаты функционирования каждого центра ответственности должны быть отражены в системе счетов посредством двойной записи. Для облегчения локализации и группировки данных о затратах и выходе продукции каждому центру ответственности необходимо присвоить код.
4. Поскольку совокупные косвенные производственные затраты подразделений основной деятельности состоят из косвенных затрат, обусловленных работой этих подразделений, и косвенных затрат, списанных при закрытии аналитических счетов вспомогательных цехов, то для увязки величины понесенных затрат со сферой ответственности руководителей спиртоцеха или водочного производства, предлагается открыть к счету «Косвенные производственные затраты» дополнительный субсчет «Косвенные производственные затраты, не контролируемые центром ответственности».
5. Для обеспечения руководителей всех уровней управления оперативной и качественной информацией для принятия обоснованных решений предлагается ввести следующие регистры:
— Смета прямых производственных затрат на планируемый выпуск продукции;
— Сводная ведомость учета затрат по технологическим потерям сырья;
— Ведомость учета и анализа отклонений материальных затрат по сырью, основным и вспомогательным материалам, энергоресурсам;
— Смета косвенных производственных затрат;
— Ведомость распределения косвенных затрат вспомогательных производств;
— Ведомость учета и контроля косвенных производственных затрат;
— Ведомость учета и анализа отклонений от норм косвенных производственных затрат.
6. Так как на исследуемых предприятиях обработка информации компьютеризирована только в части финансового учета, предлагается создать единый автоматизированный банк данных как для финансового, так и для управленческого учета. Ввиду того, что структурные подразделения размещены компактно, для целей автоматизации управления затратами рационально использовать локальные сети. Это позволит распределить технические средства и информацию по уровням управления, пользоваться единым программным обеспечением, организовать обмен информацией и результатами расчетов между подразделениями, обеспечить возможность одновременной работы нескольких пользователей с имеющимися базами данных и т. д.
Предложенный подход к организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции обеспечит разграничение затрат по центрам ответственности, более достоверное исчисление себестоимости продукции и повышение оперативности информации для принятия управленческих решений.
Применение метода «standard cost» не регламентируется централизованно, поэтому нет единого порядка определения норм и нормативов, а также ведения учетных регистров.
На практике каждое предприятие разрабатывает свою нормативную базу, исходя из потребностей текущего контроля, анализа и управления. Поэтому для внедрения этого метода на предприятиях, выпускающих спирт и ликероводочную продукцию, необходимо выполнить ряд подготовительных работ, а именно:
— рассчитать нормы расхода материальных и трудовых ресурсов на один декалитр продукции;
— определить нормативные (стандартные) цены и на их основе стандартные затраты;
— установить учетный период для оперативного контроля прямых затрат;
— составить сметы затрат на производство каждого сорта спирта и наименования ликероводочной продукции;
— выделить счета аналитического учета;
— составить классификатор причин отклонений и лиц, ответственных за их возникновение;
— разработать формы внутрипроизводственной управленческой отчетности.
При использовании метода «standard cost» отражение материальных и трудовых затрат основного производства должно осуществляться по сметным величинам, скорректированным на фактический выпуск продукции. При этом отклонения фактических затрат от сметных фиксируются с помощью бухгалтерских записей посредством дебетования или кредитования счетов, предназначенных для учета отклонений.
Неблагоприятные отклонения образуют дебетовое сальдо, поскольку они представляют собой дополнительные затраты, превышающие сметные. И наоборот, благоприятные отклонения образуют кредитовое сальдо.
Оперативный контроль использования всех видов материальных ресурсов в цехе производства водки предлагается осуществлять в традиционных регистрах с выделением в них дополнительной графы «Итого по производственному циклу». Сведения о потребленных ресурсах следует отражать как в натуральном, так и в стоимостном выражении, что позволит проводить углубленный анализ с выявлением доли влияния каждого фактора.
Проблема улучшения порядка распределения косвенных производственных затрат по центрам ответственности и видам выпускаемой продукции, а также их учета и анализа в настоящее время является актуальной. При решении данной проблемы в рамках предложенного метода «standard cost» и двухступенчатого традиционного способа их распределения целесообразно выделить следующие основные этапы: