Файл: Индивидуальное предпринимательство (Рассмотрение правового статуса индивидуальных предпринимателей на основе основных концепций теории права, цивилистической науки и практики).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
Еще один признак предпринимательской деятельности - это осуществление ее лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Данный признак называют формальным, однако такой подход оправдан только в том случае, если он не положен в основу определения предпринимательской деятельности. Если же деятельность субъекта квалифицируется как предпринимательская только в случае, когда он обладает специальным статусом предпринимателя, то такой признак является конститутивным, а не формальным.
Многие авторы пишут, что ст. 23 ГК позволяет определять деятельность незарегистрированного субъекта как предпринимательскую. Полагаем, это не так. Суд в этом случае вправе применить правила об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью, к договорам такого лица. Решение суда о применении таких правил не подменяет регистрацию, лишь устраняет дисбаланс в регулировании сложившихся отношений. Гражданин впоследствии обязан пройти процедуру государственной регистрации или прекратить осуществление незаконной деятельности.
Такую деятельность правильно следовало бы называть незаконной деятельностью в сфере экономики, а не незаконной предпринимательской деятельностью. Понятие предпринимательской деятельности охватывает только признаваемую государством деятельность в сфере предпринимательства. Иное понимание приводит к выводу о регулировании не только законной, но и незаконной предпринимательской деятельности. А это в принципе неверно. Незаконная деятельность государством запрещается. Наличие запрета является своеобразным водоразделом между действиями законными и незаконными, т.е. правонарушениями. Назначение запрета заключается именно в определении правонарушения, за совершение которого лицо привлекается к ответственности.
Проведенный анализ признаков предпринимательской деятельности свидетельствует, на наш взгляд, об ограниченности этой дефиниции, необходимости ее определения в более широкой плоскости гражданско-правовых и иных средств правового регулирования.
В отличие от законодательства РФ во многих государствах СНГ, а также в странах бывшего "соцлагеря" (Польша, Чехия, Венгрия) существуют специальные законы, регулирующие индивидуальное предпринимательство. В частности, в законодательстве Беларуси правовой статус предпринимателей закреплен в Законе "О предпринимательстве в Республике Беларусь", в Казахстане - в Законе "Об индивидуальном предпринимательстве", Узбекистане - в Законе "О предпринимательстве и гарантиях деятельности предпринимателей", в Польше - в Законе "О хозяйственной деятельности", Армении - в Законе "Об индивидуальном предпринимателе", Венгрии - в Законе "Об индивидуальном предпринимательстве в Венгрии", Чехии - в Законе "О частном предпринимательстве Чешской Республики".
2. Приобретение и прекращение статуса индивидуального предпринимателя
2.1 Государственная регистрация как обязательное условие для получения статуса индивидуального предпринимателя
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей регулируется Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)[4].
Государственная регистрация представляет собой внесение в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) уполномоченным органом сведений:
- о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя;
- прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
- иных сведений, предусмотренных законом (ст. 1 Закона N 129-ФЗ).
Функция по государственной регистрации осуществляется территориальными органами ФНС России (далее - регистрирующий орган) (постановление Правительства РФ N 319 от 17.05.2002; абзац 2 п. 1, п. 4 положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 Закона N 129-ФЗ).
С 1 января 2016 года представление документов в регистрирующий орган, по просьбе заявителя, может быть осуществлено непосредственно нотариусом. Соответствующие дополнения внесены в ст.ст. 9 и 11 Закона N 129-ФЗ Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ)[5].
Основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) является Решение о государственной регистрации. Внесение такой записи признается моментом государственной регистрации (ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
Процедура регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя завершается посредством выдачи ему Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61003. К свидетельству прилагается лист записи, содержащий сведения, включенные в ЕГРИП при регистрации физического лица в качестве предпринимателя по форме N Р60009. Обе формы утверждены приказом ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@
Документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРИП, выдается (направляется) заявителю регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации.
На основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, налоговые органы осуществляют постановку индивидуального предпринимателя на учет в качестве налогоплательщика (п. 3 ст. 83 НК РФ)[6].
На следующий рабочий день после государственной регистрации сведения, содержащиеся в ЕГРИП, направляются регистрирующим органом в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей. Указанные сведения представляются в форме электронного документа (п. 3.1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ).
Перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган с целью получения статуса индивидуального предпринимателя, определен ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)[7].
Документами, обязательными к представлению, являются:
1) заявление о государственной регистрации, подписанное заявителем. Форма заявления (N Р21001) утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Подпись заявителя должна быть засвидетельствована нотариально, за исключением случаев, когда он представляет документы:
- лично, непосредственно в регистрирующий орган или через многофункциональный центр, с одновременным представлением документа, удостоверяющего личность;
- в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ);
2) документ об уплате государственной пошлины;
3) копия основного документа физического лица.
Для граждан РФ таким документом является паспорт (п. 1 Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828).
Для иностранных граждан и лиц без гражданства таким документом будет являться документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность указанных лиц. Кроме того, иностранные граждане (лица без гражданства) в обязательном порядке должны представить копию документа, подтверждающего их право временно или постоянно проживать в Российской Федерации.
Если копия документа, удостоверяющего личность гражданина, не содержит сведений о дате и месте его рождения, то дополнительно потребуется представить:
- для гражданина РФ - копию свидетельства о рождении;
- для иностранных граждан и лиц без гражданства - копию иного документа, подтверждающего данные сведения (пп. "д" п. 1 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ).
Также, если копия основного документа не содержит сведений об адресе места жительства, следует представить подлинник или копию документа, подтверждающего эти сведения (пп. "ж" п. 1 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ).
Для лиц, намеренных осуществлять виды предпринимательской деятельности, в сфере образования, воспитания, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 285), необходима справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Справка представляется органами внутренних дел по межведомственному запросу регистрирующего органа в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Требования к оформлению вышеуказанных документов утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Документы могут быть представлены в регистрирующий орган:
- почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;
- непосредственно в регистрирующий орган - лично или через представителя;
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - лично или через представителя;
- в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Верность любой копии документа, представляемого для государственной регистрации, должна быть засвидетельствована нотариусом, за исключением случая, когда документы представляются заявителем непосредственно с одновременным предъявлением документа в подлиннике[8]. Подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки, предусмотренной п. 3 ст. 9 данного Закона (п. 2 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ).
За непредставление или несвоевременное представление необходимых сведений для включения в единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут установленную законодательством ответственность (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ).
С 22 августа 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устанавливающий порядок досудебного обжалования решений регистрирующих органов, а также обязательность досудебного обжалования решений об отказе в государственной регистрации.
Итак, проанализировав положения действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что процедура государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в настоящее время максимально упрощена, что является положительным моментом для обеспечения конституционного права гражданина осуществлять предпринимательскую деятельность[9].