Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Основы монополизации экономики).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Основы монополизации экономики
1.1 Понятие и сущность монополии
1.2 Современное состояние монополизации экономики РФ
1.3 Регулирование деятельности монополий
2.1 ПАО «ГАЗПРОМ» - естественный монополист газовой отрасли
2.2 АО «РЖД» - монополист в области железнодорожных перевозок РФ
2.3 Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
2.4 АО «АК «Транснефть» - монополист в области транспортировки нефти
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На данный момент проблемы монополизации российской экономики привлекают сосредоточенное внимание не только специалистов, но и обществом в целом. Отношения общества и государства к различным формам монополий всегда двойственно, в силу противоречивой роли монополий в современной экономике.
Ограничивая выпуск продукции и определяя более высокие цены монополии вследствие своего монопольного положения на рынке вызывают нерациональное распределение ресурсов и возбуждают укрепление неравенства доходов, как следствие монополии способствуют понижению жизненного уровня населения. Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как отсутствует конкуренция. В Российской Федерации, особенно острой становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. Одной из проблем монополий все с большей очевидностью выступает проблема преодоления общественно ненормальных проявлений монополии и ее негативных воздействий на процесс развития эквивалентных, обоюдовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между государством и монополиями, между российскими и зарубежными монополиями.
Исследование монополизированных рынков актуально для принятия экономических решений по разнообразным вопросам.
Практическое и теоретическое значение имеет проблема понимания сути и причин происхождения монополистических новообразований в условиях цивилизованных конкурентных взаимоотношений организаций, предприятий, юридических и физических субъектов хозяйствования, что чрезвычайно важно для судьбы рыночного механизма в России, так как господствующее положение на рынке одной или нескольких монополий не только отягощает доступ на него других субъектов хозяйствования, но и противостоит развитию подлинно рыночных отношений в целом.
Немаловажно в этих условиях оценить объективную обусловленность и практическую неизбежность государственного регулирования экономики, находящейся в непростой ситуации.
Монополия изучалась многими учёными - представителями различных научных направлений. Отдельные аспекты теории и эволюции отечественного монополизма исследованы российскими учеными: Абалкиным Л., Абросимовой О., Барышевой А., Белоусом Т., Богачевым В., Винславым Ю., Гельвановским М., Глазьевым С., Городецким А., Гринбергом Р., Дементьевым В.,Деминым А., ДзарасовымС., Еременко В., Кириченко В., Львовым Д., Никитиным С., Никеровым Г., Назаревским В., Никифоровым А., Петровым И., Поповым В., Пороховским А., Стародубровской И., Расковым Н., Ребельским Н., Розановой H, Рудаковой И., Рузавиным Г., Шаталиным С и другие авторы. Тема регулирования государством российских монополий освещалась в работах таких ученых - Евстигнеева Р., Некипелова А., Никифорова А., Лукьянчиковой Н. и прочие.
Цель работы заключается во всестороннем исследовании процесса монополизации рынка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить понятие и сущность монополии.
- Проанализировать современное состояние монополизации экономики.
- Рассмотреть регулирование деятельности монополий.
- Выявить особенности естественных монополий Российской Федерации в современных условиях рыночной экономики.
Объект исследования – монополия.
Предмет исследования - процесс монополизации рынка.
Основными научными методами исследования работы являются анализ литературных источников по теме исследования, абстрактно-логический анализ, экономико-статистический анализ, системно-структурный анализ и другие методы научного познания..
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Основы монополизации экономики
1.1 Понятие и сущность монополии
В экономической теории под монополией понимается исключительное право кого-либо (государства, фирмы, домохозяйства, частного лица и пр.) на осуществление хозяйственной деятельности. Ирвинг Фишер однажды определил монополию просто как «отсутствие конкуренции»[1].
Монополия как явление зародилась в древние века, но стала типичной и значимой в экономике только в последнее столетие. Новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений - кризисов и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса»[2].
Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.
В России первые монополии образовались в 80-х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.)[3]. Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность).
С начала 90-х годов ХХ века проблемы, связанные с монополизацией рынка, остро встали перед Россией. Без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий[4].
На сегодняшний день в Российской Федерации существует ряд крупных монополистов, среди которых АО «ГАЗПРОМ», АО «РЖД», «Росатом», АО «ТК «Транснефть» и другие.
Монополия (от греч. «моно» – один, «полио» - продаю) – это состояние рынка, при котором на нем действует один продавец.
Монополия – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей[5].
В данном случае потребителям противостоит единственный производитель.
Поэтому потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия. В масштабах страны чистая монополия встречается редко, но если взять отдельную область или город, то ситуация вполне типична.
Рисунок 1. Основные черты чистой монополии
В реальной экономической практике всегда существуют группы людей с различной степенью эластичности спроса на один и тот же товар. Например, большинство населения не откажется от пользования услугами телефонной станции, как бы дорого ни стоила минута телефонного разговора. Однако цена телефонного разговора может быть такой высокой, что часть потребителей, например, пенсионеры в России, откажутся от услуг, предоставляемых телефонной компанией. В первом случае спрос отличается жесткой эластичностью (платят любую цену за телефонные услуги), во втором случае спрос эластичен (многие потребители откажутся иметь телефон при высокой плате за телефонные разговоры). Если в городе имеется телефонная станция, располагающая абсолютной властью над рынком телефонных услуг, то она может назначать каждой группе потребителей цену, отличающуюся от цен, которые должны платить другие группы. Так возникают субрынки, на которых господствует своя, специфическая цена на продукцию монополии. Особенность этих рынков состоит в том, что группы потребителей, для которых цена монопольной продукции ниже, не имеют возможности перепродать эту продукцию тем группам потребителей, которым монополия назначает более высокую цену. Так возникает ценовая дискриминация.
Ценовая дискриминация – продажа одинаковых товаров различным покупателям по разным ценам в зависимости от их платежеспособности[6].
Экономически она выражается во временном назначении цены или близко, или даже ниже себестоимости с целью завоевания рынка и привлечения дополнительного количества покупателей. Иногда ценовую дискриминацию определяют еще как дискриминацию самой фирмы в интересах потребителя, опять же, для завоевания рынка. Как только цель будет достигнута, такие цены сразу возрастают. Такую дискриминацию может себе позволить только сильная фирма или компания, поэтому чаще всего ее осуществляют монополии, так как они устанавливают и контролируют цены.
Часто используют ценовую дискриминацию авиакомпании. Они предлагают перелеты эконом-класса и бизнес-класса. Более дорогие билеты бизнес - класса привлекательны включенными различными услугами, влияющие в конечном итоге на удобство пассажира во время регистрации, посадки и путешествия. Пассажиры этого типа обычно имеют более высокую готовность платить. Эконом-класс – это тариф, который отличается своей минимальной ценой. Доступность подобных авиабилетов, безусловно, сказывается на комфортности и на уровне обслуживания и в самолете, и в аэропорту[7].
Билеты в кинотеатры на утренние и вечерние сеансы могут сильно (иногда в несколько раз) отличаться по цене.
Льготные билеты (50% от полной стоимости) на проезд для студентов, пенсионеров и некоторых других льготных категорий.
Во многих странах некоторые виды ценовой дискриминации запрещены законодательно. Так, в США закон не разрешает фирмам-производителям реализовывать свои товары крупным магазинам по ценам, которые ниже цен в розничной торговле, чтобы не допустить разорения мелких магазинов. В Канаде запрещена ценовая дискриминация лишь в тех случаях, когда товары одного качества и количества реализуются по разным ценам[8].
Таким образом, монополией называется ситуация в отрасли, при которой, во-первых, в отрасли существует только одна фирма, во-вторых, благо, которое она производит, не имеет близких заменителей, в-третьих, отсутствует возможность появления в отрасли других фирм. Такая фирма, не имеющая «соседей» по отрасли, является полным хозяином положения на рынке своего блага. Выпуск этой фирмы является выпуском всей отрасли, и предложение этой фирмы является предложением всей отрасли.
Выделяют три формы монополии: естественная, открытая и закрытая.
Естественная монополия возникает в том случае, когда один производитель обсуживает рынок более эффективно, чем несколько конкурирующих фирм. Чем крупнее компания и ближе к полному охвату рынка, тем ниже ее издержки. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д. Согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к ним отнесены[9]:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
1.2 Современное состояние монополизации экономики РФ
На сегодняшнем этапе развития экономики Российской Федерации экономистами стали особо отмечаться такие проблемы, как монополизация концентрация. Несомненно, монополии могут существовать в любых отраслях экономики, в любых странах и просто в любых сферах нашей жизни. Они имеют определённое влияние на рыночный механизм, но, чтобы не усиливать их роль, не позволять процессу монополизации развиваться неконтролируемо, необходимо наблюдать за их деятельностью и иногда координировать её. В связи с рядом последствий для экономики в целом и для жизни отдельных индивидов, проблема изучения уровня монополизации российской экономики является крайне актуальной. На территории нашей страны образовалось огромное количество крупных предприятий, которые занимают доминирующее положение на рынке и устанавливают барьеры входа для новых участников. В соответствии с тем, что на протяжении последних лет в России наблюдается замедление экономического развития, следует рассмотреть роль монополизации экономики в этом процессе.
Проблема существования монополий начала интересовать экономистов примерно с 18 века и первым к ней обратился А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он провозгласил ценность свободной конкуренции, положил начало представлению о противоположности конкуренции и монополии. А. Смит доказывал, что конкуренция – это благо для развития страны, а монополия есть социальное зло[10]. Выводы Смита о понижении рыночной цены вследствие увеличения числа продавцов на рынке получили развитие в работах А. О. Курно. Так, монополию он объяснял как рыночную ситуацию, характеризующуюся присутствием единственного продавца на рынке, и предложил модель максимизации дохода монопольной фирмы. В 19 в. зародились теория концентрации и тенденции к образованию монополий. Дж. Милль трактовал монополию как исключительные привилегии и считал, что она неотделима от застоя, но в то же время отмечал ситуации, когда она бывает полезна (монополия изобретателей на патенты, естественные монополии). К. Маркс считал, что концентрация и централизация капитала ведут к приобретению отдельными капиталистами исключительного положения, что позволяет им получать сверхприбыль. В «Капитале» он поясняет, что концентрация средств производства осуществляется путем увеличения размеров производства или путем централизации (объединения предприятий), и все преимущества монополизируются крупным бизнесом, что негативно отражается на остальных участниках рынка[11]. В конце 19 начале 20 в. появились труды, посвященные крупным монополистическим образованиям (картель, трест, синдикат). А с 20 в. научные труды, посвященные монополиям, появились и в России. Экономисты 20 века исследовали монополию на уровне сделки-обмена. Р. Коуз в работе «Природа фирмы» рассматривает процесс порождения рыночной экономикой специфического рода издержек, которые он назвал «транзакционными», что позволило ему сделать вывод о том, что несовершенная конкуренция присуща большинству реальных рынков[12]. Концепция транзакционных издержек дала возможность О. Уильямсону выдвинуть проблему «монополия-эффективность» в монографии «Экономические институты капитализма».