Файл: Понятие и виды наследования (Определение понятия наследования и его виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие наследования

2. Виды наследования

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что нотариат в Российской Федерации должен обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, "Основами законодательства РФ о нотариате" защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с "Основами законодательства РФ о нотариате" нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. В республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области , автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности , нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Литература

Введение

История российского нотариата разнообразна, элементы нотариальной деятельности, свидетельствующие о зарождении института нотариата, действуют в России, начиная уже в X - XI вв. Как и в странах Европы, на Руси возникновение нотариата было тесно связано с христианской церковью. Со времен введения христианства на Руси ведению церкви подлежали почти все семейные дела, в том числе: дела по наследству, опеке, утверждению духовных завещаний, разделу наследственного имущества. Для производства всех этих дел при епископах, как свидетельствуют Уставы Владимира, Ярослава и других князей, находились особые лица - владычные тысяцкие и наместники. Некоторые из них разъезжали по подведомственным епископу областям и чинили там "управу". Кроме того, при самом епископе находились священники и дьяконы, намофилаксы и хартофилаксы как хранители книг, грамот и делопроизводства. Для производства гражданских дел, подчиненных церковному суду, при епископском дворе постоянно находились владычные бояре и слуги как судьи и делопроизводители светские. В таком виде зарождается на Руси нотариальное производство, во многом тесно спаянное с церковными уставами, как, впрочем, и вся тогдашняя жизнь. В России о хранении различного рода договоров и иных документов в православных храмах свидетельствуют памятники русского права - Новгородская и Псковская судные грамоты.

На Руси вопросы формирования нотариальных органов и порядок их деятельности, как и многие другие вопросы, решались указами царя.

Важный этап в становлении и развитии российского нотариата связан с изданием Соборного уложения 1649 года. По нему стороны были обязаны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением оправки к последующей регистрации в поместном приказе. Соборное уложение разрешало писать "на дому" только акты о займе денег и хлеба, сговорные свадебные записи, духовные завещания. Остальные крепости, составленные площадными подьячими, должны были записываться в книги соответствующего приказа, за что с них взималась пошлина. После этого крепости предъявлялись в печатный приказ, где к ним прикладывалась государственная печать. Соборным уложением не было создано специального органа нотариальной деятельности, однако различалось значение актов и крепостей домашних и совершенных у площадных подьячих, а приказы являлись хранилищами не только документов, но и сведений о владении недвижимой собственностью. Справки и записи, имея важное финансовое значение, символизировали определенное начало порядка землевладения. Важно отметить такую существенную черту в развитии российского нотариата, как разделение функций органов, совершающих сделку, и органов, ее регистрирующих. При Петре I внимание законодателя было обращено на установление правительственных органов, которые ведали бы совершением всех актов, отстраняли бы устаревших площадных подьячих. Законодательные работы в этом направлении продолжались и после его смерти вплоть до 1761 г.


В XVIII в. нотариальные дела несколько раз передавались в ведение различных учреждений: гражданских, уездных судов, крепостных отделений, экспедиций гражданских судов. Активизация имущественного оборота вызывала потребность в создании органа публичной деятельности, соответствующего развитию экономической и политической жизни России. Екатерина II предоставила право совершения актов о переходе права собственности на недвижимое имущество в городах частным маклерам. Однако вскоре данное положение было отменено Александром I.

Развитие экономических отношений вызывает рост количества сделок, что приводит к тому, что для совершения различного рода актов появляется большое число маклеров и нотариусов. Упоминание о публичных нотариусах, которые записывали протесты в неплатеже векселей и отсрочки в платеже, содержится в Вексельном уставе 1729 года. Позднее учреждаются маклеры и нотариусы исключительно для торговых сделок. Коренная перестройка нотариата была проведена в ходе реформ Александра II, охвативших все сферы государственной жизни России и затронувших организацию публичной деятельности лиц, занимавшихся совершением различного рода актов.

Понятие «нотариат» происходит от латинского «nota» - знак. В древнем Риме нотариусами называли писцов, составляющих проекты сделок и употреблявших для скорости записи стенографические знаки. Отсюда образовались слова «notarius»  - нотариус и «notarialis» - нотариальный.

Нотариат в Российской Федерации является одним из звеньев в механизме правовой системы, без которого невозможно существование современного государства. Будущий юрист обязан знать о роли и месте нотариата в современной жизни российского общества, его формах, организационных основах взаимодействия с государственными структурами, его социальном предназначении. Такие знания потребуются впоследствии при изучении других юридических дисциплин.

Проблема организации и деятельности нотариата до настоящего времени является недостаточно изученной. Вопрос о нотариате по-новому встал в период развития рыночных отношений, предпринимательства. Развитие гражданского оборота, расширение круга объектов частной собственности обуславливают возрастание потребности населения в нотариальных услугах. Нотариус на практике является наиболее доступным защитником прав и законных интересов граждан, способным юридически закрепить имущественные и личные неимущественные права участников бесспорных правовых отношений.


Нотариат представляет собой необхо­димую составную часть правовой системы любого государства, об­ладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства и признания гражданского общества. В та­ком государстве функции, выполняемые нотариусами, объективно необходимы и востребованы, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и гражданина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех ин­ститутов общества и государства.

Нотариат органически взаимодействует с такими отраслями права, как гражданское, гражданско-процессуальное, жилищное, семейное земельное, что подтверждается общностью нормативного регулирования данных отраслей и нотариата. В то же время нормативные акты, которыми они регулируются, не образуют единой системы отраслевого законодательства, что, с одной стороны, не позволяет сделать вывод об отраслевой самостоятельности нотариата в системе права – нотариат есть комплексная совокупность правовых норм  институтов, - но, с другой стороны, однозначно можно определить самостоятельность учебной дисциплины и науки «Нотариат в Российской Федерации».

Вопрос о правовой природе нотариата как явления юридиче­ской действительности однозначно не решен в правовой науке. В современной правовой литературе термин «нотариат» не имеет однозначного толкования и используется в основном в следующих значениях: как система органов, осуществляющих функцию госу­дарства по защите прав и законных интересов граждан, юридиче­ских лиц общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями, как правовой инсти­тут, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий.

''Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации – гласит ст. 1 Основ Законодательства Российской Федерации о нотариате. Указанные действия совершаются специально назначенными на то лицами – нотариусами, - не только в отношении российских граждан и организаций, но и в отношении граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства. Отдельные нотариальные действия в пределах установленной законодательством компетенции могут также совершаться должностными лицами исполнительных органов власти Российской Федерации, а на территории других государств – консулами от имени Российской Федерации.


Необходимо выяснить, можно ли считать нотариат государственным органом. В соответствии со статьями 10 и 11 Конституции России госу­дарственная власть в Российской Федерации осуществляется на ос­нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Нотариат не входит структурно ни в одну из перечисленных ветвей власти и не является организационно государственным органом. Тем не менее все более широкое признание в науке теории госу­дарства и права и в практике государственного строительства полу­чает мнение, согласно которому в отдельных исключительных слу­чаях негосударственные структуры и представители имеют право по специальному поручению государства осуществлять некоторые функции государства.

В постановлении Конституционный Суд указал, что нотариат и является одним из таких институтов.

Таким образом, нотариат представляет собой негосударствен­ный институт, которому в соответствии с частью 1 ст. 1 Основ о но­тариате делегированы отдельные полномочия государства по осу­ществлению одной из важнейших государственных функций - за­щиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Иными словами, нотариат наделен полномочиями государственно ­властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства.

Именно на нотариат возложена обязанность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в частноправовой сфере.

Нотариат является правовым инструментом, без которого не­возможно осуществление гражданско-правового оборота, должное правовое обеспечение рыночных экономических отношений. Нота­риусы совершают нотариальные действия по удостоверению бес­спорных прав и фактов, по приданию исполнительной силы долго­вым и платежным документам, осуществляют охранительные нота­риальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества. Нотариусы при этом консультируют обращающихся к ним лиц, разъяс­няют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий.

Нотариат функционирует в той области, где взаимодействуют государство и гражданское общество. Содержание деятельности но­тариата (защита субъективных прав граждан и юридических лиц), независимость и беспристрастность нотариусов в осуществлении нотариальных действий, не вхождение органов нотариата структур­но в систему органов государственной власти свидетельствуют о том, что нотариат представляет собой институт гражданского обще­ства. Но при этом данный институт наделен публичной властью, поскольку на него возложены полномочия государства по осущест­влению важнейшей государственной функции - защиты прав и за­конных интересов граждан и юридических лиц.


Таким образом, мож­но сделать некоторые выводы.

1. Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и закон­ных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия деле­гированы ему государством и для их реализации нотариат наделя­ется определенными властными полномочиями, в силу чего его дея­тельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ.

2. Нотариат представляет собой уникальный институт с двойст­венной правовой природой, сочетающий в своей организации и дея­тельности принцип публичности с защитой частных интересов кон­кретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата име­ет ярко выраженное частноправовое содержание.

3. Особенностью современного российского нотариата является наличие двух категорий нотариусов: нотариусов, работающих в го­сударственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимаю­щихся частной практикой. Определяющая тенденция в развитии нотариата в РФ должна выражаться в посте­пенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии - латинскому нотариату.

Сохранение государственного нотариата противоречит право­вой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему государственных органов, негативно отража­ется на принципах независимости и беспристрастности нотариусов и экономически нецелесообразно.

4. Нотариат можно определить как институт гражданского об­щества, представляющий собой самоуправляющееся профессио­нальное сообщество нотариусов, наделенных властными полномо­чиями и осуществляющих от имени РФ публич­ную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости.

5. Нотариат организационно не входит в систему органов госу­дарственной власти, что позволяет определить его место в совокуп­ности правовых явлений России как полноценного института граж­данского общества, независимого от государства и действующего принципах самоуправления.

1. Понятие наследования

Наследование – это переход прав и обязанностей умершего к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. Наследование является одним из производных способов приобретения права собственности гражданами, юридическими лицами, а также публичными образованиями. Вопросы наследования регулируются частью третьей Гражданского кодекса РФ.