Файл: Виды договоров (Понятие гражданского договора и его место в частном отраслевом регулировании).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и роль гражданско-правового договора
1.1 Понятие гражданского договора и его место в частном отраслевом регулировании
1.2 Свобода оформления и реализации гражданских договоров
2 Виды гражданско-правовых договоров
2.1 Виды имущественных гражданско-правовых договоров в законодательстве РФ
2.2 Классификация и виды организационных договоров в гражданском праве РФ
2.3 Особенности сущности и классификация смешанных гражданско-правовых договоров
Введение
Актуальность темы. Эффективное применение гражданско-правовых норм в договорных обязательствах зависит, прежде всего, от внутренней согласованности системы договоров, построенной на объективных признаках. Основанная на таких началах система договоров облегчает понимание закона и оказывает существенную помощь в формировании правильных суждений относительно существа самого закона, в уяснении того порядка, к установлению которого стремился законодатель.
Установление критериев, с которыми законодатель связывает особенности правового регулирования отдельных видов договоров, обеспечивает правильную квалификацию возникшего договорного правоотношения, что, в свою очередь, влияет на законность судебных решений, поскольку именно правильная квалификация создает основу для применения к договору тех правовых норм, которые предназначены для его регулирования.
Квалификация договоров, которая является важнейшим элементом деятельности не только судебных, но и иных правоприменительных органов (регистрирующих договоры, нотариусов и т.д.), вызывает определенные затруднения. Обусловлено это как использованием различных критериев разграничения договоров, так и отсутствием единого подхода к определению основных признаков, позволяющих законодателю объединить договоры с однородным правовым регулированием в определенные группы.
Проблема классификации договоров неоднократно поднималась в литературе. Это было связано либо с разработкой новых гражданских кодексов, что позволяло пересмотреть существовавшую на тот момент систему поименованных договоров, либо с выявлением критериев распределения договоров по различным группам во вновь принятом ГК.
Объектом курсовой работы являются основания классификации и деления на такой категории как гражданско-правовой договор.
Предметом исследования являются критерии выделения отдельных гражданско-правовых договоров.
Основной целью курсового исследования является определение наиболее значимых теоретических и практических проблем, касающихся видов и особенностей института гражданского договора.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи, которые необходимо было решить:
- дать понятие и содержание частноправовой категории называемой далее гражданским договором;
- провести классификацию гражданско-правовых договоров;
- определить особенности смешанных гражданско-правовых договоров;
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в процессе исследования были применены общенаучные и специальные методы познания:
- диалектический метод;
- формально-логический метод;
- метод сравнительного анализа.
Эмпирической базой исследования является действующее законодательство РФ, а также законодательство некоторых зарубежных стран, монографическая и учебная литература.
Теоретической основой курсовой работы стали труды таких авторов как: Ю.Ф. Беспалов, Н.А. Озманов, Т.К. Примак, В.В. Яровая, А.Я. Рыженков и др.
Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1 Понятие и роль гражданско-правового договора
1.1 Понятие гражданского договора и его место в частном отраслевом регулировании
Определение предмета исследования с позиции, действующего на данный момент законодательства:
- Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей
Ю.Ф. Беспалов указывает, что по своей правовой природе любой гражданско-правовой договор сделкой. Категории «сделка» и «договор» соотносятся между собой как общее и отдельное: каждый договор является сделкой, но не каждый сделка является договором. Договорами является лишь двух - или многосторонние сделки, тогда как сделкой могут быть также действия одного лица, направленные на установление, изменение, прекращение и т.п. гражданских прав и обязанностей (односторонние сделки)[1].
Итак, на договоры распространяются общие положения сделок, установленные гл. 9 ГК. Следует отметить, что понятие «договор» используется также в других отраслях законодательства» (например, трудовой договор, административный договор и др.). Однако там договор выступает как категория соответствующей отрасли права с соответствующими особенностями определения и правового регулирования. К некоторым из таких договорных отношений гражданско-правовые нормы могут применяться при условии, что это прямо предусмотрено законодательством.
Итак, гражданско-правовой договор - соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей (п. 1, с. 420 ГК). Основными признаками договора являются:
• договоренность, то есть для его существования должен быть компромисс, совпадение волеизъявления участников;
• договоренность двух или более лиц, то есть по волеизъявлению лишь одной стороны не может возникнуть договор;
• направленность на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, что свидетельствует о его правовой природе юридического факта .
Гражданско-правовой договор - это та фундаментальная частноправовая категория, которая на протяжении уже нескольких столетий разрабатывается юридической наукой, однако сказать, что есть однозначное, непротиворечивое ее понимание, было бы ошибочно. Более того, по данным В.А. Витушко любая национальная конструкция договора имеет определенную специфику, обусловленную политическим, экономическим, идеологическим, культурологическим и др. контекстами[2].
В качестве примера достаточно привести англо-американское понимание гражданского договора как обещания и романо-германское - как соглашения. Поэтому более правильно рассматривать договор не только как сложившиеся правовые нормы, правила поведения, а гораздо шире - как исторически обусловленное формирование представлений о его значении, определении, реализации, роли и месте в жизни общества.
С этой точки зрения российский институт гражданского договора имеет как общие черты, сближающие его с романо-германской правовой системой, так и обладает собственной уникальностью. При этом остановимся на периоде до 1917 г., поскольку именно здесь были разработаны основные положения договора и наиболее ярко прослеживается его специфика.
Надо сказать, что в отличие от западных стран теоретические основания гражданского договора в России были заложены достаточно поздно (в XIX - начале ХХ вв.), поскольку сама цивилистическая наука вступила в стадию активного развития только с середины 60-х гг. XIX века, первоначально решая задачи по элементарной систематизации правового материала.
Кроме того, мотивами, побудившими приступить к его интенсивному изучению, стали не столько внутренние потребности естественного развития частной собственности, торгового оборота, индивидуализма и т.д., сколько внешние причины - проведение экономических реформ, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи, Судебная реформа 1864 г. и т.д. Эти и другие обстоятельства предопределили интерес к договору, вывели его исследования на новый уровень - закладывается теоретический фундамент, возрастает их практическая значимость, что во многом являлось заслугой сформировавшегося в те годы поколения русских юристов, определивших базовые представления о договоре, остающиеся неизменными и по сегодняшний день.
Однако в связи с общей ориентацией на западноевропейскую модель развития, русская юриспруденция, хотя в ней, безусловно, наличествует собственный стиль и высочайший уровень исследований, характеризовалась необычайной открытостью к иностранным правовым идеям и доктринам, что связано как с объективными, так и с субъективными причинами. К первым можно отнести недостаточную развитость собственного гражданского оборота, института частной собственности, наличие феодальных и частнокапиталистических экономических отношений и т.д. А, соответственно, не могло быть накоплено обширного фактического материала, который послужил бы основанием для широкомасштабных обобщений, да и потребность общества в развитии такого рода представлений существенно ограничивалась доминированием иерархических социальных связей и распространением договорных идей лишь среди образованной части населения страны. Ко вторым - принятие в качестве образца западноевропейских моделей, получение юридического образования в германских, французских университетах, приглашение для преподавания права иностранной профессуры и т.д.
Главное же отличие формирования российских и западных теоретических представлений о гражданском договоре заключалось в том, что последние не только отражали экономические потребности, но и являлись результатом длительного естественного исторического развития, где при качественных изменениях в обществе и мировоззрении существовала высокая культурная преемственность эпох, построенная на динамике отношений. То есть старое, встретившись с новым, не разрушалось и не воспроизводилось как на Востоке, а порождало новый синтез. В частности, «естественно правовая школа для объяснения происхождения политических прав и обязанностей воспользовалась римской конструкцией договора», классическая теория договора – естественно правовой трактовкой.
Отмечались особенности в порядке заключения, формах, содержании, исполнении гражданских договоров: значительную роль играла личная связь, поскольку соблюдение формы, надлежащее исполнение зависели от того, с кем заключался договор; одного совершеннолетия было недостаточно, чтобы иметь право самостоятельно вступать в договорные отношения, нужна была еще независимость от семейной власти другого лица; обоюдное согласие контрагентов или прощение долга не прекращали обязательств, если они влекли за собой ущерб для семьи или хозяйства кредитора; купля-продажа могла быть признана недействительной по хозяйственным соображениям семьи, общества или из-за заключения в пьяном виде и т.д.[3].
Но то, что предполагалось сделать - законодательно закрепить такое объединение начал гражданского права, которое было бы в равной степени пригодно для всех без исключения слоев населения, выполнить оказалось в высшей степени проблематично. По этому поводу С.В. Пахман писал: «Понятно, что чем теснее сфера гражданской свободы и чем менее развита потребность в обороте ценностей, тем слабее развитие тех форм правоотношений, в которых господствует частное распоряжение, частная сделка. Поэтому в нашем народном быту нельзя искать ни значительного развития отношений, основанных на сделке, ни тех развитых и сложных форм гражданского оборота, которые являются на высших ступенях народной культуры».
Иными словами, в Российской империи отнюдь не законодательство или договоры регулировали значительный пласт гражданско-правовых отношений, а нормы обычного права, которые имели ярко выраженный общинный характер и обеспечивались силами общественного контроля и принуждения. Как отмечал Ю.С. Гамбаров, «наш крестьянин, несмотря на значительное разложение прежнего порядка, говорит до сих пор “мир приказал” и исполняет беспрекословно его приказания, не задаваясь вопросом: входят ли эти приказания в компетенцию мира. Таким всесильным представляется мир в его сознании. На общинных собраниях обсуждаются и поступки отдельных лиц, подвергаясь такому строгому контролю общественного мнения, что бороться с ним ни у кого нет возможности»[4].
Подводя итог, надо сказать, что мы наблюдаем достаточно разноплановую картину - и высочайший теоретический уровень разработки многих положений договора, и несоответствие принятых договорных идеалов реально сложившейся социальной действительности, и действие норм обычного права, формирующих отличную от официально признанной договорную практику, обусловленную общинным характером социума. В целом же можно говорить, с одной стороны, о самобытности российского института гражданского договора, с другой - о его историческом, идеологическом тяготении к романогерманским правовым конструкциям.
1.2 Свобода оформления и реализации гражданских договоров
Гражданский кодекс в ст. 3 прямо провозглашает свободу договора одной из главных общих принципов гражданского законодательства. Согласно ст. 6 ГК стороны вправе заключить договор, не предусмотренный гражданским законом, урегулировать в предусмотренном законом договоре свои отношения, не урегулированные им, а также отступить от положений закона и урегулировать свои отношения по собственному усмотрению. О.Н. Степанова напоминает, что согласно ст. 421 ГК устанавливает, что стороны свободны в заключении договора, выборе контрагента и определении содержания такого договора, а ст. 422 ГК предусматривает возможность заключения смешанных договоров, состоящие из элементов различных договоров.