Файл: Методы управления инновационными проектами (Инновации и управление инвестиционным процессом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. На различных этапах исторического развития процесс формирования и реализации приоритетов государственной политики приобретает особую сложность. В последние годы инновационное развитие приобрело характер глобального соперничества за технологии и человеческий капитал. Каждая страна уникальна в организации участия в гонке инноваций. Одни страны разрабатывают определённые долгосрочные стратегии, другие создают уникальные структуры с целью создания и улучшения инновационной экосистемы. Возможности конструктивного использования соответствующих государственных стратегий во многом определяется состоянием государства как субъекта управления его ресурсной базой, динамикой внешней среды, состоянием кадров, развитием коммуникаций власти и общества.

Постоянство перемен в процессе формирования государственной политики вызывает интерес к исследованию факторов их изменений, осознанию возможных направлений их эволюции и совершенствования. Существенную роль в формировании государственной политики играют правящие элиты, стиль деятельности государственных управляющих, качество политических команд и лидеров государства, что свидетельствует о том, что одним из разделов государственной политики является государственное управление[1].

В 2011 году Правительство Российской Федерации приняло десятилетнюю Стратегию инновационного развития. Необходимость актуализации стратегических планов с учётом мировых изменений, а также подведение промежуточных итогов не вызывает сомнений. Эффективность мер государственной политики зависит от своевременного реагирования на вызовы внешнего мира, изменяющейся конъюнктуры рынка, выработки и реализации грамотных и политических решений.

Сейчас инновации являются главным возможным рычагом влияния на долгосрочный рост экономического благосостояния для России, т.к. возможности остальных значительно ограничены.

Степень разработанности темы. Проблеме исследования вопросов государственного управления и политики, а также анализу места инновационной политики в системе государственной власти посвящены работы следующих исследователей: И.А. Василенко, А.И. Соловьёв, Е.Г. Кирсанова, Н.П. Медведева, В.М. Меркулова, В.С. Комаровского и др.

Исследованию понимания термина «инновации» отражена в трудах В.Г. Медынского, Ф. Валента, Ф. Никсовна, Л. Волдачек, Э.А. Уткина, Г.И. Морозова, Н.И. Морозова, С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберга, С.П. Лапаева, Н.Д. Кондратьева, Т.И. Шамова, А.Н. Малинина, Г.М. Тюлю и др.


Целью работы является исследование государственного регулирования инновационной деятельности, изучения зарубежного опыта, оценка состояния отечественной экономики.

Данная цель обуславливает необходимость следующих задач:

1. Анализ принципов, механизмов и места государственной политики как целостной системы, классификации ее элементного состава, а также характеристика принципов и методов государственной политики и управления инновационной деятельностью с последующим анализом компонентов данной системы.

2. Исследование основных закономерностей трансформации инновационной политики, анализ состояния и трансформации инновационной деятельности России, США, Японии на каждом из этапов циклического развития.

Объектом исследования является государственное регулирование инновационной деятельности.

В качестве предмета анализа выступают основные закономерности трансформации характера инновационной деятельности в зависимости от приоритетов государственной инновационной политики.

Эмпирической базой исследования составили обобщенные данные государственной статистики Российской Федерации, статистические данные по основным экономическим показателям ряда зарубежных стран, аналитические обзоры по инновационной политике государств.

1. Инновации и управление инвестиционным процессом

1.1 Инновации и их изучение в системе государственной политики

Существует несколько подходов к пониманию термина «инновация». Ряд исследователей (В.Г. Медынский[2], Ф. Валента[3], Ф. Никсон[4], Л. Волдачек[5]) рассматривают его с точки зрения процессуальной активности или действия, в то время как другие авторы (Э.А. Уткин, Г.И. Морозова, Н.И. Морозова[6], С.Д. Ильенкова и Л.М. Гохберг[7]) предлагают понимать под термином «инновация» некий итоговый продукт научно-исследовательской деятельности или открытую и реализованную на практике технологию.


В силу многогранности понятия, можно сформулировать наиболее общее определение: Инновация — это реализация на практике результатов интеллектуального труда, применение технологических разработок, направленных на совершенствование социально-экономической деятельности

Практика создания и применения во всех сферах деятельности обществ различных инноваций существует на протяжении тысячелетий, сопровождая человека на всех этапах развития цивилизаций. Однако в роли предмета научных исследований они стали выступать лишь в XX веке.

Отечественный исследователь С.П. Лапаев выделяет три этапа в исследовании инноваций:

Первый этап - 10-30-е гг. XX в. В этот период формируются фундаментальные основы теории об инновациях.

Второй этап - 40-60-е гг. XX в. Данный период характеризуется развитием и детализацией базовых инновационных идей предыдущего периода;
Третий этап - с середины 70-х гг. XX в. и продолжающийся в настоящее время. Произошёл серьёзный прорыв в теоретическом осмыслении, «связанный с освоением и распространением технологического уклада, волной эпохальных базисных инноваций в период становления постиндустриального общества».[8]

Неоценимый вклад в развитие теории инноваций принадлежит Н.Д. Кондратьеву[9]. В своих работах он обосновывал большие циклы конъюнктуры (протяженность цикла - приблизительно 50 лет), выявив закономерность между «повышательными» и «понижательными» волнами в данных циклах с волнами технических изобретений и их реализации на практике. Н.Д. Кондратьев устанавливает взаимосвязь технологических и экономических инновационных волн с революционными изменениями во всех сферах деятельности общества: «…войны и социальные потрясения включаются в ритмический процесс развития больших циклов и оказываются не исходными силами этого развития, а формой его проявления. Но раз возникнув, они, конечно, в свою очередь оказывают могущественное, иногда пертурбирующее влияние на темп и направления экономической динамики»[10].

Из этого следует вывод, что автором были сформулированы базисные идеи общей теории инноваций, которая охватывает не только технологии и экономику, а еще и социально – политическую сферу, вдобавок ко всему выявляющей связь инноваций между различными сферами деятельности общества.

Непосредственно отцом теории инноваций считается Йозеф Шумпетер, который развил основные идеи Н.Д. Кондратьева. Й. Шумпетер особое внимание уделил экономическим инновациям, определив роль предпринимателя-новатора как важнейшую в экономическом развитии. Основные положения теории инноваций Й.Шумпетера:


– инновационная деятельность как важнейшая функция предпринимателей;
– различение инноваций-продуктов и инноваций-процессов, радикальных (базисных) и улучшающих, технологических и экономических инноваций;
– место инноваций в циклической динамике экономики;
– неизбежность преодоления силы инерции, сопротивления среды[11].

Й. Шумпетер сосредоточил своё внимание на экономических инновациях, связывая их только с промышленной составляющей экономики. В теории он провел разграничение между понятиями «изобретение» и «нововведение». Также он констатировал, что выход из глобального циклического кризиса возможен через всемирное стимулирование шторма базисных инноваций из кластера нового технологического уклада.

В социокультурной среде основоположником теории инновации считается П. Сорокин. Под социокультурной средой он понимает помимо социального и политического, культуры и искусства еще и развитие науки, посредством новых технологических открытий и изобретений, а так же влияние военных конфликтов. В работе «Социальная и культурная динамика»[12] он изучил специфику появления технических изобретений за почти пять тысяч последних лет истории человечества и крупные нововведения в иных сферах жизни общества, а так же дал количественную оценку инновационных волн в духовной сфере. Также он выявил несколько типов культуры и общества, преобладание одного из которых обусловливает характерные черты общества, страны и цивилизации.

В.Ф. Гринев, изучив аспекты мировой экономической теории, выделяет пять типов инноваций:

1) Товарная инновация, подразумевающая под собой появление нового качественного нового продукта на рынке;

2) Технологическая инновация, означающая внедрение нового метода производства;

3) Рыночная инновация, проявляющаяся в создании нового рынка товаров или услуг;

4) Маркетинговая инновация, заключающаяся в получении нового источника материалов, сырья, полуфабрикатов и т.д.;

5) Управленческая инновация, которая предстает как реорганизация структуры управления.[13]

Подводя итоги, можно констатировать, что за тридцать лет XX в. были определены фундаментальные базисы теории инноваций, в частности социокультурных и технологических. В дальнейшем происходит становление теории инноваций – с 40-х до середины 70-х гг. XX в. – но не отличается концептуальными прорывами в теоретической базе данной сферы знаний. В частности, современные исследователи связывают данную стагнацию в развитии с последствиями Второй мировой и Холодной войн, которые создали ситуацию, в которой государства вынуждены были проводить основные исследования для усовершенствования своих вооружений.


В данный момент времени, после завершения Холодной войны, исследования носят более практический и прикладной характер. Однако теория инноваций существенно продвинулась вперед.

1.2 Понятие инновационного процесса в системе государственного регулирования

Под инновационным процессом понимается ряд последовательно сменяющих друг друга событий, в ходе которых инновация проходит путь от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и получает широкое распространение.

В науке существует множество подходов к понятию структуры инновационного процесса.

Так, отечественный исследователь С.Д. Поляков[14] определяет инновационный процесс через стадии «жизненного цикла нововведения»:

1) появление нового;

2) внедрение нового в определённый объект;

3) диффузия (применение нового на иные объекты);

4) рутинизация (трансформация нового в традицию).

Другой отечественный исследователь В.И. Загвязинский [15]рассматривает более детализированную структуру инновационного процесса, которая включает в себя:

1) старт;

2) возникновение;

3) быстрый рост;

4) зрелость;

5) насыщение;

6) кризис;

7) финиш.

Авторы Т.И. Шамова, А.Н. Малинин, Г.М. Тюлю[16] также используют стадиальную модель для рассмотрения жизненного цикла инноваций:

1) разработка новшества;

2) создание модели или проекта новшества;

3) создание самого новшества;

4) широкое применение новшества;

5) устаревание новшества;

6) появление альтернативных новшеств.

В отличие от научно-технического прогресса инновационный процесс не завершается внедрением новой технологии и появлением нового продукта на рынке. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, становится более эффективным, приобретает новые потребительские свойства[17].

Основа инновационного процесса — процесс создания и применения новых технологий, который чаще всего требует новых фундаментальных исследований. Данные исследования направлены на получение абсолютно новых знаний и представлений о природе и обществе без привязки к их конкретному применению для решения единичной задачи, создавая новые положения общенаучной теории. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые (целенаправленные). «Модель инновационного процесса имеет циклический характер»[18], состоит из отдельных звеньев, обособленных друг от друга процессов, и воплощается в функциональные организационные структуры. Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса на общественную деятельность проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала государства.[19]