Файл: Коллективизм и индивидуализм в управлении (Основные подходы к изучению индивидуализма-коллективизма в отечественной и зарубежной психологии).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗМА И ИНДИВИДУАЛИЗМА В УПРАВЛЕНИИ
1.2. Проявление атрибутов коллективизма и индивидуализма в различных сферах управления
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СТУДЕНТОВ
Однако существует ряд ценностей, которые респондентам симпатичны, хотя и не свойственны. К ним относятся терминальные ценности — уверенность в себе, активная деятельная жизнь, счастье других и инструментальные жизнерадостность, эффективность в делах, широта взглядов, образованность. С учетом вышесказанного нам представляется перспективным акцентировать внимание именно на этих качествах при формировании молодого гражданина новой России. Они не имеют ярко выраженной индивидуалистической направленности, которая, очевидно, плохо совместима с российским менталитетом. Следовательно, целью государственной молодежной политики должно являться всемерное создание условий для развития социально компетентной и активной личности, отличающейся высокой правовой культурой, владеющей востребованной профессией (что является основой уверенности в себе), обладающей широким кругозором и уважением к честному труду.
Считаем, что опора на современные исследования в области И/К позволит в дальнейшем спрогнозировать сложности студентов в период обучения в вузе и составить программы тренингов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование коллективизма и индивидуализма в управлении на материале опроса студентов 2 и 5 курсов астраханских вузов показало следующее.
Индивидуализм и коллективизм (далее – И/К) – социальные модели, определяемые особенностями взаимоотношения индивида с группой.
Оппозиция «индивидуализм-коллективизм» – мощный метод психологии личности и психологии культуры. Индивидуалистические культуры поощряют и ценят индивидуальность и уникальность человека; иерархическая власть и социальные различия здесь сведены к минимуму, провозглашается всеобщее равенство. Коллективистские культуры высоко ценят групповые интересы; индивиды определяются больше через групповую принадлежность, чем через их собственные качества.
В культурах с более высоким показателем качеств коллективизма представители общества видят себя как неразрывное целое, их поведение мотивировано в первую очередь нормами и правилами, разработанными различными коллективами, частью которых они являются. Индивидуализм в обществе предполагает социальный порядок, при котором индивиды считают себя свободными от связей с коллективами; они движимы своими собственными интересами и предпочтениями, возможностью саморазвития и самореализации. Эти социальные модели, безусловно, присутствуют и в учебной аудитории.
Для измерения других личностных параметров нами использовались известные методики, в частности: тест К.Муздыбаева (шкала эгоизма); опросник «Мотивация помощи» С.К.Нартова-Бочавер; ориентационная анкета Б.Басса (определение направленности личности); методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) Дж.Роттера в модификации Е.Ф.Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда; опросник мотивации аффиляции (ТМА) А.Мехрабиана в модификации М.Ш.Магомед-Эминова.
Результаты исследования показали, что «индивидуализм-коллективизм» имеет статистически значимые корреляции с рядом личностных характеристик. Выявлена, например, положительная корреляция тенденции к индивидуализму со шкалой ориентации на задачу «Д» ориентационной анкеты и со шкалой интернальности по методике УСК. Обнаружена также отрицательная корреляция индивидуализма со шкалой стремления к принятию (СП) опросника мотивации аффилиации и слабая отрицательная корреляция с ориентацией на взаимодействие по ориентационной анкете.
Полученные в результате исследования данные на выборке в 20 человек (студенты 2 и 5 курсов вузов г. Астрахани) показывают смещение индивидуальных результатов в сторону коллективизма.
При этом ни индивидуалистические установки, ни коллективистические не связаны с эгоистическими или альтруистическими установками, а также с ориентацией на себя. Суть различий между «индивидуалистами» и «коллективистами», исходя из полученных данных, заключается в другом. Если у первых включение в социальные взаимодействия и мотивация помощи вытекают из чувства личной ответственности, то у вторых мотивация помощи есть следствие их стремления быть принятыми, включенными в социальные группы и взаимодействия.
Исследование показало, что принявшие участие в нашем исследовании студенты отдают подавляющее предпочтение индивидуалистским моделям поведения в академической среде: они самостоятельно выбрали факультет, на котором обучаются; целью их обучения является саморазвитие и самореализация и финансовая стабильность; после обучения в университете студенты надеются в будущем найти интересную работу.
Считаем необходимым в дальнейшем составить программу тренинга с целью формирования у студентов высокой правовой культуры, овладения востребованной профессией (что является основой уверенности в себе), широким кругозором и уважением к честному труду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Бауман З. Индивидуализированное общество / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2016. – 390 с.
- Воронов М., Сингер А.Ю. Миф индивидуализма - коллективизм: критический обзор // Журнал социальной психологии. – 2014. – № 142 (4). – С. 461-480.
- Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. - М.: Финансы и статистика, 2014. – 224 с.
- Гулянская Е.А. Индивидуализм и коллективизм в системе ценностей организационной культуры современной России // Наука. Инновации. Технологии. – 2018. – № 56. – С. 191-194.
- Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально-психологическое пространство личности. – М.: Юрайт, 2016. – 496 с.
- Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: Логос, 2016. – 304 с.
- Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство. – СПб.: Питер, 2004. – 70 с.
- Кашапова Г.И. Связь индивидуалистических и коллективистических установок с другими личностными характеристиками // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 98-101.
- Кашапова Г.И., Алишев Б.С. Особенности локуса контроля у студентов с индивидуалистическими и коллективистическими установками / Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сб. науч. тр. / Под ред. Б.С. Алишева. - Казань: Отечество, 2018. – С. 38-47.
- Крымчанинова М.В. Индивидуалистические и коллективистские тенденции в современном российском обществе // Мир психологии. – 2014. – №3(39). – С. 192-201.
- Лотман Ю.М. Современность между Востоком и Западом [Электронный ресурс]. – URL: https://studopedia.org/1-99989.html
- Майерс Д. Социальная психология : учеб. пособие для студ. и аспирантов психол. фак., слушат. курсов психол. дисциплин на гуманит. фак. вузов Рос. Федерации : [пер.с англ.]. - СПб.: Питер, 2016. – 684 с.
- Малинин Е.Д. Организационная культура и эффективность бизнеса. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. – 368 с.
- Основные подходы к изучению индивидуализма-коллективизма в зарубежной психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/ethnopsy_teor/issue/40352_full.shtml
- Тест Индивидуалист или коллективист? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.businesstest.ru/test.asp?id_test=290
- Триандис Г. Индивидуализм и коллективизм: прошлое, настоящее и будущее // Психология и культура. Пер с англ. / Под ред. Д.Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 718 с.
- Фролова С. В. Смыслообразующие факторы жизненных намерений студентов // Психологический журнал. – 2016. Т. 27. – № 3. – С. 58-67.
- Фролова С.В. Приверженность своей стране в преломлении жизненных ценностей личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 91-95.
- Хутыз И.П. Проявление коллективизма и индивидуализма в академической среде // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 172-175.
- Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – № 2. – С. 37-39.
Тест Индивидуалист или коллективист?
-
Лотман Ю.М. Современность между Востоком и Западом [Электронный ресурс]. – URL: https://studopedia.org/1-99989.html ↑
-
Основные подходы к изучению индивидуализма-коллективизма в зарубежной психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/ethnopsy_teor/issue/40352_full.shtml ↑
-
Бауман З. Индивидуализированное общество / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2016. – С. 14. ↑
-
Малинин Е.Д. Организационная культура и эффективность бизнеса. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. – С. 71. ↑
-
Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. - М.: Финансы и статистика, 2014. – С. 24. ↑
-
Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – № 2. – С. 37. ↑
-
Хутыз И.П. Проявление коллективизма и индивидуализма в академической среде // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 173. ↑
-
Фролова С.В. Приверженность своей стране в преломлении жизненных ценностей личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 93. ↑
-
Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: Логос, 2016. – С. 173. ↑
-
Воронов М., Сингер А.Ю. Миф индивидуализма - коллективизм: критический обзор // Журнал социальной психологии. – 2014. – № 142 (4). – С. 465. ↑
-
Воронов М., Сингер А.Ю. Миф индивидуализма - коллективизм: критический обзор // Журнал социальной психологии. – 2014. – № 142 (4). – С. 467. ↑
-
Основные подходы к изучению индивидуализма-коллективизма в зарубежной психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/ethnopsy_teor/issue/40352_full.shtml ↑
-
Триандис Г. Индивидуализм и коллективизм: прошлое, настоящее и будущее // Психология и культура. Пер с англ. / Под ред. Д.Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – С. 164. ↑
-
Тест Индивидуалист или коллективист? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.businesstest.ru/test.asp?id_test=290 ↑
-
Кашапова Г.И. Связь индивидуалистических и коллективистических установок с другими личностными характеристиками // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 99. ↑
-
Основные подходы к изучению индивидуализма-коллективизма в зарубежной психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/ethnopsy_teor/issue/40352_full.shtml ↑