Файл: Понятие и виды наследования (Определение понятия наследования и его виды).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
Введение
История российского нотариата разнообразна, элементы нотариальной деятельности, свидетельствующие о зарождении института нотариата, действуют в России, начиная уже в X - XI вв. Как и в странах Европы, на Руси возникновение нотариата было тесно связано с христианской церковью. Со времен введения христианства на Руси ведению церкви подлежали почти все семейные дела, в том числе: дела по наследству, опеке, утверждению духовных завещаний, разделу наследственного имущества. Для производства всех этих дел при епископах, как свидетельствуют Уставы Владимира, Ярослава и других князей, находились особые лица - владычные тысяцкие и наместники. Некоторые из них разъезжали по подведомственным епископу областям и чинили там "управу". Кроме того, при самом епископе находились священники и дьяконы, намофилаксы и хартофилаксы как хранители книг, грамот и делопроизводства. Для производства гражданских дел, подчиненных церковному суду, при епископском дворе постоянно находились владычные бояре и слуги как судьи и делопроизводители светские. В таком виде зарождается на Руси нотариальное производство, во многом тесно спаянное с церковными уставами, как, впрочем, и вся тогдашняя жизнь. В России о хранении различного рода договоров и иных документов в православных храмах свидетельствуют памятники русского права - Новгородская и Псковская судные грамоты.
На Руси вопросы формирования нотариальных органов и порядок их деятельности, как и многие другие вопросы, решались указами царя.
Важный этап в становлении и развитии российского нотариата связан с изданием Соборного уложения 1649 года. По нему стороны были обязаны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением оправки к последующей регистрации в поместном приказе. Соборное уложение разрешало писать "на дому" только акты о займе денег и хлеба, сговорные свадебные записи, духовные завещания. Остальные крепости, составленные площадными подьячими, должны были записываться в книги соответствующего приказа, за что с них взималась пошлина. После этого крепости предъявлялись в печатный приказ, где к ним прикладывалась государственная печать. Соборным уложением не было создано специального органа нотариальной деятельности, однако различалось значение актов и крепостей домашних и совершенных у площадных подьячих, а приказы являлись хранилищами не только документов, но и сведений о владении недвижимой собственностью. Справки и записи, имея важное финансовое значение, символизировали определенное начало порядка землевладения. Важно отметить такую существенную черту в развитии российского нотариата, как разделение функций органов, совершающих сделку, и органов, ее регистрирующих. При Петре I внимание законодателя было обращено на установление правительственных органов, которые ведали бы совершением всех актов, отстраняли бы устаревших площадных подьячих. Законодательные работы в этом направлении продолжались и после его смерти вплоть до 1761 г.
В XVIII в. нотариальные дела несколько раз передавались в ведение различных учреждений: гражданских, уездных судов, крепостных отделений, экспедиций гражданских судов. Активизация имущественного оборота вызывала потребность в создании органа публичной деятельности, соответствующего развитию экономической и политической жизни России. Екатерина II предоставила право совершения актов о переходе права собственности на недвижимое имущество в городах частным маклерам. Однако вскоре данное положение было отменено Александром I.
Развитие экономических отношений вызывает рост количества сделок, что приводит к тому, что для совершения различного рода актов появляется большое число маклеров и нотариусов. Упоминание о публичных нотариусах, которые записывали протесты в неплатеже векселей и отсрочки в платеже, содержится в Вексельном уставе 1729 года. Позднее учреждаются маклеры и нотариусы исключительно для торговых сделок. Коренная перестройка нотариата была проведена в ходе реформ Александра II, охвативших все сферы государственной жизни России и затронувших организацию публичной деятельности лиц, занимавшихся совершением различного рода актов.
Понятие «нотариат» происходит от латинского «nota» - знак. В древнем Риме нотариусами называли писцов, составляющих проекты сделок и употреблявших для скорости записи стенографические знаки. Отсюда образовались слова «notarius» - нотариус и «notarialis» - нотариальный.
Нотариат в Российской Федерации является одним из звеньев в механизме правовой системы, без которого невозможно существование современного государства. Будущий юрист обязан знать о роли и месте нотариата в современной жизни российского общества, его формах, организационных основах взаимодействия с государственными структурами, его социальном предназначении. Такие знания потребуются впоследствии при изучении других юридических дисциплин.
Проблема организации и деятельности нотариата до настоящего времени является недостаточно изученной. Вопрос о нотариате по-новому встал в период развития рыночных отношений, предпринимательства. Развитие гражданского оборота, расширение круга объектов частной собственности обуславливают возрастание потребности населения в нотариальных услугах. Нотариус на практике является наиболее доступным защитником прав и законных интересов граждан, способным юридически закрепить имущественные и личные неимущественные права участников бесспорных правовых отношений.
Нотариат представляет собой необходимую составную часть правовой системы любого государства, обладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства и признания гражданского общества. В таком государстве функции, выполняемые нотариусами, объективно необходимы и востребованы, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и гражданина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех институтов общества и государства.
Нотариат органически взаимодействует с такими отраслями права, как гражданское, гражданско-процессуальное, жилищное, семейное земельное, что подтверждается общностью нормативного регулирования данных отраслей и нотариата. В то же время нормативные акты, которыми они регулируются, не образуют единой системы отраслевого законодательства, что, с одной стороны, не позволяет сделать вывод об отраслевой самостоятельности нотариата в системе права – нотариат есть комплексная совокупность правовых норм институтов, - но, с другой стороны, однозначно можно определить самостоятельность учебной дисциплины и науки «Нотариат в Российской Федерации».
Вопрос о правовой природе нотариата как явления юридической действительности однозначно не решен в правовой науке. В современной правовой литературе термин «нотариат» не имеет однозначного толкования и используется в основном в следующих значениях: как система органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями, как правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий.
''Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации – гласит ст. 1 Основ Законодательства Российской Федерации о нотариате. Указанные действия совершаются специально назначенными на то лицами – нотариусами, - не только в отношении российских граждан и организаций, но и в отношении граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства. Отдельные нотариальные действия в пределах установленной законодательством компетенции могут также совершаться должностными лицами исполнительных органов власти Российской Федерации, а на территории других государств – консулами от имени Российской Федерации.
Необходимо выяснить, можно ли считать нотариат государственным органом. В соответствии со статьями 10 и 11 Конституции России государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Нотариат не входит структурно ни в одну из перечисленных ветвей власти и не является организационно государственным органом. Тем не менее все более широкое признание в науке теории государства и права и в практике государственного строительства получает мнение, согласно которому в отдельных исключительных случаях негосударственные структуры и представители имеют право по специальному поручению государства осуществлять некоторые функции государства.
В постановлении Конституционный Суд указал, что нотариат и является одним из таких институтов.
Таким образом, нотариат представляет собой негосударственный институт, которому в соответствии с частью 1 ст. 1 Основ о нотариате делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению одной из важнейших государственных функций - защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Иными словами, нотариат наделен полномочиями государственно властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства.
Именно на нотариат возложена обязанность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в частноправовой сфере.
Нотариат является правовым инструментом, без которого невозможно осуществление гражданско-правового оборота, должное правовое обеспечение рыночных экономических отношений. Нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, по приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества. Нотариусы при этом консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий.
Нотариат функционирует в той области, где взаимодействуют государство и гражданское общество. Содержание деятельности нотариата (защита субъективных прав граждан и юридических лиц), независимость и беспристрастность нотариусов в осуществлении нотариальных действий, не вхождение органов нотариата структурно в систему органов государственной власти свидетельствуют о том, что нотариат представляет собой институт гражданского общества. Но при этом данный институт наделен публичной властью, поскольку на него возложены полномочия государства по осуществлению важнейшей государственной функции - защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы.
1. Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ.
2. Нотариат представляет собой уникальный институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет ярко выраженное частноправовое содержание.
3. Особенностью современного российского нотариата является наличие двух категорий нотариусов: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой. Определяющая тенденция в развитии нотариата в РФ должна выражаться в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии - латинскому нотариату.
Сохранение государственного нотариата противоречит правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему государственных органов, негативно отражается на принципах независимости и беспристрастности нотариусов и экономически нецелесообразно.
4. Нотариат можно определить как институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих от имени РФ публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости.
5. Нотариат организационно не входит в систему органов государственной власти, что позволяет определить его место в совокупности правовых явлений России как полноценного института гражданского общества, независимого от государства и действующего принципах самоуправления.
1. Понятие наследования
Наследование – это переход прав и обязанностей умершего к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. Наследование является одним из производных способов приобретения права собственности гражданами, юридическими лицами, а также публичными образованиями. Вопросы наследования регулируются частью третьей Гражданского кодекса РФ.