Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации и инструмент экономического регулирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время российское налоговое право уже включает в себя общие и специальные правовые нормы, нормы-принципы, систему законодательных актов по вопросам налогообложения, а также кодификационный налоговый нормативный акт. То есть наблюдается поступательное и качественное развитие всех составляющих национального налогового права, которому присущи свой особый предмет и специфический метод правового регулирования. Думается, что формирование и развитие самостоятельных налогово-правовых институтов позволят налоговому праву занять достойное место как действительно, особой и самостоятельной подотрасли финансового права. По мнению Ю.А. Тихомирова, в перспективе налоговое право сложится как самостоятельная отрасль на базе большого количества законодательных и подзаконных актов [11, с. 335].

Система источников российского налогового законодательства имеет две особенности: качественную и количественную. С одной стороны, в настоящее время система налогового права насчитывает большое количество источников, а с другой – налоговое законодательство характеризуется нестабильностью и постоянной изменчивостью. Разрешение такой ситуации связано с возможностью внутренней систематизации налогового законодательства, происходящей путем его кодификации [5, с. 29].

Без сомнения, ныне действующее налоговое законодательство не в полной мере соответствует потребностям настоящего времени. Кроме того, несовершенство и противоречивость налоговых законов стали серьезными препятствиями для дальнейшего развития финансовых и налоговых правоотношений в стране. Не совсем обоснованно видеть в Налоговом кодексе ключ к решению всех проблем, так как большинство из них имеет не только юридическую, но и экономическую (неплатежи, характер и структура межбюджетных отношений, бюджетный дефицит), а часто и политическую природу (разграничение полномочий между федеральным центром и регионами) [8, с. 4].

Система налогового права и система налогового законодательства – это тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два сущностных аспекта одного и того же социального явления, такого как право. Законодательство только одно, хотя и очень важное проявление права. Право и законодательство соотносятся между собой как содержание и форма. Систему налогового права с его содержательной стороны можно рассматривать как внутреннее строение права, которое соответствует характеру регулируемых им общественных отношений в области налогообложения. Система налогового законодательства – внешняя сторона права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативных правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право [10, с. 102].


Вместе с тем понятие структуры системы права не может быть раскрыто с достаточной точностью и полнотой, если не рассмотреть его с позиций органического единства содержательной составляющей с внешней формой права, что и представляет собой система законодательства. Законодательство – это форма существования, прежде всего норм права, средство придания им определенности, целостности и объективности, их организации и объединения в конкретные нормативные правовые акты. Система налогового законодательства представляет собой не простую совокупность нормативных актов о налогах, это дифференцированное и структурированное расположение частей, которая основана на принципах субординации и взаимодействия всех ее компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главными из которых являются предмет правового регулирования и воля законодателя в комплексном и рациональном построении источников налогового права [6, с. 11].

Отраслевая обособленность формирует систему законодательства в целом. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Система законодательства понимается как система, как совокупность взаимосвязанного и взаимообусловленного расположения частей только потому, что оно выступает внешним выражением объективно существующей системы права [7, с. 187].

Таким образом, правовые понятия «система налогового права» и «система налогового законодательства» не тождественны и не равнозначны по своей юридической природе. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют сделать вывод об их относительной самостоятельности и обособленности. Исходным в их различии является то, что первичным элементом системы права является правовая норма, а исходным звеном системы законодательства выступает нормативный правовой акт [10, с. 104]. Нормы налогового права представляют собой своеобразный строительный материал, из которого складывается налоговое законодательство как специфическая отрасль российского законодательства.

Думается, что понятие «система законодательства» по объему представленного в нем материала шире понятия «система права», так как включает в себя положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву, например, различные программные положения, указания на цели и задачи, а также мотивы издания соответствующих нормативных актов [10, с. 105].


Внутреннее строение системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикаль структуры системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их государственного органа в системе субъектов нормотворчества. В этой связи система налогового законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым строится и федеральное, и региональное налоговое законодательство.

Развитие и совершенствование российского налогового законодательства могут осуществляться в разных направлениях, например, по пути принятия модульных налоговых законов для правового регулирования и взимания региональных и местных налогов. Однако законотворческая практика последних лет реализует иное направление развития законодательства о налогах посредством введения в действие дополнительных глав в Налоговый кодекс Российской Федерации [2]. То есть законодателем выбрано направление углубления процесса кодификации национального налогового законодательства. Так, раздел X «Местные налоги и сборы» Налогового кодекса РФ был дополнен главой 31 «Земельный налог», введенной Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ [4], и главой 32 «Налог на имущество физических лиц», введенной Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ [3] и др.

Система права носит объективный характер, но в то же время нельзя отрицать влияние субъективных факторов в этой сфере. Система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору, что во многом зависит как от воли законодателя, так и от сложившейся экономической и политической конъюнктуры. Объективность системы налогового права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений, которые складываются в области налогообложения. Субъективный характер налогового законодательства можно рассматривать как относительный, так как он тоже в известной степени определяется рядом объективных социально-экономических процессов, которые складываются в обществе. Итак, необходимость проведения различий между понятиями «система налогового права» и «система налогового законодательства» продиктована потребностями систематизации российского законодательства в области налогообложения, то есть деятельностью государственных органов, которая направлена на упорядочение законодательства о налогах, приведение его в стройную, логическую и эффективную систему. Установление оптимального соотношения между системой налогового права и системой налогового законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Ее надлежащее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности нормативных актов в области налогообложения, их согласованность и правильное правоприменение.


Таким образом, по результатам первой главы исследования можно сказать, что налоговая система это целый комплекс правовых и организационных баз, формирующих налоговую политику государства. В свою очередь, налоговая политика обеспечивает сбор необходимых средств в пользу государства и формирует финансовые ресурсы, необходимые стране для обеспечения экономического развития и которые впоследствии могут быть перераспределены в различные отрасли народного хозяйства и различным слоям населения.

2. Оценка реального состояния и перспективы совершенствования налоговой системы РФ, как факторы экономической стабилизации

2.1. Критерии эффективности налоговой системы России

В настоящее время в РФ близится к завершению масштабная налоговая реформа. В ее рамках практически завершена кодификация налогового законодательства. Налоговая система в целом упрощена, ставки основных налогов снижены, отменены индивидуальные налоговые льготы, зачеты и отсрочки, специальные соглашения с налогоплательщиками остались в прошлом.

В числе наиболее значимых решений - введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 %, отмена налога на наследование. Ставка налога на прибыль была снижена с 35 до 20 % при одновременном включении в учитываемые в целях налогообложения затраты на производство товаров (работ, услуг) практически всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков. Многочисленные же льготы по налогу на прибыль были отменены [8, с. 4].

Принято решение о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, что создает более благоприятные налоговые условия для добычи нефти на выработанных месторождениях и в труднодоступных районах. Введены специальные налоговые режимы для малого бизнеса и сельскохо-зяйственных товаропроизводителей, упорядочено взимание акцизов и государственной пошлины [15, с. 159].


Приняты решения о применении преференциальных систем налогообложения в особых экономических зонах и при осуществлении деятельности в сфере информационных технологий, а также в рамках Российского международного реестра судов [12, с. 301].

В результате принятых мер по совершенствованию налоговой системы сократились масштабы уклонения от уплаты налогов и пошлин, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, повысилась конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность.

С 2004 г. была снижена основная ставка НДС с 20 до 18 % при сохранении пониженной ставки (10 %) по социально значимым товарам и услугам, что обеспечивает снижение налогового бремени на сумму около 97 млрд руб., в том числе выигрыш на сырьевых отраслях составит 56 млрд руб., что способствует выравниванию налоговой нагрузки между отраслями экономики.

С 1 января 2008 г. введена система регистрации налогоплательщиков НДС. Создана система обязательной регистрации, в рамках которой лицам присваиваются отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, в обязательном порядке указываемые на счете-фактуре. При этом реестр плательщиков НДС будет открыт и размещен в сети Интернет. На-логовый период по НДС с 1 января 2008 г. установлен как квартал для всех налогоплательщиков.

С 1 января 2008 г. освобождены от налогообложения по налогу на прибыль организаций дивиденды, получаемые при стратегическом участии в российских или иностранных компаниях. В качестве критериев стратегического участия предлагается установить долю участия в капитале компании не менее 50 % и не менее 500 млн. руб. Ставка налога на дивиденды, выплачиваемые физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, снижена с 30 до 15 % [15, с. 160-161].

Вышеуказанные изменения свидетельствуют о воплощении на практике принципов реформирования налоговой системы. Снижение налогового бремени должно сопровождаться мерами, позволяющими увеличить фактическую собираемость налогов и перекрыть имеющиеся в законодательстве каналы ухода от налогообложения. Большое значение имеет укрепление системы налогового администрирования при безусловном соблюдении прав и законных интересов налогоплательщика.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на период 2016 и 2017 годов подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Приоритетом правительства Российской Федерации в области налоговой политики в средне- и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов [16].